Новая «семья»? Зачем Владимир Путин отдал Тулу своему охраннику
На модерации
Отложенный
Когда свирепого вида молодых людей со звездами Героев России на груди назначают на какие-то высокие должности, это скорее что-то из чеченской повседневности, а тут за столом с Путиным сидит герой-славянин, это выглядит странно, и правы оказались те, кто стал присматриваться к Алексею Дюмину более пристально, чем принято обычно присматриваться к новым российским губернаторам. За неожиданным кадровым ходом Путина и впечатляющей биографией самого назначенца (молодой генерал, Герой России, был начальником штаба Сухопутных войск и заместителем министра обороны, командовал новым родом войск, Силами специальных операций, играл какую-то важную роль во время присоединения Крыма), как за маскировочной шелухой, скрывается главное: руководить Тульской областью назначен личный охранник Владимира Путина. Даже геройская звезда, скорее всего, имеет природой все тот же статус личного адъютанта можно было предположить, что звезду Дюмину дали за Крым, но в «Газете.ру» пишут, что он уже и во время крымских событий ходил со звездой, так что, может быть, мы только в мемуарах прочтем о какой-нибудь драме на охоте, по итогам которой Дюмин был поощрен давно уже обесцененной золотой звездочкой.
Так или иначе, его, как всех таких же врио, протащат через выборы, он станет губернатором, будет поздравлять ветеранов, посещать детские сады, открывать культурные фестивали, объяснять по телевизору тулякам необходимость удорожания услуг ЖКХ, заведет инстаграм и станет фотографироваться в нем с приезжающими в Тулу знаменитостями, губернаторские судьбы у всех в России одинаковы, и когда главы областей, собираясь на очередное заседание Государственного совета, оказываются все за одним столом, кто сможет вспомнить по имени хотя бы половину из них? Дюмину проще, его можно узнавать по звезде, но в остальном едва ли о нем как о губернаторе мы когда-нибудь услышим что-то, чего не слышали о ком-то другом.
Эта губернаторская повседневность наверняка смажет первое впечатление от появления Дюмина, и поэтому хочется зафиксировать его прямо сейчас, пока впечатление свежее: такое назначение выглядит постыдным даже по российским меркам.
Да, особой сенсации здесь нет, федерализм давно остался только в названии Российского государства, а так-то у нас сверхцентрализованная унитарная система, и регионы, как вотчины, раздариваются непонятно кому уже много лет, с 2004 года, когда Путин отменил выборы. Мы много кого видели среди назначенцев такого рода отставных министров и старых чекистов, представителей бизнес-империй и людей, примечательных только своими отцами, но здесь какая-то новая вершина. Не самый дикий регион, о важности которого и сам Путин говорит, что там куется российское оружие, да и без Путина все знают, где похоронен Лев Толстой, так вот, этот регион таким бесцеремонным образом дарится президентскому адъютанту, и такого не было как раз никогда. Не было никогда и таких политических карьер, которые начинались бы с губернаторской должности.
Даже Андрея Воробьева и Андрея Турчака перед жалованием области держали по нескольку лет на других публичных должностях одного сенатором, другого начальником в «Единой России». Таких губернаторов, чтобы вообще из ниоткуда, в России до сих пор не было, Дюмин первый. И эта бесцеремонность назначения в сочетании с тем, что известно о близости Дюмина к Путину, как раз и дает тот эффект омерзительности.
Этот эффект сильнее любых факторов, положенных к упоминанию в таких случаях. Федерализм бог бы с ним, Кремль его презирает, все уже привыкли. Но даже в нынешней системе (за подробностями отсылаю к статье Татьяны Становой) все-таки принято иметь в виду группы интересов, существующие в регионе и около, социально-экономическую ситуацию в области, настроения избирателей, в конце концов, легко ли сейчас делать вид, что хотя бы одну из этих вещей Путин учитывал всерьез, когда дарил Тулу своему охраннику?
Сергей Доренко, умный человек, работающий сейчас на лояльные Кремлю медиа, первым почувствовал эту неловкость и запустил версию о тайном плане по превращению Дюмина в преемника. Тайный план всегда выглядит симпатичнее и респектабельнее пошлой реальности, поэтому вброс про преемника шаг более чем разумный, но все, что мы знаем о логике кремлевской жизни, свидетельствует о том, что для аппаратных антеев отрыв от кремлевской земли всегда оказывается критичным с точки зрения дальнейшей карьеры. О главном путинском охраннике Викторе Золотове, когда его назначили заместителем министра МВД, тоже говорили, что его ждет дальнейший карьерный рост, но годы идут, Владимир Колокольцев как был министром, так и остается, в жизни Золотова больше ничего не произошло значит, то ли план сорвался, то ли так было задумано: отслужил верой и правдой при первом лице, пора отдохнуть, вот тебе важный участок: обустраивайся, зарабатывай, отдыхай.
Тульское губернаторство Дюмина выглядит именно так. Пройдет год, и те немногие, кому интересно, смогут увидеть обычного губернатора, расставляющего своих людей на денежные должности, раздающего подозрительные подряды, конфликтующего с мэром и что там еще у губернаторов принято. Человеку уже за сорок, он слишком долго ходил с Путиным, пора отдохнуть, и губернаторство это такой отдых.
Засекреченная жизнь дочерей и бывшей жены Владимира Путина это его фирменная черта с первых дней пребывания у власти, и сам он много раз говорил, что семья это семья, и он не собирается делать достоянием публики ее жизнь. Сюжет с назначением Дюмина заставляет вспомнить допутинское значение слова «семья» во времена Ельцина, как известно, так называли не только жену и дочерей президента, но и приближенных к ним чиновников и олигархов. Пора вернуться к этому термину. Семья не только дочери и жены. Вот Алексей Дюмин это семья. И наверняка не только он как мы убедились, новые имена могут появляться в поле нашего внимания самым неожиданным образом.
Олег Кашин
Комментарии
Очередного блатного дурака в погонах назначил на экономический регион.
Герой раши по секретному указу, сынуля продвиженец. Спецоперация в крыму - это вообще смешно.
А кто там против них работал? Янек спокойно притащился на военную базу и его на верталёте перетащили. Джеймсы бонды из уборщиц.
Бордак он и есть бордак