По следам князя Голицына

На модерации Отложенный

Прошлым летом, "открыв" для себя Южный Берег Крыма и Севастополь, и оставшись в восторге от столь запоздалого открытия, я решил не ограничиваться прощальным броском монет в черноморскую волну, и в конце зимы, когда настало время планировать морскую часть отпуска, покрутив-повертев варианты, не нашёл альтернативы полуострову: краснодарское побережье и Египет без колебаний были исключены из конкурса, на Балтику по делам лететь так или иначе пришлось, предательский турецкий нож ещё торчал в спине, а еврозона, после того как ЦБ опустил отпустил рубль в свободное плавание, утратила своё первенство в смысле цена-качество.

По-моему, валяться на пляже – не самое увлекательное занятие, и потому выбор места предполагал обязательное наличие у него какого-нибудь "крючка", того, что могло бы пробудить любознательность своей историей или загадкой. Надо думать, что в Крыму подобных мест найдётся не на один десяток отпусков, ну а в этот раз был выбран Новый Свет, небольшой посёлок в километрах шести от Судака. Заранее извиняюсь, ниже будут смартфонные, не особо качественные фотки, они - всего лишь жалкое подобие того, что могут зафиксировать мегапикселы сетчатки.

В марте забронировал апартаменты (всё, что было заявлено на сайте, соответствовало действительности, за исключением расстояния до пляжа, вероятно, вместо него ошибочно был указан перепад высот), купил авиабилеты туда-обратно, и принялся терпеливо ждать августа.

И тут, накануне счастья с большой буквы Щ, в конце июля, ЖЖ публикует серию постов топ-блогера Варламова про Крым. Тот, кто хотя бы поверхностно знаком с его творчеством, знает, что тревел-репортажи Варламова обычно разбиты на Плохой (город N)/Хороший (город N). На этот раз плохо было буквально всё, "Крым – зона бедствия, все курорты уничтожены, 10 причин почему я ненавижу Крым", и тому подобное в том же духе. Несколько смутил тот факт, что Варламов, проживавший во время своего крымского турне в люксовых гостиничных номерах, не постеснялся разместить фото своей бабушки на убогой кухоньке её симферопольской квартиры. Догадки на предмет того, что могло помешать очевидно не стеснённому материально взрослому мужчине, критикующему направо и налево (впрочем, порой справедливо) крымский "совок", финансово помочь своему родному человеку избавиться от этого самого "совка", не моя стихия.

Меня всегда огорчало то обстоятельство, что многие люди упорно не желают замечать полутонов, чёрно-белое цветовосприятие нашего многокрасочного мира сродни манихейскому бреду, широко распространённому, кстати, среди пользователей нашего славного портала, сами знаете, как это бывает: ругнёшь порядки в стране – и ты автоматом враг народа, либераст и подпиндосник,  похвалишь - и ты мгновенно ватан, кремлебот и копеечный савушкин тролль. Но мы отвлеклись, поехали уже, своими глазами поглядим, что там и как.

Облетели территорию Украины через Тамань, и вот строительство Крымского моста, вид на косу Тузла из иллюминатора:

От аэропорта езды часа два, такси из Симферополя обойдётся в 2150 рублей. Обратно выйдет подороже.

Первоначально посёлок назывался Парадиз из-за своего расположения в невероятно живописной подковообразной бухте ("Зелёной"), образованной и укрытой от ненастных ветров двумя горами, а вернее сказать, окаменевшими коралловыми рифами, Куш-Кая (Quş Qaya – Птичья Скала), или Сокол

и Коба-Кая (Qoba Qaya - Пещерная Скала), или Орёл.

Первая из них, высотой 474 метра, является самым большим коралловым рифом в Европе, а по её юго-юго-восточному склону пролегает единственная проезжая дорога, соединяющая посёлок с внешним миром, трасса дорога на Судак.

Довольно жутковатая, я вам скажу – чисто зрительно не более 5 метров шириной, то есть примерно полторы полосы, с некогда асфальтовым покрытием, с большим числом слепых поворотов-шпилек, с повидавшими виды бетонными блоками-отбойниками советских времён, с нависающей скалой с одной стороны и пропастью – с другой. Лично я не отважился бы ехать по ней быстрее 40 км/ч, но местные носятся как угорелые и откровенно потешаются над тормознутыми туристами. На полпути этой дороги можно увидеть внизу полуразрушенный и разграбленный недострой советских времён – серые прямоугольники санатория "Дельфин", который начали возводить в 1974 году как базу отдыха подводников.

Новый Свет - очень компактный посёлок посреди ботанического заказника, заповедной можжевеловой рощи, обойти его можно за полчаса, и, помимо набережной, у него, по-моему, всего две улицы – Голицына и Шаляпина; субъект топонимики первой из них, князь Лев Сергеевич Голицын, и станет нашим центральным персонажем.

***

Известно, что князья Голицыны ведут свою родословную от литовского князя Гедимина; дед Льва Сергеевича, Григорий Сергеевич, был тайным советником, сенатором и пензенским губернатором, отец, Сергей Григорьевич, был титулярным советником Коллегии иностранных дел, а позже служил в корпусе генерала Ридигера во время русско-турецкой войны (1828-1829) и польского восстания (1830-1831). Сергей Григорьевич был поэтом и меломаном, известным в петербургском высшем обществе по прозвищу Фирс, был другом Глинки и знакомым Пушкина.

Однажды Голицын играл в карты с человеком, проигравшим ему накануне и не расплатившимся по долгам. Тот спросил Сергея Григорьевича: "Да ты на какие деньги играешь? На эти или на те?" Под "этими" он подразумевал ставку, а под "теми" - свой долг. Голицын ответил: "Это всё равно: и на эти и на те, и на те, те, те". Игра продолжалась, но Пушкин услышал ответ Голицына; те, те, те его позабавило, и он в шутку написал: 

Полюбуйтесь же вы, дети,

Как в сердечной простоте

Длинный Фирс играет в эти,

Те, те, те и те, те, те

Биографы Пушкина утверждают, что рассказ Голицына о трёх счастливых картах его бабушки послужил для Александра Сергеевича сюжетом для "Пиковой дамы".

***

К морю спускаемся сквозь рощу реликтовых можжевеловых деревьев по дорожкам, аккуратно выложенными плиткой. Это очень необычно: почти совсем нет травы, она просто выгорела под палящим солнцем, кое-где понатыканы юкки и чуть – опунции, и вот на этой, казалось, высушенной безжизненной земле, высятся можжевельники, сосны, туи и кипарисы.

Видели когда-нибудь, как цветёт кипарис? Вот и я тоже:

Мхи и лишайники:

Красиво, но очень жарко, хочется подольше полюбоваться непривычной для северянина растительностью, однако желание поскорее окунуться в спасительную прохладу перевешивает.   

Главный городской пляж в Зелёной бухте – песчаный, с пологим входом, что, надо думать, весьма привлекательно для отдыхающих с детьми.

Вода – мягкая, чистая и прозрачная, особенно по утрам; рыбы плавают, водорослей и медуз нет, панорама – бесподобная в своём великолепии: две горы на флангах, чуть дальше, слева виднеется Судак, и ещё восточнее, в дымке, два глубоко выступающих мыса, Алчак и Меганом.

Вход на пляж бесплатный, заборов нет, песок – относительно чистый, по крайней мере, без окурков и бытового мусора, из услуг – бары с прохладительными напитками, разносчики вяленой рыбы, варёных раков, креветок и кукурузы, шашлычков из мидий и рапанов, а также свежих ягод. О, сразу чувствуются южные широты, по прекативной "г" (хотя надо отметить, что у самих крымчан на удивление чистое произношение, без ярко выраженных южнорусских особенностей) и обильному посыпанию существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами. Пока одни зазывалы в мегафоны приглашают вступить в "командочку" на "поездочку", другие - декламируют рекламные слоганы. "Если муж уже не может, кукуруза не поможет", или что-то в этом роде.

Чего только не увидишь, вот, к примеру, картина маслом: купание лысого кота:

Чего ещё хотел сказать. Парни, вы это заканчивайте. Вот смотрите, мы же не станем возражать, что девицы/дамочки выступают в таких вот купательных, пардон, трусах:

Но скажите на милость, вы-то зачем примеряете эти аксессуары типа "чистильщик бассейнов"? Прекращайте это.

Солнцезащитные тенты (для тех, кто успел занять под ними место) имеются, прокат лежаков - 100 руб/час или 250 руб/4 часа. Сборщики податей, смотрители лежаков, молодые люди с тетрадками, высунув языки, тщательно фиксируют хронометраж, а ежевечерне – отчитываются перед своим "смотрящим", татарином с кирпичным выражением а la "у нас всё ещё девяностые, брателло". Не сомневаюсь, что ни один рубль налогов от коммерческой деятельности арендодателей не попадает в поселковый бюджет. Кабины для переодевания – явно советских времён, с европоддонами в качестве пола. Душевых и моек для ног нет; причины их отсутствия – чуть ниже.

Я, как и Варламов, тоже сфоткал недостроенную и заброшенную горку аквапарка в восточном конце набережной, но определить, где пролегают тайные козьи тропы, которыми он, чертыхаясь и фотографируя "разрушенный" Крым, добирался до моря, так и не смог.

Если говорить в целом, то Новый Свет, конечно же, нельзя равнять с гламуром и парадностью Ялты, в нём нет непередаваемой атмосферы старого Гурзуфа, и он в значительной степени несёт на себе следы четвертьвековой беспощадной эксплуатации советского наследия без разумных системных капиталовложений. Но у него, несмотря ни на что, остался его главный козырь – поразительная по красоте и величию природа и уникальные незабываемые ландшафты. И у него есть князь Голицын.

***

Средний сын Григория Сергеевича Голицына и фрейлины-польки Марии Евы Езерской, Лев Сергеевич Голицын, родился в их имении в Люблинской губернии 12 августа 1845 года. В 17 лет Лев получил степень бакалавра Сорбонны, затем служил чиновником министерства иностранных дел. В 1871 году со степенью магистра окончил юридический факультет Московского Университета и оставлен для подготовки к профессорскому званию. Осенью 1871 года во время написания диссертации по римскому праву, в деревне Чулково Муромского уезда, Лев Сергеевич познакомился с красавицей Надеждой Засецкой, женой помещика Дмитрия Засецкого и дочерью керченского градоначальника князя Захария Херхеулидзе. Знакомство переросло в бурный роман, а вызванная адюльтером ссора Голицына и Засецкого окончилась рукоприкладством и судом; эта, а также последующая история гражданского брака Голицына и Засецкой наделали много шума в свете. Надежде Захаровне по наследству от отца принадлежали 36 десятин небольшого поместья близ Судака, которое тот переименовал в Новый Свет, и которое она не любила из-за его отдалённости и труднодоступности, однако Лев Сергеевич был настолько очарован этим райским местом, что в 1878 году выкупил у брата Засецкой вторую половину урочища Парадиз, не остановился на этом, и довёл к 1912 году общую площадь поместья  до 200 десятин.

В гражданском браке у Голицына родились две дочери, Софья и Надежда, но довольно скоро отношения между Львом Сергеевичем и Надеждой Захаровной пошли на спад и спустя пять лет их незарегистрированный брак распался.

Голицын, ежегодно путешествуя по Европе, глубоко проникся  французской культурой виноделия, и князь, фундаментально изучив вопрос, со всем присущим ему энтузиазмом вознамерился создать русское шампанское, которое ни в чём бы не уступало по качеству игристым винам Шампани.

***

Теперь – про "заполняемость", это уже третье лето как один из острейших вопросов русскоязычного сегмента блогосферы. Заранее скажу, что набитый под завязку людьми пляж – картина, которая, по мнению украинских коллег, должна символизировать успех курортного сезона, - лично мне представляется полнейшим трэшем.

Хорошо, для объективности обратимся к аборигенам: спрашиваю бармена – "Что скажете, уважаемый, на мой взгляд, вроде бы отдыхающих много, как вообще сезон?" Тот в ответ скептически поднимает бровь – "Да что вы, уважаемый, разве ж это много? Вот раньше – это да! Толпы бабушек в 7 утра наперегонки выбегали из можжевеловой рощи, торопясь занять место. Особо предприимчивые умудрялись даже торговать этими местами, скажете тоже, много, да раньше люди сидели на головах друг у друга!" Что же, если это провал сезона, то я невыразимо рад, что мне не довелось побывать здесь "раньше".  

Наверху, на небольшой набережной – пара-тройка десятков пунктов приёма пищи, цены и ассортимент – на любой кошелёк. Среди них есть заведения с весьма и весьма достойной кухней, но от вас потребуется внимание, терпение и опыт, чтобы подыскать устраивающее лично вас. Вот, к примеру, такая едальня, по-видимому, для ностальгирующих.

Ничего не могу сказать, не заходил, столовской еды, ненавистных борщей и котлет с гречкой, мне и на работе хватает. К сожалению, а может, для кого-то и к счастью, присутствует уличная шаурма и тому подобная фиготень.

Чтобы перекусить по-быстрому, имеются чебуреки и янтыки, чуть менее зачётные, чем те, что довелось пробовать в татарском кафе в Ливадии, но тоже вполне себе неплохие. Да, пора бы и подкрепиться, отправляемся в ресторанчик на набережной, а там!

Там удаётся попробовать то, что не получилось годом раньше – крымских устриц, колонии которых лет 70 назад были истреблены завезённым на днищах кораблей из Японского моря и расплодившимся рапаном. Однако совсем недавно в Крыму вновь стали культивировать этих деликатесных моллюсков.

Полюбопытствовал насчёт места их выращивания, и показания официантов, местных жителей и интернета разошлись: кто-то говорил о Ласпи, кто-то – про Западный Крым, но всё-таки наиболее вероятная версия – Кацивели. Цена вопроса – от 300 рублей за штуку, и это очень вкусно.    

***

Надо сказать, что Голицын не был первопроходцем в изготовлении игристых российских вин: незначительные партии производились предпринимателем Ларгье в Судаке в 1822-1827 годах, там же, позднее, промышленник Крич наладил массовый выпуск (15 тысяч бутылок в год) шампанского. Но дело приняло криминальный оборот: Крич наклеивал на бутылки со своим вином этикетки французской фирмы "Редьер", что вызвало возмущение французов, подавших иск о мошенничестве. Когда об этом факте стало известно Николаю I, царь приказал закрыть предприятие Крича, а его самого выдворить из страны. В 40-х годах небольшое количество игристого производилось в имении новороссийского генерал-губернатора князя Воронцова "Ай-Даниль" под Гурзуфом, однако после Крымской войны винодельческая отрасль полуострова пребывала в упадке: боевые действия поставили под угрозу само существование виноградников в Западном Крыму, которые, как утверждают некоторые историки, вырубались французами для устранения конкуренции своим винам.

***

Продолжение следует. В основном будем пробовать русское шампанское; съездим в Судак, Феодосию и Коктебель