«Операция в Сирии разоблачает катастрофическую антитеррористическую политику Турции»

На модерации Отложенный

Проблемы в антитеррористической политике Турции на северо-востоке Сирии привели к тому, что она стала использовать задержанных боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ) для угрозы Европе и, возможно, лишь увеличит угрозу нападений сепаратистки настроенных курдских группировок вдоль своей границы, теряя при этом поддержку ключевых союзников, таких как Соединённые Штаты.

Министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу заявил журналистам в понедельник, что Турция вернёт захваченных членов ИГИЛ в их страны происхождения, даже если эти страны отменили их гражданство.

Блэз Мисцтал, сотрудник американского аналитического центра Института Гудзона, расценил заявление Сойлу сродни неоднократной угрозе президента Реджепа Тайипа Эрдогана «открыть ворота» и позволить беженцам хлынуть в Европу.

«Трудно понять, как это может быть чем-то большим, чем продолжение шантажа, которым Турция занимается в отношении сирийских беженцев. Это действительно завуалированная угроза европейским странам», — считает Мисцтал.

Также в понедельник Турция потребовала от Германии вернуть 20 членов ИГИЛ.

Около 2 тыс. иностранных боевиков ИГИЛ и 11 тыс. членов их семей содержатся в контролируемых курдами лагерях содержания под стражей на северо-востоке Сирии. Сойлу также сказал, что Турция держит 1 тыс. 200 заключённых членов ИГИЛ в тюрьмах и захватила ещё 287 членов на северо-востоке Сирии.

Начавшаяся 9 октября операция Турции в Сирии стала причиной гибели по меньшей мере 250 человек и привела к перемещению около 300 тыс. человек, что привело к опасениям этнических чисток видными наблюдателями, включая бывшего посла США в Организации Объединённых Наций Саманту Пауэр.

Главной военной целью Турции является вытеснение сепаратистки настроенных курдских группировок Демократических сил Сирии (SDF) и их дочерних подразделений — Отрядов народной самообороны (YPG), которые, по её мнению, являются продолжением рабочей партии Курдистана (РПК). Она возглавляет повстанческое движение в Турции с 1984 года и её США и Европейский Союз, а также Турция называют террористической группой.

Пресс-секретарь президента Ибрагим Калын заявил в понедельник, что республикой был нанесён значительный удар по YPG и призвал западных союзников к поддержке.

«Турция ожидает, что её союзники, будь то США, ЕС или любая другая страна, займут чёткую позицию против всех видов террора. Признания РПК террористической группой на бумаге недостаточно. Важно то, что вы делаете на практике», — сказал Калын.

Американские войска посетили YPG в Камишли, на северо-востоке Сирии, в субботу, и источник сообщил агентству France-Presse, что Соединённые Штаты планируют создать там военный пост. The Wall Street Journal цитирует американских чиновников, заявивших, что американский конвой в воскресенье видел артиллерийские удары, приземлившиеся рядом с его позицией в районе города Тель-Тамр, где усилились бои между турецкими и курдскими силами.

Это произошло после недавнего инцидента, когда турецкие войска обстреляли позиции США в Кобани.

Мисцтал считает, что трения между американскими войсками и турецкими и поддерживаемыми Турцией силами сохранятся и даже усилятся до тех пор, пока миссия США в северо-восточной Сирии остаётся неоднозначной.

Президент Дональд Трамп заявил, что американские войска останутся в Сирии для защиты контролируемых курдами нефтяных месторождений, но они продолжают борьбу с ИГИЛ.

После убийства США лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади на прошлой неделе агентство Bloomberg сообщило, что Соединённые Штаты изучают возможные связи турецкой разведки с ИГИЛ, в частности, поскольку турецкие военные имеют наблюдательные посты недалеко от укрытия Багдади.

Внимание Турции к РПК-YPG оставило её слепой к другим формам терроризма, сказал Мисцтал, указывая на часто игнорируемую озабоченность в отношении терроризма в северной Сирии: что может случиться со связанной с Аль-Каидой Хайят Тахрир аш-Шам, группой (запрещена в РФ), имеющей связи с Турцией, как только она будет вытеснена из Идлиба силами президента Башара Асада. «Куда они пойдут? И как будут выглядеть отношения HTS с Турцией?» — задаётся вопросами эксперт.

Мисцтал также процитировал сообщения о том, что ячейки ИГИЛ всё ещё существуют в Турции сегодня, что тысячи иностранных боевиков путешествовали через Турцию, чтобы присоединиться к ИГИЛ, и что турецкая разведка направила оружие повстанцам в Сирии.

«ИГИЛ — это главная угроза национальной безопасности Турции. Хотя многие пытались преуменьшить вклад Турции в борьбу с террористической группировкой, правда заключается в том, что Турция нейтрализовала больше террористов ИГИЛ, чем любая другая страна», — сказал политический аналитик турецкой государственной телерадиокомпании TRT World Юсуф Эрим.

Государственное информационное агентство Анадолу сообщило, что Турция убила 3 тыс. 500 террористов ИГИЛ и арестовала 5 тыс. 500. Однако ежегодный доклад Госдепартамента США по Турции, опубликованный в пятницу, предупредил, что она остаётся транзитным пунктом для иностранных боевиков и может служить коридором для пополнения ИГИЛ.

Турецкое президентство осудило доклад за то, что в нём не упомянуты SDF или YPG, а советник президента Фахреттин Алтун объявил во вторник, что Турция захватила сестру лидера ИГИЛ Багдади.

«В турецком правительстве есть определённая близорукость в отношении того, кто на самом деле террорист», — указал Мисцтал, добавив, что Багдади был убит в провинции Идлиб, которая контролируется HTS.

Это показывает моральное банкротство, сказал Мисцтал, аргумента Турции о том, что она сосредоточена на YPG и терроризме. Теперь, вместо того, чтобы иметь своего союзника, Соединённые Штаты, сотрудничающие с YPG, Турция сталкивается с перспективой сирийского курдского ополчения, контролируемого менее дружественными правительствами в Москве и Дамаске.

«Вы не увидите, что Сирия и Россия действительно хотят уничтожить YPG так, как этого хотела бы Турция. Когда-нибудь в будущем они, вероятно, будут готовы вооружить YPG, более готовы поддержать РПК внутри Турции, чем когда-либо были США», — отметил эксперт.

Уже сейчас командующий SDF Мазлум Кобани сидит за столом переговоров с Соединёнными Штатами и Россией.

Мисцтал подчеркнул, что Эрдоган поддерживал повстанцев, стремящихся свергнуть Асада в течение многих лет, и по-прежнему поддерживает сирийские оппозиционные силы, такие как HTS в Идлибе.

«Само собой разумеется, что Асад захочет отплатить ему той же монетой и иметь свои собственные прокси-силы, которые он может развернуть против Турции. Я думаю, что в долгосрочной перспективе Турция ухудшает свою ситуацию на сирийско-турецкой границе. Она создаёт условия для того, чтобы сделать возможным именно то, что она хочет предотвратить, а именно дальнейшее укрепление РПК», — заключил Мисцтал.