Госдума готовит россиянам «налог на безработицу»

На модерации Отложенный

Опыт накопительной пенсионной системы и прочих властных инициатив показывает, что собранные с граждан деньги будут обесценены, потеряны, в конце концов проедены или направлены на любые другие цели, но только не на обеспечение реальной финансовой подушки на случай утраты ими рабочих мест.

О том, что российские власти в условиях жесткого кризиса, спровоцированного весенним падением мировых цен на нефть, санкционным давлением и пандемией COVID-19 оказались в ситуации, в которой испытывают неопределимую тягу снова залезть простым гражданам в карман, эксперты говорят уже давно. В целом, гадание на тему того, какой новый законодательный сюрприз, способный негативно отразиться на жизни граждан страны, в России постепенно превращается в традиционную народную забаву. Вспомнить хотя бы пенсионную реформу и повышение пенсионного возраста, повышение ставки НДС, налог на самозанятых, заморозку пенсионных накоплений, отсутствие индексации пенсий работающих пенсионеров и многое другое.

Впрочем, в последнее время начало складываться такое впечатление, словно у федерального центра просто закончились идеи о том, какой еще можно соорудить повод для того, чтобы вытрусить из карманов граждан завалявшуюся там «копеечку». Однако, это впечатление ошибочно, подобных идей у властей страны – неисчерпаемый горшочек. И не так давно он снова начал «варить». К примеру, появились первые предпосылки, свидетельствующие о том, что Государственная дума в обозримом будущем может ввести в стране «налог на безработицу».

Нет, речь не идет о попытке обложить соответствующим налогом безработных граждан. Дескать, нет работы – плати в казну за использование социальной инфраструктуры, медицины, системы образования и прочих благо, содержащихся исключительно за счет бюджета, а следовательно, из карманов налогоплательщиков. В этот раз попытка изменить привычную жизнь россиян будет завуалировано преподнесена в виде заботы об их благосостоянии. Вот только память и опыт очевидно подсказывают, что каждый раз, когда чиновники и политики берутся «заботиться» о гражданах, дивиденды из этой заботы традиционно извлекает кто-то другой. Однако, обо всем по порядку.

Налог на безработицу

Первые разговоры о налоге на безработицу, как об особенной форме фискального обременения, который потенциально мог бы быть введен в России, заговорили еще пару лет тому назад. У этой идеи даже была конкретная аргументация. Говорилось о том, что около 20 миллионов россиян, которые находятся в статусе трудоспособных граждан, официально нигде не трудоустроены. В то же время, статус безработных эти люди не получали, соответственно в их пользу не выплачиваются пособия и государственные пенсии, кроме того, они не стоят на соответствующем учете. Между тем, для властей эта категория граждан представляет интерес, поскольку определенно имеет тот или иной доход, в противном случае у них не было бы средств к существованию. Разумеется, доходы эти имеют крайне нестабильный и непостоянный характер, однако они есть, а налоги с них не взимаются.

Именно по этой причине чиновники в свое время начали обсуждать возможность введения налога на безработных. Более того, соответствующая инициатива даже выдвигалась на обсуждение, а ввести ее планировали еще летом 2019 года. Однако позднее в пылу дискуссий вокруг и без того подкосившей рейтинги власти пенсионной реформы, об инициативе, способной заставить негативно относиться к власти миллионы граждан, как-то подзабыли. Зато в стране ввели своего рода аналог налога на безработных – его более мягкую форму в виде налога на самозанятых, предложив многочисленным гражданам, работающим, как это принято говорить «на себя», оформиться в новом статусе и платить государству фиксированную ежемесячную ставку налога, тем самым узаконив свои отношения с органами власти.

К слову, именно после того, как власти решились провести эксперимент с новым видом налога, а позднее признали его успешным и предложили распространить действие «налога для самозанятых» во всех регионах страны, разговоры о возможном «налоге на безработицу как-то поутихли». Однако, как говорится, отчаянные времена требуют отчаянных мер и новая волна негативных факторов, спровоцировавших серьезный кризис и дефицит бюджета, вероятнее всего, вынуждает федеральный центр искать новые способы пополнить казну за счет простых россиян.

Очередной побор под новым соусом

Очевидно, что старый побор будут продвигать в массы под совершенно новым соусом. Как заявил недавно депутат Государственной думы от фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, практически с первых дней осенней сессии нижней палаты российского парламента депутаты рассчитывают рассмотреть и окончательно принять законопроект о введении в стране так называемых налоговых вычетов по безработице.

По утверждению единоросса, в условиях пандемии COVID-19 многие российские работодатели вынудили своих работников написать заявления об увольнении по собственному желанию. А новая система, которую рассчитывают ввести законодатели, вынудит работодателей сообщать об увольнении любого сотрудника в службу занятости. Оплату выходного пособия в этом случае государство должно взять на себя. То есть, никто не собирается требовать с безработных граждан, не зарегистрированных в центре занятости, деньги, что уже позволяет облегченно выдохнуть. Иными словами, «на бумаге» новая инициатива парламентариев выглядит как очевидная забота государства о простых гражданах, однако радоваться рано, поскольку дьявол, как говорится, кроется в деталях.

Дело в том, что финансировать эту самую «заботу» о себе гражданам придется из собственного кармана. Государство таким образом фактически выступает в роли страхового агента, гарантирующего бывшему работнику выплату соответствующего пособия по безработице из средств, уплаченных сами работником в период, когда он был трудоустроен. Проще говоря, если новый закон будет принят, работодатели будут обязаны отчислять новый вид страховых взносов из ежемесячных начисленных своим сотрудникам зарплат, которые будут аккумулироваться в специально созданном под эти цели государственном фонде.

Нужно ли говорить, что подобные изменения непременно приведут к падению уровня доходов подавляющего большинства работников. Даже процедура увольнения работника станет для работодателя максимально простой и доступной, ведь ему в этом случае не придется выплачивать выходное пособие, а значит, нести материальный ущерб. Фактически, было бы логично говорить, что упрощение процедуры своего увольнения работник также оплатит со своего кармана. Иными словами, Госдума готовит россиянам «налог на безработицу» - очередной побор, который просто будет подан под новым соусом. И ведь сама система вполне могла бы работать, как это происходит в ряде западных стран. Проблема лишь в том, что опыт накопительной пенсионной системы и прочих властных инициатив показывает, что собранные с граждан деньги будут обесценены, потеряны, в конце концов проедены или направлены на любые другие цели, но только не на обеспечение реальной финансовой подушки на случай утраты ими рабочих мест.

 

Виталий Тагоров