Материалы прокуратуры послевоенного времени

На модерации Отложенный

23 августа 1944 г. в составе РСФСР была образована самостоятельная Псковская область. Почти сразу, в сентябре того же года была создана областная прокуратура. Первым ее руководителем стал Борис Иванович Кузьмин – опытный прокурорский работник из Ленинграда[1].

Б.И. Кузьмин большое внимание в своей профессиональной деятельности уделял пропаганде советского законодательства, разъяснительной работе с населением. Одной из важнейших трибун, где прокурор области мог излагать официальную (государственную) позицию относительно соблюдения и поддержания законности на территории Псковской области, была газета «Псковская правда» – официальный печатный орган Псковского обкома ВКП (б).

Представленная нами ниже подборка документов из газеты «Псковская правда» (1945/1946 гг.) позволяет увидеть, что собой представляли, и как реализовывались принципы социалистической законности в СССР в первые послевоенные годы; выявить недостатки и преимущества советской правовой системы «позднего сталинизма».

Первый источник – газетная статья, в которой прокурор Б.И. Кузьмин разъясняет меры ответственности и наказания за хищения государственного и общественного имущества в первые послевоенные годы.

Второй документ – заметка прокурора области о методах борьбы и профилактики с такими опасными для советского общества видами преступлений, как бандитизм и хулиганство.

 

№ 1

Сурово карать расхитителей народного добра[2]

 

Основной закон колхозной жизни – сталинский устав сельскохозяйственной артели – обязывает колхозника строго беречь колхозную собственность, памятуя, что всякое расхищение этой собственности есть измена общему делу колхоза и помощь врагам народа.

К сожалению, среди огромной массы честных тружеников есть люди, забывшие, что важнейшая обязанность каждого советского гражданина – беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник нашего могущества.

В колхозе «Победа социализма» Дедовического района работала кладовщиком Иванова В.А. Забыв об оказанном ей народом доверии, она стала расхищать колхозное зерно. За один месяц Иванова присвоила двести килограммов ржи.

Советский суд наказал преступницу, приговорив ее к трем годам лишения свободы.

Член колхоза «Вперед» Плюсского района Савельев А.К. не только сам занялся воровством колхозного достояния, но и вовлек в это преступное дело подростка Калинина. Работая на вейке колхозной ржи, Савельев при содействии Калинина, совершил кражу 58 килограммов зерна. Оба вора осуждены: Савельев к двум годам лишения свободы, а Калинин – к одному году исправительно-трудовых работ.

В Дновском районе, в колхозе «Свобода», свила себе гнездо группа преступников, в которую вошли: председатель правления колхоза Дмитриев Я.Л., бригадир колхоза Иванов Б.И., кладовщики Степанова А.С. и Александрова А.А., счетовод Беклешева Е.А. и член колхоза Беклешев А.А.

Вступив между собой в преступную связь, в целях обмана государства, Дмитриев, Иванов и Беклешева скрыли от руководящих органов двадцать гектаров посевной площади. По указанию Дмитриева кладовщики Степанова и Александрова приняли на склад не оприходованными 1140 килограммов зерна, создав, таким образом, условия для расхищения и разбазаривания колхозной собственности. За короткий срок шайка разбазарила 1923 килограмма зерна.

Советское правосудие воздало хищникам по заслугам. Инициаторов этой группы Дмитриева и Иванова военный трибунал приговорил к 10 годам лишения свободы каждого. Степанова осуждена к шести, Александрова – к четырем и Беклешев к двум годам лишения свободы, а Беклешева Е. – к одному году исправительно-трудовых работ.

В некоторых случаях колхозный хлеб разбазаривается путем незаконной раздачи тем, кто его не заработал. Председатель правления колхоза «Совет» Середкинского района Спиридонов И.С. и бригадир этого же колхоза Анисимов И.А., скрыв от земельных органов урожай ржи с семи гектаров и не оприходовав его, раздали зерно некоторым членам колхоза без учета выработанных трудодней. Себе Спиридонов незаконно взял 164 килограмма ржи. Большое количество не оприходованного зерна было присвоено и Анисимовым.

Следственные органы пресекли преступную деятельность руководителей колхоза, а суд осудил Спиридонова к двум, а Анисимова – к трем годам лишения свободы.

В послевоенное время огромное значение приобретает живая тягловая сила. Конь нужен для сельского хозяйства. Тот, кто преступно-небрежно обращается с лошадьми, губит их или делает неработоспособными, – тот наносит огромный вред нашему сельскому хозяйству, обороне нашей Родины.

Конь – это общественная собственность колхоза. Вот почему виновные в хищническом убое лошадей, в умышленном их изувечении и иных особо злостных действиях, повлекших за собой гибель значительного количества лошадей, подлежат привлечению к уголовной ответственности по закону от 7 августа 1932 г., карающему за хищение социалистической собственности без всякого послабления – важнейшая задача органов советского правосудия.

Наряду с суровым уголовным наказанием необходимо принимать все меры к созданию условий, обеспечивающих сохранность народного достояния от посягательств воров и жуликов.

Организация складского хозяйства, надежная охрана общественной собственности, учет и контроль за расходованием государственного имущества и колхозного добра – вот те профилактические меры, которые должны способствовать успешной борьбе с хищениями. Чтобы лучше сохранить лошадей, необходимо раз и навсегда покончить с все еще имеющей место обезличкой в уходе и использовании лошадей.

Для охраны всего общественного достояния должны выделяться тщательно проверенные люди.

В бережной охране всего колхозного имущества большую роль должны  играть революционные комиссии колхозов, поэтому организации их работы, как способу предупреждения хищений, должно быть уделено первостепенное внимание.

Местные советские органы, руководители колхозов обязаны продумать, как лучше охранять общественную собственность, и принять все необходимые предупредительные меры.

Суровая репрессия к расхитителям должна сочетаться с большой массово-политической работой. Необходимо создать такую моральную атмосферу среди рабочих и крестьян, которая исключала бы возможность воровства и делала бы невозможным существование воров и расхитителей.

Всякое благодушие и либеральность по отношению к жуликам – антигосударственное дело.

№ 2

Сурово карать нарушителей общественного порядка[3]

 

В нашей стране интересы человеческой личности охраняются законами социалистического общества, и правила социалистического общежития граждане выполняют сознательно, поэтому бандитизм и хулиганство наблюдаются лишь в отдельных случаях. У нас созданы все условия для полной ликвидации этих видов преступлений.

Чтобы окончательно изжить их, закон сурово карает за бандитизм, вплоть до высшей меры наказания – расстрела, а хулиганство – до пяти лет лишения свободы…

Говоря о задачах революционной законности, товарищ Сталин в 1933 г. указывал, что «революционная законность нашего времени направлена своим острием против воров и вредителей в общественном хозяйстве, против хулиганов и расхитителей общественной собственности».

Советское государство, на всех этапах своего развития всегда следовало этим указаниям.

Органы юстиции и безопасности нашей области ведут с проявлениями бандитизма и хулиганства решительную борьбу.

За  последнее время следственные и судебные органы области привлекли к уголовной ответственности и осудили несколько лиц, изобличенных в бандитизме и хулиганстве.

Иванов-Лебедев А.И., проживавший в Новоржевском районе, не занимался никаким общественно-полезным трудом. В ноябре 1945 г. он совершил несколько бандитских нападений. На дороге между Новоржевом и поселком Саборицы из обреза он ранил гражданина Ильина; по угрозой оружия пытался отобрать лошадь от председателя колхоза Абрамова. В тот же день Иванов-Лебедев пытался убить свою жену, выстрелив в нее четыре раза. На следующий день в деревне Осинкино он ранил из хулиганских побуждений гражданина Федорова. Вечером этого же дня, угрожая расправой, он отобрал от гражданина Петрова винтовку и двумя выстрелами из нее убил гражданина Гаврилова.

Областной суд приговорил этого отъявленного бандита к расстрелу.

Некто Морозов Д.Д., без определенных занятий и постоянного местожительства, вместе со своим родственником Ивановым В.Д. украл двух овец у гражданки Владимировой, проживающей в деревне Сковородка Стругокрасненского района. Затем преступники украли двух овец и козу у гражданок Петровой и Александровой и, наконец, убили и ограбили проживавшую на хуторе Багрову Е.И.

Областной суд приговорил Морозова к высшей мере наказания – расстрелу, а Иванова к десяти годам лишения свободы.

8 января этого года молодежь села Палкино собралась в районном клубе на вечер самодеятельности. Во время спектакля в зале появился в нетрезвом виде Николаев Н.Г. и с нецензурными словами стал приставать к зрителям, взобрался на сцену, мешая вести спектакль. Выведенный из клуба Николаев не прекратил своих хулиганских действий и избил восьмилетнего мальчика Пяткина.

Хулигана арестовали, и он предстал перед судом, который приговорил его к пяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на три года.

Следственные и судебные органы и впредь будут бороться за образцовый порядок в городах и селах, решительно пресекая отдельные случаи хулиганства и бандитизма и сурово наказывая лиц, виновных в совершении этих преступлений.

Вместе с тем, в искоренении хулиганства большое значение имеет и массово-разъяснительная работа, которую обязаны проводить партийные и советские органы и общественные организации.

Нужно твердо помнить, что массово-разъяснительная работа, пропаганда советских законов и мероприятий советской власти – одно из ведущих условий предупреждения нарушений общественного порядка.

<hr align="left" size="1" width="33%"/>

Примечания:

[1] Фролов В.В. Б.И. Кузьмин – первый прокурор Псковской области (1944 – 1950 гг.) // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. – 2011. – № 35 – С. 110 – 113.

[2] Псковская правда. – 1945. – № 3 (4 января). – С. 2.

[3] Псковская правда. – 1946. – № 48 (28 февраля). – С. 2.