Зачем советская цензура изменяла фотографии на Великой Отечественной
На модерации
Отложенный
Во время Великой Отечественной войны строжайшему контролю подвергались не только письма с фронта, но и печатные издания. Но если письма подвергались цензуре в целях контроля настроений и для сокрытия информации, способной вызвать волнение населения, то печатные издания стали рупором советской пропаганды, которая должна была вдохновить население на борьбу с захватчиками и вселить в людей уверенность в победе.
Главный цензор – Главлит
В каждом регионе СССР работало Областное управление по делам издательств и литературы – Обллит, которое подчинялось Главлиту. В каждом обллите был штат уполномоченных, которые работали в каждом районе, следили за публикациями в газетах и контролировали выпуск листовок, плакатов и передачи радио. Уполномоченные контролировали библиотеки и изымали дореволюционную литературу, – об этом в работе «Цензура печатных органов Курской области в начале Великой Отечественной войны» пишет историк Александра Руменовна Бормотова.
Все население с началом войны было обязано сдать радиоприёмники и могло черпать информацию только из государственных источников.
В начале войны главными задачами Главлита и обллитов было соблюдение гостайны; запрещалось публиковать сведения о мобилизации, кроме официальных приказов, сведения об оборонной промышленности, о предприятиях и о количестве рабочей силы, нельзя было указывать названия заводов и фабрик, писать о планах и сроках их выполнения. Нельзя было указывать места дислокации воинских частей, давать данные о волнениях населения. Ни в коем случае не публиковались материалы, превозносящие гитлеровцев, или сведения о диверсиях. Ограничения налагались на информацию о бедственном положении военнослужащих и их семей, и полностью исключались публикации частных объявлений, так через них могли общаться диверсанты и шпионы. По этой же причине были запрещены пейзажные фотографии – они могли быть условными знаком.
Под запрет попадало описание конкретных боевых действий, вооружений, взаимодействие родов войск друг с другом, сведения о системах шоссе, железных дорог, вокзалов, аэродромов, портов, бомбоубежищах и статистика, касающаяся количества жителей СССР.
С фотографий удалялись промышленные установки, сооружения портов и вокзалов, виадуки и мосты, а также названия заводов, фабрик, предприятий, замазывались и ретушировались все указатели населенных пунктов. Отдельными приказами внутри Главлита было запрещено называть воинские звания начальников гарнизонов. Кроме этого под запрет попадали изображения разрушенных врагом объектов – городов, заводов, способные вызвать среди населения волнение.
После того, как районные газеты выходили в свет, их содержание анализировалось на уровне области, а затем обзоры изданий поступали в Главлит.
Все с фронта – через Совинформбюро
Особую роль в пропаганде СССР играло Совинформбюро, организованное уже 24 июня 1941 года. Именно его структуры контролировали военных журналистов и фотографов. После того, как негативы поступали в Совинформбюро, специалисты оценивали их с точки зрения цензуры, а также с точки зрения использования фотографий в пропагандистских целях (историк О.
В Протопопова, статья «Совинформбюро как инструмент идеологической политики СССР»).
Фотографии часто подвергались ретушированию. Для этого их распечатывали и дополняли деталями или наоборот, удаляли отдельные элементы, используя для этого тушь и гуашь, а затем снова переснимали, чтобы получить отпечаток, который и шел в газету.
В печать запрещалось пускать фотографии командиров и партизан – в этом случае, ретуши подвергали отдельные фигуры или лица: после работы ретушера они исчезали с фотографии. Точно так же исчезали с фотографий люди, запятнавшие себя предательством, перебежчики, перешедшие на службу к нацистам.
Иногда для изготовления плакатов использовались коллажи – фотографии красноармейцев печатались, затем их фигуры вырезались, компоновались, дорисовывались недостающие детали, все снова фотографировалось, и получался новый снимок.
Если требовалось скрыть детали нового вооружения, то фотографию распечатывали и перефотографировали, резкость терялась, детали было уже невозможно рассмотреть.
Известные работы ретушеров
Самой известной фотографией, которая подверглась ретуши, стало фото Евгения Ананьевича Халдея, на котором красноармейцы устанавливают флаг Победы над Рейхстагом. Ретушь на этом фото была призвана усилить драматический эффект – добавили дымное небо и почему-то решили убрать трофейные часы с запястья Абдулхакима Исмаилова. Фотографию должен был увидеть весь мир, и союзники могли обвинить советских военных в мародерстве.
Автор Юрий Козырев, знавший Халдея, вспоминал еще об одной фотографии мастера, на которой солдаты-победители шли, попирая ногами гитлеровское знамя, а на заднем плане горел готический замок. Халдея часто просили признаться, что знамя он подложил на дорогу специально. Но он отшучивался: «Нет, но это я поджег замок!»
В архиве известного советского фотографа Валерия Всеволодовича Фоминского была целая коллекция фотоколлажей и ретушированных снимков красноармейцев. Среди них – обезличенные аэродромы, колонны красноармейцев на улицах городов, которые невозможно узнать, и даже снимок парада на Красной площади, составленный из двух разных фотографий: собственно, войск, построенных парадным каре, и изображения маршала Жукова, взятого с другой фотографии, с которой стерты фигуры, окружавшие военачальника.
Подобный метод «улучшения» фотографий использовали и после войны. Например, так произошло с фотографией Виктора Николаевича Бальтерманца «Горе», на которой жители села Багерово под Керчью опознают убитых гитлеровцами родных. Дело в том, что в 1960-х года этот снимок стал очень популярным на Западе. Его «открыл» итальянец Кайо Гарруба, который нашел его в архиве фотографа и попросил подарить ему. Когда Бальтерманц делал новый отпечаток с негатива, он заменил небо на грозовое, придав фотоснимку еще больше трагичности. Этот снимок стал известен в СССР только в 1975 году, когда советские люди праздновали 30-летие Победы.
Комментарии
.......................
Замечу, что личные вещи (те же фотографии) никто не "шмонал" . Ни у нас, ни на Западе. Хотя бы по тому, что во время войны есть вещи НЕМНОГО поважнее, чем шномать вещи миллионов людей ))))) Речь идет об фотографиях и очерках ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ фотографов. И у о почте, естественно...
=========================================
И свои фотки сразу отправляли в редакцию Берлининфо?
----------------
Просто выложу этот документ
........................
Речь в вашем документе....идет о 26 мае 1945 года ! И всего лишь запрещает фотографироваться в немецких фото студиях ! Понятное дело, что ДОВЕРЯТЬ фотографии офицеров столь недавнему врагу было, по меньшей мере, НЕРАЗУМНО. Что мешало немцу, имея ПОДЛИННУЮ(!) фотографию советского офицера изготавливать различные документы с его фотографией !
Обеспечить работу дивизионных фотографов для МАКСИМАЛЬНОГО ! обеспечения запросов военнослужащих !
.........
Что то вы совсем "не в ту степь", уж извините )))))))
---------------
В РККА в войну шмонали по личным вещам солдатов с периодичностью 4-5 раз В МЕСЯЦ.
Увы, но поэтому (из-за редкости фотографирования) не осталось на память лиц друзей по двору, друзей из подмосковной деревни, куда вывозили на каникулы. А в памяти уже их облик стерся, остались имена и воспоминания о приключениях. Слава Богу, остались коллективные классные фотографии, так что хотя бы одноклассники, часть из которых уже в мире ином, остались со мной.
Кстати, даже наручные часы были в те времена достаточно редки и весьма приглядны для всякого ворья.
Но насчет 20 лет - преувеличение. Мне уже в 1961 подарили на день рождения "Смену". Правда сначала, конечно, ничерта не получалось. Первую пленку проявил наоборот, перепутав фиксаж и проявитель, так что вышла она совершенно пустая. Потом возникли проблемы с фотопечатью - жили-то в коммуналке, в ванне на ночь не запрешься!
Надо думать своей головой, если, конечно, мозговенное вещество наличествует.
-----------------------------------------------------------------------
Я закачивал школу в 1970 году.Помню как мы печатали фотки закрывшись в ванной комнате,а фотоаппараты были у пары моих одноклассников ( и это в Ленинграде)
В 1980 году я поехал отдыхать на юг,у меня была импортная камера привезённая из заграницы ,впечатление производило не малое и было много предложений о продаже......
А вы понимать прочитанное умеете? Нет? Ваши проблемы)))
А приказы и приказания на фронте принято было исполнять? Тем более, отданным в письменном виде и с вмененной обязанностью о обязательном докладе о выполнении?
А ларчик-то просто открывается. Один из простейших приемов работы убогого пропагондона состоит в том, чтобы приписать оппоненту отсебятину, ему и не снившуюся, после чего торжествующе потоптать как бЭ обосранный труп!
------------------------------------------------------------------------
Уже тогда знали, что Мюллер с Путиным подтянут в Берлин аж две газовые трубы и один нефтепровод Дружба...стеснялись.
И отправленного в штрафбат за чужую оплошность в текстовке к снимку в газете Бальтерманца звали Дмитрий, а не Виктор.
------------------------------------------
А, понял! Так вот откуда пошел фотошоп. Американцы, как всегда, передрали…
1. Подделка и оригинал
https://bigpicture.ru/?p=323628
инспектировать на предмет фальсификаций
тепрь убирают с запестья Патриарха )
2) Часы на фронте брали как трофеи вполне официально ! Часы, бинокли и прочее. Никто за это не привлекал. Более того, от офицеров ВООБЩЕ требовали чтобы они были с часами !
3) Любой(!) кто занимался фотографией (хотя бы в детской студии в 60-70 е годы) прекрасно знает - негативы и фотоснимки РЕТУШИРОВАЛИСЬ ! И не ради "цензуры", а чтобы некачественный негатив вытянуть НА УРОВЕНЬ !
Вполне возможно, что элементарное ретуширование превратили "в изъятие часов" )))))
Я знавал одного раньше, который к той поре портретики всякие делал легкомысленные.
Фотопластинок сотни рассматривал, вот раньше была техника.!
---------------------------------------------
Один знаменитый советский палач такое количество казнил В ДЕНЬ.
Правду всегда скрывали от олухтората.