Трепетная забота о чувствах верующих.

На модерации Отложенный

Принимают закон о защите чувств верующих по таким же причинам, что приняли закон об иностранных агентах. Это входит в «игру в демократию». Ведь все вроде знают, что верховенство закона одно из основополагающих принципов демократии, а у властей неуклюже получалось, то с Пусси райот, то с неудобными НКО. На каком именно основании судить, посадить, проводить обыски, закрывать?

А если есть по всем правилам принятый закон, все выглядит убедительнее, хотя бы формально. Властям удобнее. Скажем, одна НКО занимается опросами общественного мнения. В демократической стране это просто научная деятельность, социологические исследования. Но здесь, понимают потенциальную опасность независимых опросов. Власти кормят публику одной картиной действительности, а опросы рисуют порой другую картину, значит, могут мешать властям в пропагандистской работе, значит, это уже не научная, а политическая деятельность. Вот и закон об иностранных агентах очень кстати.

Трепетная забота о чувствах верующих идет в том же русле. Режимы, чьи первостепенная задача – сохранять собственную власть любой ценой, любят аморфные, эластичные законы такого рода, чем шире и чем расплывчатее, тем лучше. Проще судить кого нужно, и заодно объяснять заморским врагам-«партнерам», что все строго по закону, и не по очередной прихоти властей.

К тому же, новый закон прекрасно вписывается в официальный дискурс о межэтнической гармонии и диалоге между конфессиями. Прежде всего, защитят чувства православных, конечно. Но, если кто-то осмелится повторить дерзость датских любителей антиисламских карикатур, думаю, тоже получит.

Понятно, что должны быть рамки. Поэтому в разных странах действуют законы об охране общественного порядка, которые, в принципе, и позволяют остановить попытки публично разжигать ненависть к той или иной группе населения. Чувства есть у всех, но разум у некоторых насколько замутнен и загрязнен, что его как будто нет.

Вместо разума, возникают невежество, фанатизм, ненависть, зависть, и страх.

Подлинная демократия, как я ее понимаю, это не столько о свободе, сколько об ответственности, ответственности и индивидуальной, и общественной. Весь демократический процесс и так есть диалог, постоянные переговоры, через которые мы договариваем наши права и обязанности, рамки и законы.  

В любой стране, законы и так несовершенные механизмы, и тем более когда имеем дело с сугубо субъективными понятиями как «оскорбление», «чувства», и даже «верующие». Чувствовать себя оскорбленным или нет, это личный выбор человека. Один из патриархов чан (дзэн) буддизм в Китае сказал, что Будда – не статуя на алтаре, а живет в нас, в нашем сердце. Но, люди так привязываются к символам веры, к ее внешним, сделанным человеческими руками, атрибутам, что словно забывают о самой веры, о ее смысле. Христос простил тех, кто в своем невежестве его казнили, а есть люди, считающие себя христианами, но и не знающие, что это вообще такое, прощение.

Оскорбленные чувства таких «верующих» - не больше чем ответ одних озлобленных, заблудившихся граждан, на выходки других озлобленных, заблудившихся граждан.

Все люди на самом деле верующие. Отсутствие веры тоже есть своего рода вера. Сказать, что верующие какие-то особо чувствительные – глупость. Видел мир и воинствующий атеизм. Да, можно что угодно делать «воинствующим».

Лучше бы позаботиться о воспитании элементарного взаимоуважения между людьми. Ведь, когда люди уважают друг друга, они и так не особо склонны пытаться оскорблять друг друга и издеваться друг над другом. Увы, лицемерными законами не развивать взаимоуважение и личную ответственность, а только усугублять и так растущие противоречия между людьми. Зато можно будет посадить каких-то там и сям неугодных личностей. Вот и вся защита.