Как там, на Днепре?..

На модерации Отложенный

Олег ЗОИН 

Чуден Днепр при всякой погоде!..

 

В конце сентября выдалась приятная возможность съездить на Родину, в славный город на Днепре – Запорожье. Старшая дочь настояла, чтобы, учитывая то, что вокруг Запорожья роют окопы в ожидании гостей из Луганска и Донецка, она поехала со мной. Защитить, если что, а то я, по возрасту, вроде как уже и по рогам дать обидчикам не смогу в случае необходимости… Ну и если вдруг какие оргпроблемы, то вдвоём в любом случае надёжнее в стране карателей, бендеровцев, правосеков а то и откровенных отпетых фашистов и даже, не побоюсь этого слова, люстраторов!.. Хунта, говорят знатоки украинских реалий, способна на всё!..

Готовясь к поездке, мы собирали разную инфу. Как с Инета, так и от бывалых мужественных путешественников, недавно побывавших в Украине и чудом вернувшихся живыми и без заикания.
Перво-наперво, на чём ехать? Машиной не с руки. Надо срывать на неделю зятя, а он занят плотно да и отдавать двухгодовалую иномарку где-нибудь под Харьковом или Лозовой бомжам-ополченцам как-то не улыбалось… К тому же они ведь не просто отжимают машину, – как не отдать хорошим людям, да ещё влюблённым в Россию по уши, – но ведь могут и кишки выпустить в поисках баксов или рублей!..

Пошарили по Инету и версия страстей на ”Укрзализныце” вроде подтвердилась.
Истёкшим летом народ нашенский ездил в Крымнаш не через Украину за 2500 рэ в плацкарте, а за 7000 через Кубань да ещё и с паромной переправой в Керчи…
Однако решились таки на привычные с детства поезда крымского направления из Москвы.
Оказалось, что можно заказать любые билеты в Украину – туда-сюда - через Инет с оплатой с карты – не поверил бы, если бы не подержал оные в руках. Хлопот было всего-ничего – съездить на Курский вокзал, ввести в автомат бланк оплаченного с карты заказа и получить распечатку билета в бумажной, “международной” форме! Дело секунд на 30-40!..
Туда выбрали поезд Москва – Кривой Рог – Бердянск. Обратно – Симферополь – Москва!
Поняли, что рискуем страшно, однако билеты оплачены, дочь отпросилась с работы, моя жёнушка отпустила и вот он настоящий поезд ОТТУДА! Правда, без пробоин в стенах и вполне привычный на вид.

А ведь про поезда вообще народ говорил шопотом – не лезьте в ихние поезда, замордуют и на ходу сбросят прямо в пшеничное поле, на удобрение…
Знали мы и то, что в поездах, если не выбросят из тамбура, хохляцкие погранцы лютуют и отбирают всю наличность два раза – один раз при въезде в Украину, а потом на обратном пути ещё раз всё до последней гривни, рубля или бакса!.. Так что приняли наивные меры – у меня звенело в кармане с прошлогодней поездки около десяти гривен мелочи, а у дочки в кошельке лишь Master-Card, рубли в заначке в эквиваленте не более чем на разрешённые 3000 баксов и всего около тысячи рублей мелкими на расходы в вагоне поезда или поменять при подъезде на гривни – после Харькова менялы шастают в поездах, идущих из России, повзводно…

И вот мы отчалили от Курского вокзала!.. На удивление вагон оказался полностью заселён. Ещё более удивило свежайшее постельное бельё и улыбающиеся проводницы, правда, с не нашим смешным акцентом…
“Укрзализныця” не подвела – даже топили на совесть и чай не навязывали. А бойлер круглосуточно кипел!..
Я вспомнил, как сутки мёрз, добираясь до Москвы “скорым” от РЖД…
“Москва – Кривой Рог – Бердянск” помчался по России. Мелькали замызганные посёлки, сельские “дороги”, неплохие здания вокзалов, толпень машин на переездах и наше сказочное богатство – “в багрец и золото одетые леса”…


Одна из попутчиц, Ирена, оказалась запорожанкой из Москвы, едущей в гости к бабушке. Вышла замуж за москвича, да так и осталась в России, стала акать и “г” клюющее говорить… Очень тоскует по родным местам. Ежегодно ездит проведывать бабулю…
Уже ночью, подъезжая к Белгороду, нас вежливо, но настойчиво растолкали проводницы – граница, подготовьтесь к проверке.
Честно сказать, никакого кюдектива не случилось – посмотрели паспорта, а нам с дочкой в наши новенькие биометрические шлёпнули розовые штампики, прогнали корочки через невиданные ранее считывающие девайсы и – счастливого пути!
Никто ни у кого не открывал чемоданы, не искал наркоту или пачки валюты…

Зато через часок, тормознув уже на украинской территории на станции Казачья Лопань, поезд подвергся более тщательному досмотру. Первыми пробежали украинские погранцы, проверили паспорта или их заменители, прогнали загранпаспорта через такие же сканеры, как у русских.
Потом, через несколько минут, неторопясь, по вагонам медленно идут местные таможенники и опытным взглядом оценивают и пассажиров и загруженность третьих полок, иногда как бы лениво спрашивая, что там у вас в большой сумке… Все ожидали, что будут шманать на наличие валюты, якобы можно амерских долларов на сумму не более 3 тысяч. Но, свидетельствую, в нашем вагоне ничего такого не было, так что напрасно многие боялись и переживали.
Впрочем, уверен, что в плацкартном не у многих было более 3000 баксов!..

После власть предержащих в вагоне тотчас появляются менялы, которые предлагают поменять рубли на гривны по очень якобы выгодному курсу.
Но это те ещё прохиндеи, и часто неискушённые пассажиры добрых советов не слушают и в итоге приезжают на отдых без денег.
Поскольку операция досмотра занимает около часа, а в это время поезд стоит с закрытыми дверями, кондиционеры не работают и в туалет сходить нельзя, то настроение у многих падает ниже критического значения.
Понятно, что в совковых ещё вагонах пока что нет биотуалетов…


Запорожье встретило нас пасмурной прохладной погодой, но ведь когда возвращаешься домой, то хоть бы и потоп…
Мы ехали сами по себе и поэтому нас никто не встречал, а родни уже никакой за полвека жизни в России здесь не осталось, да и одноклассники разбрелись, кто куда, а иные и вообще уже не с нами…
Поэтому перво-наперво поехали в центр города решить проблему с гостиницей.
Уезжая, мы по инету подыскали недорогой отель в хорошем месте, у облдрамтеатра – “Театральную”… Я хорошо эту старинную гостиницу знал – ещё перед войной году в 39-40-м меня мама таскала в парикмахерскую при отеле и там меня стригли тупыми ножницами, выдирая волоски, что приводило меня в негодование. Но дело прошлое и я согласился, когда дочь сказала, что бронирует в “Театральной” нам недорогой двухместный номер всего за 2000 гривень в сутки, сиречь, за примерно 6000 рэ – невиданная удача.

Люди экономные, мы погрузились в маршрутку всего за 3 гривни с носа, то-есть, 18 рэ, и рванули вдоль не по Питерской, а по проспекту какого-то Ленина, возможно, потомка запорожского козака Лёньки Очеретяного…
Вот уже и бывший кинотеатр “Комсомолец”, и сквер Пионеров. Правда, короткое время, года два, когда на месте сквера Пионеров было немецкое военное кладбище, проспект назывался Гитлер-штрассе – по имени немца. Возможно, этот самый Гитлер был родом из наших фольксдойчей из-под Пришиба или из Аскании-Новой. Хотя и до войны, и после изгнания немцев главная магистраль города называлась улицей Карла Либкнехта, тоже несомненно камрада родом из нашенских мест…
Мы вышли из маршрутки, чтобы поменять рубли на гривны, так как мелочь в кармане практически закончилась.
Банков оказалось в этом месте навалом, так что не прошло и пары минут, как мы решили первую финансовую проблему.
Решили пройтись, ведь всё такое родное и дорогое. Я тотчас подбежал к газетно-журнальному лотку, чтобы купить украинскую газету на ридний мови. Но ничего не оказалось. Одни “Комсомольские правды” и “Московские комсомольцы” в ассортименте…
Забегая вперёд, скажу, что за три дня гостевания я так и не нашёл украинской газеты, если не считать киевский “Бульвар Гордона”, но тоже на родном русском языке!.. Впрочем, вру. В день отъезда таки в одном из киосков мне почти из-под прилавка вытащили из мешка с макулатурой, приготовленной к возврату на почту для утилизации, газету “Запорізька правда” – орган Областной Рады! Как мы ей были рады! Газете, не Раде, конечно…
Хотя в Запорожье издаётся с десяток вполне читабельных русскоязычных газет, но нелады в языковом вопросе налицо – русский язык беспощадно изгоняется из города, притесняется и является второстепенным, пасынком, что, конечно, большое безобразие…

Через улицу в сквере Пионеров ныне высится громада нового собора. Надо сказать, что до революции, избавившей народы Российской империи от религии, этого опиума для народа, на этом месте как раз и был восхитительный собор, а главная улица Александровска тогда называлась, естественно, Соборной…


И вот мы в холле “Театральной”. Ресепш шикарный, как в “Метрополе”. Дама тоже как из евроремонта. И тут оказывается, что дочь забыла в Москве кликнуть какую-то последнюю операцию по бронированию и здесь никакого заказа НЕТ!..
Мы не растерялись, поскольку уже не лето и гостиницы в украинских городах, ожидающих штурма осатаневших гиркиных, наверняка полупустые…
Но не всё так просто. Дама окинула наш скромный, явно не московский прикид и уверенно так охладила порыв.
– Мест нет… Вот если бы броня… У нас сегодня заезд, в облраде конференция… Так что извините!
Извиняем, чего уж. Выросли на этом…

Нечего делать, надо обеспечить первый ночлег. Если бы я приехал сам, без дочери, то и в комнатах отдыха при Южном вокзале можно неплохо переспать всего за 80 гривень. Да к тому же с душем… Но ведь не один…
Погрузились в маршрутку и поехали дальше по проспекту. Долго ли, быстро ли, но вышли на площади у Областной Рады.

Я вспомнил, что там есть небольшая гостиница “Украина”, где обычно останавливается чиновный люд, но вольных претендентов с улицы бывает немного.
Так и получилось. И места нашлись, и цена идиотски низкая – за 2-х-местный номер всего по 500 гривень с человека в сутки, то есть, в два раза дешевле хвалёной “Театральной”…
Мы переоделись, ополоснулись в душе, там, несмотря на войну в Донбассе, оказалось чисто и горячая вода, и рванули обратно на улицу Анголенко, где я знал хорошую украинскую харчевню “Пузата хата”, откуда голодными не выходят…