Войско Польское

На модерации Отложенный  Для Польши всю ее историю армия была предметом неусыпной заботы. Восстановив свою независимость после Первой мировой войны, до сверхдержавы поляки не дотягивали, но сильную армию создать смогли: к утру 1 сентября 1939 года Польша развернула 24 пехотные дивизии, 3 горнопехотные, 8 кавалерийских и 1 бронемоторизованную бригады, всего более 1 млн человек.


Это дополнялось неплохим по меркам второразрядной страны флотом и мощным корпусом пограничной стражи. Не помогло, и помочь не могло, но потери немцы понесли, и месяц поляки худо-бедно продержались, что в тех условиях было успехом. Максимально возможным успехом.

Нынешнее же Войско Польское начало формироваться в 1943 году в Селецких лагерях под Рязанью. Сначала 1 пехотная дивизия имени Костюшко, потом – армия. Всего было сформировано две армии, были планы создания польского фронта. Поляки приняли активное участие в боях завершающего этапа Второй мировой войны, являясь самой многочисленной армией из союзников СССР в Восточной Европе.

Не страдали они и в составе ОВД, к моменту его распада Польская Народная армия – это 300 тысяч военнослужащих, 3 100 танков, 3 авиационных дивизии, мощное ПВО, имеющее на вооружении комплексы С-200 и С-125, неплохой флот и кадровый резерв. В принципе, польская армия по всем параметрам уступала разве что армии ГДР и численно была сравнима с армиями европейских членов НАТО.

В 90-е вся эта мощь начала тускнеть, ибо поставки советского оружия прекратились, но, имея свой ВПК и претендуя на роль главной силы альянса в Восточной Европе, сильную армию удалось полякам сохранить.

Современность

Численный состав армии Польша постоянно наращивает, сейчас это 155 тысяч человек (вместе с теробороной), планируется довести до 300 тысяч человек. С техникой тоже довольно неплохо:

➤ 985 танков, включая 250 «Леопардов». Планируется закупка 250 «Абрамсов». При этом поляки производят свой лицензионный вариант Т-72;

➤ 1 300 БМП, в основном советских БМП-1;

➤ до 900 колесных ББМ;

➤ 431 самоходная гаубица;

➤ 180 РСЗО;

➤ 28 вертолетов Ми-24, минимум 24 БПЛА «Байактар»;

➤ 48 истребителе-бомбардировщиков Ф-16 и неясное количество исправных советских машин (Су-22 и Миг-29). Есть планы на закупку Ф-35.

Неплохой у поляков и флот – три старых ДПЛ, два фрегата (США), два корвета и три ракетных катера.

Конечно, не все так однозначно, скажем, по советским самолетам есть версия, что их Украине не смогли передать ввиду технического состояния, а по танкам:

Что же касается имеющихся сегодня у Войска Польского Т-72М1, то ими оснащены четыре танковых батальона и планируется сформировать еще один из запасов техники (144 танка Т-72М/М1 используются как учебные или находятся на хранении, кроме того, на длительном хранении имеются 210 Т-72 разных модификаций). Ряд экспертов утверждают, что из всех боевых машин этого типа на ходу лишь 270 единиц.

Иметь их вообще и иметь боеготовые – это разные вещи. Слабое место Польши и ПВО, но оно усиливается за счет Британии и США. В целом у поляков небольшая, но хорошо подготовленная армия, способная путем мобилизации, увеличиться вдвое.

Перспективы

О втягивании НАТО в конфликт говорить не буду, ненаучная фантастика это, но действия отдельно Польши...

В теории, не заботясь о белорусской границе, которую прикроют войска альянса, дислоцированные в Польше, и те, которые туда можно быстро перебросить из Германии, Войско Польское может оккупировать Западную Украину за считанные дни, благо сопротивляться там некому, у ВСУ в том регионе осталось две-три бригады и до десятка боевых самолетов. Да и не будут они сопротивляться в нынешнем положении, по сути, выйдет зеркальный золотой сентябрь, когда поляки бились с вермахтом, но сдавались РККА, за редкими исключениями.

Другой вопрос – риск столкновения с ВС РФ, и возможная контроперация Минска на Волыни, что неминуемо приведет к боестолкновению Войска Польского и российско-белорусских сил. Причем поведение ВСУ в этой ситуации тоже непредсказуемо, вплоть до перемирия с нами в районе Житомир – Киев и переброски ряда бригад на Запад.

Такого рода операция несет в себе для поляков два риска:

➤ вероятность полномасштабной войны с Россией, с ударами по польской территории из района Калининграда, что поставит в неудобное положение уже НАТО в целом;

➤ при обозначившемся сопротивлении украинцев все это превратится из миротворческой операции в раздел Украины, где для Запада, находящегося в плену их пропаганды, поляки выступят как агрессоры.

Недооценивать противника нельзя, у поляков вполне мощная и профессиональная армия, но недостаточная для того, дабы вмешиваться в конфликты такого масштаба в одиночку, а фактор политический играет против их стремлений. Опять же – присоединить захваченные территории будет сложно, так что польские мечты – это польские мечты, а реальная вероятность их осуществления стремится к нулю. Разве появится надежная гарантия, что Россия не ответит.

Роман Иванов

Каков боевой потенциал польской армии


Польша изъявляет желание под видом ввода на Украину «вооружённой миротворческой миссии НАТО» отправить туда контингент в основном из польских военнослужащих. При этом все понимают, что целью таких действий является, конечно, не защита украинских граждан, а раздел Украины и захват ее западных территорий, чего поляки в общем-то и не скрывают.

НАТО пока критически относится к этой польской инициативе, осознавая, что действия Варшавы – путь к развязыванию «Третьей мировой войны». Но возникает вопрос: что если Польше все-таки решится на такой шаг? С какой армией тогда придется столкнуться? Об этом рассказал военный эксперт, аналитик, редактор издания «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Общая численность польских вооруженных сил постоянно растет. До недавнего времени она составляла около 124 тыс. человек. По последним данным – уже 128 тысяч. Хотя ранее Польша заявляла, что ей для обороны страны достаточно иметь стотысячную армию. Сейчас речь уже идет о формировании 200-тысячного Войска Польского.

Военный бюджет Польши с каждым годом также увеличивается. В 2018 году он составлял $12 млрд, в 2020-м был уже более $12,6 млрд, что превышает 2% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. К 2030 году его планируется увеличить до 2,5% от ВВП.

Что касается состава вооружений, то судя по информации из открытых источников, Польша имеет около 900 танков, уступая по их числу в НАТО лишь Турции, Греции и США. Кроме старых советских Т-72, Варшава начала выпускать собственные танки РТ-91, сделанные на основе тех же Т-72. Имеются у поляков также и немецкие «Леопарды-2А4».

Флот Польши состоит из пяти дизель-электрических подлодок, двух фрегатов с управляемым ракетным вооружением. На вооружении имеется один корвет и один штабной корабль. А также: два разведывательных, пять ракетных, восемь десантных и двадцать минно-тральных кораблей и судов, несколько бывших американских фрегатов, два десятка тральщиков и несколько кораблей обслуживания.

Польская боевая авиация включает в себя 90 боевых вертолетов Ми-24, Ми-2URP и 43 W-3W, порядка 30 истребителей МиГ-29 и почти 50 американских F-16.

– Польская армия по численности и характеристикам входит в десятку ведущих армий Европы, если не считать Турцию, – говорит военный эксперт Алексей Леонков. — И так как Польша считается чуть ли не передовым форпостом НАТО, то на её территории на ротационной основе ещё базируются войска НАТО. В частности – США, которые развернули там позиционный район системы ПРО в Редзиково.

– Можно ли говорить о польской армии как о самостоятельной военной силе? Устав НАТО ведь допускает участие члена НАТО в боевых действиях на территории других стран без поддержки альянса. С чем мы можем столкнуться, если Польша решиться войти на Украину?

– Польская армия обладает неким количеством кораблей, авиации, сухопутных войск, однако несмотря на все громкие воинственные заявления польского руководства, как самостоятельная военная единица, их армия серьезно себя нигде не показала и не проявила.

Даже в ходе военных операций, которые проводили страны НАТО, Польша нигде не продемонстрировала в какой степени её военнослужащие обладают той или иной квалификации.

Хотя недавно – об этом писал журнал Military Watch – американцы попытались оценить мощь Польши в гипотетическом конфликте с Белоруссией. Специалисты США разыграли компьютерную войну между армиями Польши и Белоруссии, при условии, что Польшу не поддерживает НАТО, а Белоруссию не поддерживает Россия. Белоруссия, по оценке американских специалистов, одержала безоговорочную победу несмотря на то, что по количеству войск и вооружений белорусская армия явно уступала польской.

– Почему польская проиграла?

– Потому что у каждой страны есть определённое стратегия развития своих вооруженных сил и развитие собственной военной концепции. Польша в силу того, что она не обладает всем потенциалом суверенного государства, создала такую армию, которая может эффективно действовать лишь в составе объединённых сил НАТО. А если она действует в составе объединённых сил, то получается чего-то для ведения войны у неё много, а чего-то явно не хватает.

– Чего много, а чего не хватает?

– К примеру, сухопутная составляющая у Польши безусловно доминирующая, так как предполагается, что Польша будет участвовать в основном в сухопутных операциях НАТО. Во всяком случае, гораздо больше, чем в военно-морских, или воздушных операциях альянса.

 

Но при этом выбор техники у Польши невелик. Американцы своих танков «Абрамс» полякам не дали, поэтому они используют ещё советскую технику. Хотя если говорить про лёгкую бронетехнику, то кое-что у себя они уже заменили.

Польша пыталась создать свой военно-промышленный комплекс (ВПК), чтобы, опираясь на него, развиваться далее. Но в силу конкуренции и того, что Польша находится под полным контролем США, ее ВПК продолжает оставаться небольшим.

 

В нём есть некоторые виды стрелкового и гранатомётного вооружения, есть некоторые виды ракетного вооружения. Но все это такие образцы, которые в основном отражают специфику польской армии. Они не являются какими-то общепринятыми видами вооружений для всех стран НАТО.

Хотя Польша участвует в некоторых программах по созданию вооружения того же военно-промышленного комплекса США. К примеру, является участником программы создания самолёта F-35. Поляки очень хотят поменять свою боевую авиацию на более современные самолёты.

– А какой у них основной парк боевых самолетов сейчас?

– Смешанный. У них есть советское наследие – самолеты МиГ-29, есть американские самолёты, в основном F-16. Ну и, конечно, они очень рассчитывают на современные самолёты F -35.

– А мы до недавнего времени страшно гордились, что помогаем поляком и ремонтируем у них наши старые МиГ- 29…

– Да было такое…

– Ну а все-таки: можно ли назвать польскую армию мощной силой, которая представляет для нас серьезную угрозу?

– Понимаете, есть такие армии, которые имеют собственное понятие стратегии и тактики. Но Польша всё время подстраивается под мнения своего главного патрона. Как США пожелают так Польша и делает. Все это отражается и на боевой мощи ее армии.

– То есть получается, если Польша всё-таки соберётся с нами воевать, то в этом случае, управлять её армией, точно также как сейчас украинской, будет кто-то другой, а не собственный польский генералитет? И это снова будут американцы? Поляки будут лишь придерживаться их стратегии?

– Безусловно. И здесь обязательно проявится тот принцип, по которому строилась польская армия – не как самостоятельная, а как часть сил альянса, у которой, как я говорил, где-то густо, а где-то пусто. Потому что когда самостоятельное государство строит свою армию и взаимодействие в ней видов и родов войск, то это делается таким образом, чтобы каждый из этих видов дополнял другой и частично перекрывал зоны их ответственности. В польской программе вооружений такого не наблюдается.

– То есть как самостоятельная единица польская армия не способна вести долгосрочные и тем более победные бои?

– Нет. Один из факторов, доказывающих это – польский ВПК. Тот самый комплекс, который должен хотя бы ремонтировать и восстанавливать технику. У Польши техника разнородная. Что-то они могут самостоятельно восстановить, но очень многое не могут. И если какие-то виды вооружений у них выйдут из строя, заменить их будет просто нечем. А сообщение по морю и суше у них во время боевых действий может быть просто заблокировано средствами огневого поражения.

Таким образом, Польша хотя всё время и стремится себя позиционировать боевым авангардом НАТО, на самом деле таким авангардом не выглядит. Именно поэтому она всё время настаивает, чтобы на её территории были базы НАТО. И не просто НАТО, а непременно базы США. Польские военачальники прекрасно понимают, что все остальные страны НАТО находятся примерно в таком же положении.

– Раз они это понимают, значит осознают, что в случае вступления Польши в войну, одной ей не справится – придется просить о помощи другие страны НАТО? Получается Варшава выступает как провокатор 3-й Мировой?

– Конечно. Вот потому, когда на днях состоялся саммит НАТО, Польше чётко приказали: «Цыц!». Там все сразу оценили, что если бы Польша была самостоятельной боевой единицей, такой, например, как Франция, ещё можно было бы о чём-то рассуждать.

Французская армия имеет достаточно мощную поддержку своего военно-промышленного комплекса. Причём он настолько мощный, что даже полностью не загружен. Почему Франция и старается всё время заключить какие-то большие контракты.

 

Ей необходимо, чтобы этот ее комплекс работал, иначе он становится убыточным. Это касается и громкой истории с подводными лодками для Австралии, и с вертолетоносцами «Мистраль» для российской армии. Когда эти крупные контракты были разорваны, это больно ударило по французской оборонке.

В этом смысле Польша по сравнению с Францией выглядит многократно беднее. И если она даже начнёт боевые действие как самостоятельная военная единица, то вряд ли сможет долго продержаться.

– Думаете Польша не решится на это без поддержки НАТО?

– Если бы поляков вовремя не одёрнули, очень может быть, они и полезли бы во все тяжкие. Польша в отличие от некоторых стран НАТО, имеет фантомные боли по поводу территорий, которые когда-то потеряла. Даже у Франции и Германии нет таких фантомных болей, которые есть у Польши.

– Уверены, что на саммите НАТО поляков «одёрнули» так, что они послушаются?

– А куда они денутся? Конечно, у Польши в Европе долгое время был такой хороший «Цербер» как Германия в лице Ангелы Меркель. Шольц с этой ролью явно не справляется. Польша это сразу почувствовала, и стала более активно себя вести – очень хочет стать «любимой женой» США. Именно поэтому Польша сейчас выглядит более эпатажно, более активно, чем другие европейские страны. Раньше ведь она себе такого не позволяла и чётко шла в фарватере, обозначенном США. Теперь же Байдену приходится поляков постоянно одергивать.

– И все-таки, хочу принципиально понять: пишут, что польскую военную технику с флагом США уже видели в населённом пункте Бобровники рядом с границей Белоруссии. Если даже теоретически предположить, что поляки всё-таки дернутся в нашу сторону, отвечать им мы будем вместе с Белоруссией?

– Безусловно вместе. И здесь мы уже применим все виды оружия, так как в отношении политики Польши у нас не будет никаких сдерживающих факторов для применения самого серьёзного оружия.

– То есть, по выражению американцев, «в белых перчатках» воевать не придется?

– Вот именно.