Почему Навальный даже после фильма о мега-дворце не сможет завоевать доверия большинства россиян

На модерации Отложенный

Фильм Навального про шикарный «дворец Путина» в Геленджике ожидаемо привлек большое внимание. Его посмотрело более тридцати миллионов человек и это число будет несомненно расти. Однако никакие разоблачения, даже про сверхбогатства президента, не могут впечатлить россиян настолько, чтобы они вышли на улицы и возмутились такой несправедливостью.

Экономист Андрей Мовчан считает, что Навальный «бьет в пустоту». Для большинства россиян его коррупционные расследования про чиновников — это шоу. Потому что коррупция в России норма. Для всех. А Навальный просто хочет подняться на ступеньку выше, чтобы пользоваться «кормушкой» для более избранных.

- В России коррупция исторически считается нормой, а воровство – не преступление. Кто, скажите, не увел с работы что-нибудь для домашнего хозяйства, кто не халтурил в рабочее время на рабочем оборудовании, кто не приписывал командировочные? – напоминает о наших грехах Мовчан. – В России целые классы коррумпированы насквозь – учителя получают подарки, врачи – оплату «в карман», чиновники не прожили бы без взяток, тридцать процентов ВВП – теневая часть, то есть идет воровство налогов, оплата наличными приветствуется почти везде. Отношение к коррупции в массах можно определить как «зависть», и точно не как «осуждение». Зависть часто выглядит как осуждение, но не надо их путать. 

Поэтому, считает экономист, расследования Навального напоминают ситуацию, когда в компании «настоящих мужиков» последовательно критиковать кого-то за сквернословие и рукоприкладство. Для народа «берлинский пациент» не борец со злом, а борец за возможности. 

- Для многих же он просто скандалист, «которому больше всех надо», который замахивается на то, на что замахиваться западло.

Для основной части населения эта борьба вне сферы их интересов, она протекает «где-то там», и является зрелищем интересным, как ток-шоу, собирающим просмотры, но не мотивирующим.

По сути, Навальный — это диссидент из советских времен, а их что тогда, что сейчас власть не боялась и не считала опасными:

- Диссидент – это такой полусумасшедший человек, которому не сидится спокойно в теплом месте, и который публично хает советскую власть, подпевая вражеским голосам. Диссиденты не опасны, но они раздражают, оскорбляют и требуют действия. Революционеры в России были давно. Еще 200 лет назад Сенатская площадь не пустовала. «Страшно далеки они от народа» — были со своей конституцией, как страшно далек от народа Навальный со своей борьбой с коррупцией. Недаром Юлию Навальную сравнивают с женой декабриста. 

Мовчан напоминает, что с такими как Навальный в СССР поступали по инструкции — тюрьма или высылка да еще и с публичным очернением. Но не убивали. Нынешняя власть, во многом живет теми же идеями. И поэтому, считает эксперт, Навального тоже не хотели убивать. Что же тогда? Мовчан, ссылаясь на разговор со знающими людьми, предполагает, что, как и при генсеках, на диссидентах, считающихся врагами народа, испытывали химоружие:

- Диссиденты шли под шокотерапию и новые транквилизаторы, неугодные писатели-тунеядцы – на «химию», то есть вредные производства, опасные преступники – на урановые рудники. Так вот – есть версия, что серия отравлений без смертельного исхода, прокатившаяся по России в последние годы, это просто процесс испытаний отравляющего вещества или веществ на людях.