Таможенный союз как камень преткновения

На модерации Отложенный

Таможенный союз как камень преткновения

 

Лейла Сазонтова,
журналист

Республика Армения определилась с выбором экономического союзничества. Страна, являющаяся давним политическим «товарищем» России, отказалась от создания зоны свободной торговли с ЕС и решила вступить в Таможенный союз. Несмотря на то, что для Армении этот шаг открывает новые перспективы, многие политологи и местные жители до сих пор не в восторге от подобного решения.

Какие перспективы?

Очевидно, вступление РА в Таможенный союз может привести к срыву заключения соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в рамках которой предполагалось создание зоны свободной торговли. Серж Саргсян намеревался парафировать этот договор в ноябре в Вильнюсе на саммите стран «Восточного партнерства». Впрочем, сам армянский лидер не считает, что решение страны присоединиться к ТС означает отказ от диалога с европейскими структурами.


Безусловно, вступление в Таможенный союз для Еревана весьма выгодно. Это позволит ему получить скидку на российский газ, а также обеспечить беспошлинный доступ на рынки России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, членство в ТС существенно повысит уровень региональной безопасности Армении.


Вместе с тем для России нет очевидных экономических выгод от вступления Армении в данную структуру. Однако, памятуя о последних событиях, связанных с отношениями между Москвой и Минском, можно утверждать, что данный шаг Еревана является весьма своевременным.


3 сентября президент России Владимир Путин официально поддержал намерение Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества. А на следующий день одобрительно отозвалась о решении Армении и министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова: «Там есть процедуры присоединения, их надо будет соблюсти. Если есть какие-то несоответствия (законодательной базы – авт.), то они должны их подтянуть, чтобы стать членами Таможенного союза. Но это будет решение глав государств в рамках Таможенного союза».


Таким образом, для присоединения Армении к ТС пока не хватает только одобрения еще одной страны (участницы Союза) – Белоруссии. Минск пока не спешит этого делать, и официальные лица республики ещё не высказывались по поводу стремления Еревана присоединиться к Таможенному союзу.

 

Решение принято, недовольные остались.

 

Заявление Саргсяна о решении вступить в ТС вызвало протесты в Ереване. 4 сентября в столице Армении прошла несанкционированная акция протеста против вступления страны в союз России, Белоруссии и Казахстана.


Люди, пришедшие для участия в акции, были, прежде всего, возмущены тем, что такое важное (и даже судьбоносное) для государства решение было принято без общественных обсуждений и учета мнения граждан.

На их взгляд, просто неуместен тот факт, что Серж Саргсян на следующий день после переговоров с Владимиром Путиным не принялся разъяснять гражданам Армении преимущества вступления в Таможенный союз, а неожиданно провел совещание по проблеме озера Севан.


В числе организаторов акции протеста, которая, по данным средств массовой информации, была заранее спланирована в одной из популярных социальных сетей, были представители оппозиционных партий. Около 100 человек собрались у резиденции президента, скандируя лозунги «Нет возврата в СССР», «Мы не хотим быть губернией России», «Русские, уходите». В результате, по официальным данным, были задержаны 12 человек, а на проспекте Баграмяна, где располагается президентская резиденция, образовались огромные пробки.

 

ТС и ЕС: миссия выполнима?

 

В одном из последних выступлений президент Саргсян заявил об обоснованности вступления республики в Таможенный союз: «Это решение принято, исходя из интересов Армении и ее народа с учетом структуры нашей экономики и видения перспектив ее развития на ближайшие годы. Я вновь хочу подчеркнуть разницу между средствами и целями, и для нас целью диалога с Евросоюзом всегда были модернизация системы управления в стране и продвижение демократических реформ. И мы остаемся приверженными этим целям и хотим продолжить диалог в полном масштабе».


Между тем, по мнению отдельных скептически настроенных политологов, буквальное вхождение Армении в ТС невозможно из-за проблем технико-экономического плана.

Во-первых, Россия и Казахстан являются энергодобывающими странами, что «изначально предопределяет зависимость Армении от их экономик». Во-вторых, у РА нет общих границ с Союзом. Именно поэтому «все, на что сегодня может надеяться Армения, — это взаимодействие со странами, входящими в ТС, только по отдельно взятым направлениям».


К слову, как заявил президент РФ Владимир Путин, в 2012 году товарооборот между двумя странами превысил $1,2 миллиарда, увеличившись на 22%. По словам российского лидера, на Россию в Армении приходится почти половина всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику страны. Объем накопленных российских капиталовложений в армянской экономике сейчас превышает $3 миллиарда. В республике работают около 1,3 тысячи российских компаний. Все это говорит о том, что Армения вряд ли упустит свой шанс еще больше сблизиться с Россией через вступление в Таможенный союз.


В любом случае у армянской стороны (в данный конкретный момент – у её парламента) еще есть время сделать окончательный выбор, от которого, вероятно, будет зависеть дальнейший вектор развития внешней политики Армении.