ДИСКУССИЯ: ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ФОНДОВОМУ РЫНКУ В ЭКОНОМИКЕ СОЦИАЛИЗМА?

На модерации Отложенный

Уважаемые господа! На этой странице мы с Аркадием Розбашем решили провести дискуссию по выбранной теме. Никому не возбраняется принять в ней участие.

Вот моя позиция:

Многократные комментарии в интернете убеждают меня, что подавляющее большинство людей не представляют себе, что такое фондовый рынок. Многие считают его разновидностью игры, как играют в рулетку или покер, с единственной целью НАЖИВЫ. Это не совсем так, а точнее – изрядно не так.

  1. РЫНОК АКЦИЙ

Первые фондовые биржи возникли более 150 лет назад, и цель у них была одна: привлечь свободные деньги компаниям для реализации новых проектов.

Многие примеры я буду приводить из добывающей промышленности, потому что хорошо ее знаю. Представьте – группа геологов открыла новое месторождение. Чтобы его разработать, нужны многие миллионы, а у них таких денег нет. Они учреждают компанию и выпускают в продажу ее акции, которые оценивают в те самые миллионы. Люди, которые верят в доходность бизнеса, покупают акции и становятся маленькими (миноритарными) акционерами компании. Когда компания начинает давать прибыль, они получают дивиденды.

Это – способ общественного (коллективного) инвестирования. Он способствует развитию компаний. Сейчас в США ПОЛОВИНА взрослого населения владеет акциями и получает на них небольшой доход.

Компании развиваются, их акции пользуются все бОльшим спросом, их стоимость растет. Вот тут и появляются желающие заработать на росте курса акций. Их называют спекулянтами. Сегодня они покупают, завтра продают. Некоторые за один торговый день совершают более 300 сделок.

Сразу скажу: 90% спекулянтов в течение 3-5 лет теряют свои деньги. Из оставшихся десяти процентов три четверти избегают проигрыша, и только одна четверть (примерно 2-3 %) имеет на бирже постоянный доход. Это виртуозы, талантливые игроки. Они имеют собственные программы игры на бирже, торговые роботы. Но даже они не застрахованы от краха. Можно было бы заклеймить биржевые спекуляции, как азартную игру, если бы не одно обстоятельство. Спекулянты обеспечивают ЛИКВИДНОСТЬ акций.

Ликвидность – это возможность без существенных потерь превратить в деньги свое имущество. Самым ликвидным инструментом является простой банковский вклад, чтобы получить деньги, нужно просто снять их со счета. Срочный депозит – уже менее ликвиден. Если Вам срочно потребовались деньги, вы потеряете ранее полученный процентный доход. Низкую ликвидность имеет недвижимость – срочно продать квартиру или дом можно только с большой скидкой.

Акция на бирже считается низколиквидной, если по ней проходит мало сделок. Разница между ценой покупки и продажи достигает 5 % и более. Торги по таким акциям идут вяло, иногда по нескольку сделок в день, не более.

Спекулянты, разумеется, играют на высоколиквидных акциях. Именно они образуют многие тысячи продавцов-покупателей, которые обеспечивают объемы торгов размером в миллиарды долларов ежедневно. В результате по таким акциям разница между ценой покупки и продажи очень мала, и эти акции можно продать в любой момент без потерь.

Но вернемся к роли рынка акций в мировой экономике. Она очень существенна.

Современная крупная компания – очень сложный организм. Филиалы по всему миру. Широкий набор продукции. Сотни тысяч работников и столько же акционеров. Очень сложно следить за работой такого механизма: не поскрипывают ли где колесики, не отстает ли механизм от конкурентов, не грозит ли ему кризис. Можно изучить каждую деталь такого механизма и представить акционерам отчет на тысяче страниц. Но они в нем не разберутся. Поэтому роль индикатора деятельности компаний взял на себя фондовый рынок. Растут акции – значит, дела у компании идут хорошо. Падают – сигнал руководству, что-то надо улучшить. И это понятно каждому. Колебания цены акций компании – обобщенный показатель, он включает все.

Есть биржевые индексы, составленные из акций самых крупных компаний страны. Это – термометр, показывающий температуру ее экономики. В нынешнем году индекс Московской биржи MICEX долго снижался, темпы роста производства замедлились, экономика чувствовала себя зябко. Сейчас индекс подрос, но негативная тенденция пока не сломлена. Все решится в ближайшие недели и месяцы.

Публичным компаниям, акции которых торгуются на бирже, НАМНОГО легче получить крупные кредиты. Для этого крупные акционеры гарантируют возврат кредита под залог своих акций. А цена акций – всегда известна. А вот если компания не торгуется на бирже, то оценка ее имущества в качестве залога может занять несколько месяцев (мне как раз часто приходится этим заниматься) и не гарантирована от серьезных ошибок.

Наконец, публичные компании согласно законодательству обязаны публиковать обширную информацию о своей работе. Она размещается на сайте компании и доступна любому акционеру. Непубличные компании более закрыты, их недостатки могут скрываться до тех пор, пока неожиданно не наступает банкротство.

Именно по этим причинам почти все крупнейшие мировые компании стоимостью в десятки и сотни миллиардов долларов являются публичными. Есть исключение – государственная нефтяная компания Сауди Арамко, основное богатство которой составляют запасы нефти.

2.ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

Изначально товарные биржи торговали сельскохозяйственными продуктами, в первую очередь, зерном. Здесь торговля идет главным образом фьючерсами. Фьючерс – это контракт, по которому продавец обязуется в оговоренный срок поставить партию товара, а покупатель – оплатить ее по оговоренной цене. Покупатель при этом уплачивает залог, обычно в размере 10 % стоимости покупки. Если он от покупки откажется, то залог теряет.

В неурожайные годы у фермеров и аграрных компаний не хватало денег на покупку семян и посевные работы. Можно было взять кредит, но тогда второй неурожайный год грозил массовым банкротством и голодом. Получение денег путем продажи фьючерса на поставку будущей продукции стало мощным фактором стабилизации зернового производства.

Сейчас на товарных рынках торгуются фьючерсы на самые разные товары: пшеницу, рис, сахар, кофе, нефть и нефтепродукты, цветные металлы. Нефтеперерабатывающий завод – непрерывное производство и нуждается в регулярных поставках нефти. Выбирая момент для покупки фьючерсов по невысокой цене, владелец завода снижает у себя себестоимость бензина.

Разумеется, огромное количество товаров торгуются, минуя биржу, и даже по долгосрочным контрактам. Но и эти поставки привязаны к биржевым ценам, именно по ним идут все текущие расчеты.

Фьючерсы часто экономят покупателю деньги. Потребление газа, например, сильно зависит от погодных условий, в холодную зиму оно намного выше, чем летом. Покупая заранее фьючерс на поставку газа зимой, покупатель страхует себя от резкого роста цен, если зима будет очень холодной.

Нужно отметить, что спекуляции на товарных рынках более опасны. Фьючерсные контракты выпускает сама биржа, имеющая с них маленький процент. При миллиардном количестве сделок этот процент оборачивается огромным доходом. Поэтому число эмитированных нефтяных фьючерсов уже в 50 раз превышает количество реальных сделок. Неоправданный рост виртуальных цен на нефть в 2008 г. стал одной из причин финансового кризиса. Сейчас администрация Обамы пытается ограничить биржевых спекулянтов, а банки и биржи усиленно этому противятся.

3.ВАЛЮТНЫЕ РЫНКИ

Россия – страна с экспортно-ориентированной экономикой. В прошлом году от экспорта мы получили выручку примерно в $500 млрд., а за импортные товары заплатили $300 млрд. Экспортеры принесли валюту на биржу и продали ее. Импортеры принесли на биржу рубли и купили валюту. Излишек валюты выкупил ЦБ РФ и направил в свои резервы. Без валютной биржи российская экономика просто остановилась бы, потому что за пределами России рубли (пока) никому не нужны и там на них ничего не купишь.

Курс национальной валюты тоже является индикатором состояния ее экономики. Если экономика растет, курс валюты повышается. Этот процесс отчасти контролируется Центробанками, они стремятся сделать его плавным, избегая спекулятивных скачков и падений. До тех пор, пока существуют национальные валюты и международная торговля, сохранится необходимость в валютных биржах.

Но есть спекулятивный валютный рынок, он называется ФОРЕКС. Это самый крупный в мире лохотрон, его годовой оборот оценивается в $ 450 трлн. Таких денег в мире нет, это виртуальные деньги. Если Вам предложат «легко разбогатеть» на ФОРЕКСе – твердо отказывайтесь хотя бы потому, что никому не известно, кто является устроителем этого рынка.

4.ФОНДОВЫЙ РЫНОК И СОЦИАЛИЗМ

В обществе социализма преобладает ОБЩЕСТВЕННАЯ собственность (государственная и акционерная), поэтому рынок акций этих компаний совершенно необходим. Наша государственная компания Транснефть имеет на бирже 10% своих привилегированных акций. Их владельцы не участвуют в голосованиях, только получают дивиденды. Как Вы думаете, зачем они понадобились? Затем, что нужны конкретные лица, которые заинтересованы в прибыли. Они будут подталкивать менеджмент к более высокой доходности, а 90 % доходов получит государство.

Вот если человечество через много-много лет все же построит коммунизм, то тогда фондовый рынок станет ненужным.

Деньги потеряют свою магическую силу. Исчезнут спекулянты, жулики и стяжатели. Тогда работу крупных мировых компаний будут оценивать все потребители их продукции. Думаю, это будет делаться на огромных сайтах путем статистики рекламаций и похвальных отзывов. Но, если это и будет, то очень нескоро. 

Теперь слово Аркадию Розбашу:

Когда мы с Александром договаривались обсудить тему фондового рынка, я сразу предупредил, что рассматривать процессы внутри рынка, на уровне терминологии «фьючерс», виды акций, «ликвидность» я не собираюсь. И если разговор пойдет на таком уровне, я от участия в дискуссии откажусь. Я собираюсь обсудить нравственный аспект фондового рынка и его необходимость для хозяйственного механизма страны, а не для конкретной компании.

Идея акционирования возникла из того обстоятельства, что ни одно дело невозможно открыть на собственные средства, заработанные честным трудом.Для этого необходимо привлечение сторонних средств. Выпуск акций с последующей их продажей для образования первичного капитала отличается от привлечения кредита тем, что выплата тела кредита и процентов по нему должна происходить независимо от прибыльности предприятия.В случае же с выпуском и продажей акций выплата дивидендов осуществляется при определении кругом лиц - прибыльно сработало предприятие либо нет.Нет прибыли – нет дивидентов. Очевидно, который из вариантов предпочтительней для создания бизнеса.

Целью приобретения индивидом акций ни в коей мере не является инвестирование денег в предприятие с целью его развития. Цель такого действия одна – ничего не делая, не создавая никаких материальных ценностей, не оказывая обществу никаких полезных услуг, получать доход. Нетрудовой доход. Кроме того, думаю, сейчас нет ни одного человека, который бы покупал акции для получения дивидендов. Цель – перепродажа с «наваром», и только.

Акции - это всего лишь дополнительный инструмент для спекуляций, и не более того.Компания выпустила и продала акции для получения капитала на развитие.Дальнейшие перепродажи акций спекулянтами на бирже ни к самой компании, ни к инвестированию в компанию ровно никакого отношения не имеют.

В нравственно здоровом обществе трудовые доходы могут принадлежать к одной из следующих категорий:

- заработная плата и премии за участие в трудовой деятельности;

- выплаты по социальному обеспечению из целевых государственных и общественных (т.е.частных и корпоративных) фондов, не обусловленные участием в трудовой деятельности;

- полученные в порядке принятия помощи со стороны других людей на основе их личной мотивации и взаимной договорённости, не нарушающей прав стороны, принимающей помощь (помощь освобождает от проблем, а не создаёт новые проблемы).

Доходы же в виде ссудного процента и выплат по ценным бумагам, включая и проценты по вкладам в банки, — узаконенное воровство, анонимное вымогательство в том смысле, что вымогатель не вступает в непосредственные отношения с тем, кого грабит, вследствие чего обираемые им лишены возможности оказать противодействие ему лично.

Объяснить нравственность этих последних доходов желательно простому труженику, а не “простому налогоплательщику”, поскольку налогоплательщик в исторически реальной экономике сам может и не быть тружеником, хотя может честно платить налоги с узаконенных в обществе нетрудовых доходов. А труженику приходится кормить, одевать, обустраивать жизнь всех, включая и налогоплательщиков, “честно” и законопослушно живущих нетрудовыми доходами. И труженик имеет право знать, почему он якобы должен обеспечивать жизнь тех, кто способен трудиться, но не трудится; причём обеспечить им подчас более высокий уровень потребления, нежели тот, который доступен ему самому и его семье.

Стремление же создать так называемый “средний класс” представляет собой стремление наиболее крупных паразитов-инвесторов, живущих преимущественно нетрудовыми доходами, затеряться в среде этого безликого “среднего”, который всё же трудится, но в доходах которого доля нетрудовых доходов по разного рода “ценным” бумагам достаточно велика, чтобы он дорожил ею и массово вставал грудью на защиту всей развращающе-паразитической системы.Кроме того, наличие 90 процентов тех брокеров, которые априорно разорятся – совершенно необходимое условие для того, чтобы 10 процентов заработали.Обычная пирамида.Фраза «пусть не лезут, если не понимают» со стороны «удачливых» игроков – чистое лукавство.Потому что без этих 90 процентов искомым 10 процентам не с чего будет поживиться.

С полученного от Александра разрешения я использую его пример с геологами.

Для чего в данном случае они разведывают новые месторождения? Для составления карт неприкосновенного запаса ископаемых для будущих поколений? В этом случае их деятельность, а также деятельность тех, кто их снарядил в экспедицию, заслуживает всяческого поощрения. Если же разведанные запасы ( с моей точки зрения, нам не принадлежащие, а принадлежащие нашим детям и внукам), будут варварски использованы для дальнейшей гонки паразитического потребления, увеличения стоимости акций какого-то вырванного из общего контекста макроэкономики предприятия, то лучше бы они ничего не нашли.

Но давайте предположим, что нашли. Геологи –люди «нормальные» в современном понимании. И понимают, что случится с акциями в случае обнародования находки.Наверняка они позвонят близким людям и посоветуют прикупить акций компании, которая оплатила геологоразведку.Как поступит сама компания? Возможны варианты. Но наиболее вероятный – втихую скупит через подставных людей акции до объявления о находке. Дальше – просто.Неплохо до объявления о находке акции обвалить. Далее прохоровский РБК объявит нам – акции компании Х после открытия месторождения пошли вверх. Много для этого не надо – пара-тройка аффилированных брокеров начнут скупать акции по повышенной стоимости. И чудесным образом связалась сумма ничем не обеспеченных долларов, равная разнице прошлой и нынешней суммы стоимости акций. Потому что вне зависимости от того, проданы они или нет, «торгуются» они по новой стоимости .Очередной «экономист» глубокомысленно изречет нам с экрана об увеличении капитализации компании. А на заводах компании ничего не изменилось – люди как работали, так и работают. Я не вижу во всей этой суете ни произведенных материальных ценностей, ни перспектив такого производства.

Я предлагаю рассмотреть необходимость, и, если таковая имеется, назначение фондового рынка в в процессах, происходящих, или предполагаемых к осуществлению в обществе, на которое направлена идеология социализма. И в первую очередь нам необходимо выяснить, есть ли смысл рассматривать развитие, активы предприятия оторванно от действия предприятий смежных отраслей, без которых невозможно функционирование рассматриваемого.Как-то поставки сырья и материалов для него, создание инфраструктуры и прочее. Чтобы яснее: например, для того, чтобы изготовить один автомобиль требуются обусловленные его конструкцией, технологиями, организацией и культурой производства в целом определённые количества: стали — столько-то; цветных металлов — столько-то; резины и пластмасс — столько-то; стекла — столько-то; транспортных услуг — столько-то и т.д.

Всё это автомобилестроению должны поставить большей частью другие отрасли. Соответственно полная (валовая) мощность, например, металлургии представляет собой суммарный объём её поставок всем другим отраслям, плюс её собственное внутренне потребление металлов, плюс продажу металлов в виде конечной продукции непосредственно населению для его бытовых нужд. То же касается обусловленности производственных потребностей и оценки полных (валовых) мощностей и всех других отраслей. Для того чтобы увеличить производство автомобилей на какое-то количество, необходимо увеличить производство во всех отраслях-поставщиках (первого порядка) на соответствующие величины; для увеличения производства в каждой из отраслей-поставщиков первого порядка необходимо увеличить производство и в каждой из их отраслей-поставщиков (второго порядка) и т.д.

Кроме того, увеличение количества автомобилей в эксплуатации с течением времени повлечёт за собой определённое увеличение потребностей в топливе, смазочных маслах и гидравлических жидкостях, в расширении сети дорог и инфраструктуры гаражного хранения и сервисного обслуживания, что в свою очередь потребует роста производственных мощностей других отраслей кроме отраслей-поставщиков автопромышленности; а также — возможно — и коренной инфраструктурной реконструкции страны.

Если ВАЗ, начиная с 1970 г. производит по 500 000 машин и более, которые служат в большинстве своём не менее 10 лет, то надо было своевременно подумать, где всё это будет ездить и стоять, как всё это будет обслуживаться? как увеличить пропускную способность дорог и в особенности — городских улиц? И вообще: преобладающим средством передвижения в городах должен быть общественный многоместный транспорт и велосипед? Или всё же — легковой автомобиль, среднестатистическая загрузка которого в городе 1,4 человека, а мощность двигателя соизмерима с мощностью двигателя многоместного автобуса?

Повторюсь – при таком уровне рассмотрения я не вижу места фондовому рынку ни в экономическом, ни, тем более, в нравственном понимании.