В пользу бедных

На модерации Отложенный В Госдуме предлагают поддержать малоимущих россиян введением пособий по бедности

Дмитрий Рункевич, Елена Малай

Депутат нижней палаты парламента Андрей Крутов направил обращения на имя федерального министра экономического развития Алексея Улюкаева и главы Министерства труда и социальной защиты России Максима Топилина с просьбой рассмотреть вопрос о введении в стране прожиточного пособия по бедности. Законодатель отметил, что в последние полтора-два года в России происходит стабильный рост числа граждан, вынужденных ежемесячно жить на средства ниже прожиточного минимума. В подобной ситуации, по его словам, государство обязано изыскать ресурсы для поддержки соотечественников.

Два месяца назад российский министр труда и социальной защиты Максим Топилин публично заявил, что в стране проживает около 19 млн человек, чьи доходы недотягивают до прожиточного минимума. При этом около 60–70% из этих 19 млн — это семьи с детьми.

Еще более печальные цифры приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). По ее данным, в прошлом году численность россиян с крайне низким уровнем доходов составила 20,3 млн человек, то есть 14,1% от всего населения России. Годом ранее, в 2014-м, таких людей в стране было 16,1 млн человек, или 11,2% от всех граждан.

В подобных условиях, когда число бедняков за год увеличивается на 4 с лишним миллиона человек, не приходится даже заикаться о решении каких-либо демографических проблем или повышении покупательной способности россиян. На сегодняшний день встает вопрос ответственности федерального правительства за ту ситуацию, в которой оказались миллионы сограждан,  нуждающихся в скорейшей финансовой поддержке.

«Конечно, в сегодняшней экономической ситуации выделение еще одного пособия может казаться мерой утопической. Но вы только вдумайтесь, что если так называемый средний класс испытывает такие финансовые трудности, то как же последние события ударяют по тем, кто находится за чертой бедности. А это, по последним данным Росстата, порядка 14,1% всего населения страны. Среди них и одинокие матери, и семьи с детьми-инвалидами, и пенсионеры, и живущие в малых населенных пунктах РФ, отдаленных настолько, что в их домах нет даже газа, а до ближайшего фельдшерского пункта надо добираться много часов. Населенные пункты вымирают вместе с населением, и справедливо было бы сейчас не бросать их, а поддержать хоть небольшим, но жизненно необходимым для них пособием», — сказал депутат Крутов.

Само пособие, как отметил законодатель, не должно представлять собой какую-то одну общую для всех фиксированную сумму. Исчисляться оно должно с учетом текущего ежемесячного дохода того или иного гражданина и его семейного положения — так, чтобы государственная финансовая поддержка выводила человека вместе с его детьми на прожиточный уровень.

В принципе достигшие высот в культуре копирования при скудных креативных способностях российские чиновники могут легко взять за образец любую существующую европейскую систему исчисления пособий по бедности. Сейчас во многих европейских странах, например в Германии или Эстонии, существуют законодательные понятия прожиточных пособий по бедности и, что самое приятное, отработанные модели их начисления.

Так, в Эстонии для того, чтобы вычислить уровень прожиточного пособия, чиновники изучают все ключевые показатели соискателя: начиная от уровня дохода и размера семьи и заканчивая размером жилой площади и стоимостью коммунальных услуг. В итоге человеку выплачивается именно та сумма, которая позволяет ему выбраться из состояния бедности.

 

Но при заимствовании этих систем российским разработчикам будет крайне важно установить законодательные преграды появлению в России такой прослойки населения, как профессиональные получатели пособий, которые имеют все возможности работать и самостоятельно обеспечивать себя, но готовы из-за своей лени и посредственных жизненных интересов превратиться в долголетних домоседов-иждивенцев.

Профессор Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов, в свою очередь, отметил, что даже если пособия по бедности позволят гражданам подняться на уровень прожиточного минимума, маловероятно, что это каким-либо образом кардинально изменит их жизнь. Одновременно не стоит особо опасаться того, что в России появятся профессиональные получатели пособий, которые явно не смогут даже близко претендовать на то, что получают малоимущие граждане в некоторых европейских странах.

«Число граждан, находящихся за гранью бедности, в стране действительно растет. Только по данным Росстата, оно выросло за последний год на несколько миллионов человек. Но введение пособий по бедности, я боюсь, не позволит ощутить какого-то особого облегчения. В первую очередь — по причине своего размера, — сказал Богданов. — Также вряд ли такое пособие, опять же из-за своей скромности, сможет спровоцировать появление "профессиональных бедных"».

Сегодня уровень прожиточного минимума устанавливается региональными правовыми актами и может значительно различаться. Так, в 2015 году для трудоспособного жителя Астраханской области он был установлен на уровне 8797 рублей, Брянской области — 9387 рублей, города Москвы — 17 296 рублей и так далее. На эти суммы действительно если и можно прожить, то с очень большим трудом, и нужно согласиться с экспертом, что меры по подтягиванию уровня доходов до прожиточного минимума не решат всех проблем бедных людей.

На практике существует несколько механизмов снижения уровня бедности в стране. Снизить ее можно созданием условий для роста производства, что, по идее, должно вести к увеличению доходов. Можно ввести прогрессивную шкалу подоходного налога и более справедливо распределять доходы между богатыми и бедными. Можно провести антиинфляционные мероприятия. Можно, наконец, разработать планы по внутренней миграции и находить гражданам новые рабочие места в других регионах. Однако ничего этого по факту не делается, и одним из немногих решений, которые остаются для вывода людей из тяжелого финансового состояния, является введение прожиточных пособий.