Какие трудности испытывали женщины Красной Армии во время Великой Отечественной

На модерации Отложенный

Сколько раз уже говорили, что «у войны не женское лицо». Но никак нельзя смириться с тем, что тысячи девушек с первых дней войны вступили в ряды защитников Отечества. Это было не модой, не решением кому-то доказать, что ты лучший. Это действительно было порывом души. Что испытывали они, находясь в глубоком тылу или на переднем крае борьбы и как справлялись с разного рода трудностями – расскажем ниже.

Девушки — бойцы 1-й Краинской пролетарской ударной бригады НОАЮ. Аранджеловац, Югославия. Сентябрь 1944 г.

 

Девушки — бойцы 1-й Краинской пролетарской ударной бригады НОАЮ. Аранджеловац, Югославия. Сентябрь 1944 г.

Первые проблемы у женщин военнослужащих возникали сразу же, как только они вступали в ряды Красной армии и связаны они были с одеждой и нижнем бельем. В тылу с одеждой было проще. Там донашивали то, что осталось с довоенных времен. А вот на фронте дело обстояло сложнее. Форма вся шилась на мужчин, самый маленький размер был 40, про обувь можно не говорить. Форму приходилось сидеть и ушивать вечерами, чтобы хоть как-то подогнать под себя. В юбках много не навоюешь, они были предназначены больше для тыловиков и для праздничных мероприятий, по окопам не набегаешься.

Еще больше проблем было с нижним бельем. Если старшина попадался нормальный, то разрешал оставить что-нибудь не по уставу. Другой все выкидывал. Приходилось тогда или носить огромные мужские сатиновые трусы, или перешивать их. Только в 1944 году в обмундирование ввели женское белье. С обувью было сложнее – ее не перешьешь, как гимнастерку. Приходилось наматывать на ноги целую кучу портянок, чтобы сапоги или валенки не слетали с ног.

Советская военнослужащая пожимает руку американскому солдату во время встречи в Германии. 1945 г.

Советская военнослужащая пожимает руку американскому солдату во время встречи в Германии. 1945 г.

Еще одной проблемой были так называемые «красные дни календаря» Женская физиология брала свое и на фронте. Месячные у девушек были регулярными и решали эту проблему каждый по-своему. В ход все шло, что можно: рваные рубашки, постельное белье. По ходу боев в деревнях выпрашивали у местных женщин остатки вещей. Даже вату из матрасов использовали. Медики советовали использовать мох, который шел в ход в госпиталях. Он хорошо впитывает жидкость.

Каждая женщина хочет быть красивой, даже на войне. За волосами не ухаживали, просто было некогда, да и условий не было. Баня – это из области фантастики. Хотя в армии был официальный банный день, то для женщин иногда не оставалось горячей воды.

Мыло тоже оставалось роскошью. Сначала нужно было постирать, а уже потом мыться.

Длинные волосы сразу отрезали. В тяжелых полевых условиях волосы мылись редко, появлялись вши. Приходилось бриться наголо, к тому же головы обрабатывали или керосином, или вонючим лекарством. И все-таки женщины старались следить за собой, как могли. Об этом говорят многочисленные фотографии, на которых выщипанные брови, старательно обрезанные ногти, незамысловатые прически, помада, которую не увидел старшина или подведенные глаза.

Гвардии капитан, заместитель командирa эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Мария Долина у самолета Пе-2. 1944 г.

 

Гвардии капитан, заместитель командирa эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Мария Долина у самолета Пе-2. 1944 г.

Психическое и физическое здоровье у женщин было подорвано. Нет, с ума не сходили. Но видеть столько смертей перед глазами и самому думать о том, что тебя завтра может не стать, было трудно. Психологов не было и порой, дабы не схватить нервный срыв, стресс и горе топили в алкоголе, правда был он на фронте большой редкостью.

На войне имели место как любовь, так и, как сейчас модно говорить, свободные отношения, . Все знали, что могут 𝕪𝕄𝕖𝕡𝕖ть завтра, поэтому брали от жизни все. Беременность наступала у многих, противозачаточных средств не было. Их заменяли тряпочки, смазанные жиром, которые вводили во 𝒷л𝕒г𝕒лищ𝕖. Но это мало помогало. За беременными никто не следил. Часто положение скрывали, чтобы не отправили в тыл. Рожать приходилось в окопах или в телегах по пути в санчасть. Дети рождались слабыми, недоношенными, умирали.

Немецкие солдаты выводят из леса арестованных советских женщин-партизан.

Немецкие солдаты выводят из леса арестованных советских женщин-партизан.

Часто на войне встречалась и настоящая любовь. Многие встретили в окопах спутников жизни, с которыми прожили после войны много лет. Порой женщины пытались себя обезопасить от посягательств других военных и становились так называемыми походно-полевыми женами для офицеров или генералов. Статус ППЖ был обидным. Но поговорка «война все спишет» помогала решать все вопросы.

И все-таки женщины остаются женщинами даже на войне. Без них был бы скучен мир. Все-таки многим они напоминали дом, семью, жен, дочерей. Без них тоже не было бы победы.