Выгодно ли Беларуси наращивать экспорт?
Петр Прокопович озвучил планы властей: 85 процентов всей белорусской продукции должно уйти на экспорт. Можно ли уйти вперед, догоняя, и какой экспорт полезен для страны — реалистичность планов экспортировать почти всю произведенную продукцию оценивает экономист Лев МАРГОЛИН.

— А нужно ли экспортировать 85% продукции?
— Тут я склонен согласиться с Петром Петровичем: чем больше объем производства той или иной продукции, тем она дешевле, поскольку производить товар лучше в массовом объеме. Это позволило бы производить конкурентные на мировом рынке товары.
Но возможно ли это? В нынешних условиях однозначно — нет. Уровень разделения труда и конкуренции на мировом рынке такой, что просто так туда не попадешь. Для этого нужно два условия: либо твое предприятие должно понравиться кому–то из тех, кто диктует моду на том или ином направлении рынка, либо ты должен привлечь инвестора, чтобы он построил у тебя на территории новое предприятие. Только таким образом можно включиться в цепочку международного разделения труда и в разы наращивать экспорт.
— А по словам Петра Прокоповича, это возможно благодаря начавшейся модернизации отечественных предприятий...
— Даже если бы нам удалось модернизировать все предприятия, которые этого требуют, по большому счету это ничего не дает. Пока мы их модернизируем тем оборудованием, которое присутствует на рынке, лидеры успевают установить у себя оборудование «завтрашнего дня». Догоняя, никогда нельзя уйти вперед.
— Эксперты говорят, что во многих случаях экспорт не идет на пользу белорусской экономике. Например, та же сельхозпродукция поступает на экспорт практически за счет белорусских потребителей, поскольку за границу ее продают иногда ниже себестоимости, а внутри страны цены на нее выше.
— Вот в этом–то и проблема, что экспорт экспорту рознь. Можно экспортировать нефть или нефтепродукты, древесину или сельхозпродукцию, но речь идет о том, и я думаю, что Петр Петрович тоже об этом думает, что экспортировать нужно продукцию высокой степени передела: то есть ту, где доля добавленной стоимости значительно превышает 50%. Тогда мы на каждый рубль импорта можем произвести три рубля экспорта. Вот такой экспорт однозначно полезен стране.
А если мы пытаемся укрепиться на рынках за счет низких цен, за счет того, что продукция на экспорт продается дешевле, чем внутри страны, то такой экспорт никому не нужен и ни к чему хорошему не приведет.
— Известны случаи, когда мы поставляем продукцию в другие страны по ценам ниже себестоимости. Зачем это делается?
— В этом есть определенная логика. Дело в том, что продукция становится рентабельной только при определенных масштабах ее производства. И когда встает вопрос уменьшать ее объем до масштабов внутреннего рынка и производить заведомо убыточную продукцию, или же увеличить объемы, продавая в Россию по себестоимости, без прибыли, а в отдельных случаях даже ниже себестоимости, зарабатывая прибыль только на внутреннем рынке, то для предприятия второй путь предпочтительнее.
Ибо другого способа достичь рентабельной работы у него просто нет.
Вот почему несколько лет назад предприятия добивались официального разрешения продавать продукцию по себестоимости и ниже. Поскольку раньше это вообще расценивалось как вредительство и злой умысел, считалось, что руководитель предприятия недополученные суммы получает наличными и кладет себе в карман. Но иногда другого выхода просто нет.
— Как это коррелируется с ситуацией, которая сложилась со складскими запасами?
— Скажем, вчера наша продукция была востребована, мы наращивали объемы производства и тем самым увеличивали рентабельность этой продукции. Если рынок сокращается и потребность в нашей продукции падает, то, казалось бы, давайте просто сократим объем производства. Но тогда мы идем на то, что наша продукция заведомо будет убыточной: чем меньше объем, тем выше себестоимость, удельные затраты.
Однажды у нас это происходило: в 2009 году мы пытались переждать кризис, производя продукцию на склад. И действительно, кризис кончился, и объемы продаж выросли. Но сегодня кризиса как такового нет. И когда Лукашенко ссылается на то, что Россия и Запад «просели» и нашу продукцию не берут, то на самом деле Россия не «проседала». Там объем импорта, по статистическим данным, не уменьшился. Уменьшилась только закупка белорусской продукции, следовательно, причины нужно искать у нас внутри.
Все это очень сложно и взаимосвязано, поэтому обычно и говорят, что экономику нужно реформировать, причем не просто отдельные куски или отдельные звенья, а целиком, и только тогда можно чего–то добиться. А так будет постоянно появляться слабое звено, которое будет тянуть экономику вниз.
— А откуда взялась эта цифра – 85%?
— Я не знаю, насколько эта цифра рассчитана, но тут ведь важен сам принцип. Чем больше продукции продается на экспорт, тем лучше для страны и прежде всего для ее валютного баланса. Допустим, на каждый доллар проданной продукции у нас приходится 85 центов импортной составляющей. А если бы мы могли продавать 85% процентов продукции, то доля импорта там была бы явно меньше половины, и валюты приходила бы в страну, а не уходила. Может, для этого достаточно экспортировать 70% продукции или 88%, но это факт, что для малой открытой экономики, к которой относят Беларусь, единственным шансом удержаться на плаву является наращивание экспорта. Но отнюдь не импортозамещение.
Я бы сказал, что это новое веяние в наших властных структурах, поскольку раньше считали, что вопрос валюты можно решить импортозамещением. А сейчас, видимо, решили, что надо не импорт сокращать, а экспорт наращивать.
Генадий Косарев.
Комментарии
-------------
Вот примерный алгоритм щасця для нашей экономики.
Дать свободу бизнесу. Выживут сильнейшие. Сюда придет современный иностранный капитал. Экспорт диверсифицируется.
Единственный минус для частной экономики - денег на всебелорусские собрания и перевыборы с концертами Дорофеевой не будет
Во-вторых, МАЗ, если бы его распродали на пакеты лет десять назад, Может и не выпускал бы МАЗы (хотя, думаю, бренд сохранился бы), зато был бы посовременнее, мощнее не не угасал бы сегодня.
А считать, что иностранный капитал оставил бы без инвестиций такой рынок, как хлебный, может только дикобраз из 70-х.
85% экспорта можно достичь производством высокотехнологичной продукции, на выпуск которой у нас нет денег и тямы.
Потенциальный иностранный инвестор, конечно, примет во внимание политическую обстановку в стране, но решающее влияние на его решение оказывают такие конгениальные ходы беларусского руководства как решение забрать акции у собственников «Спартака» и «Коммунарки», а также решение ввести государственных представителей в акционерных обществах – даже тех, где государство миноритарный акционер или вообще не имеет доли акций.
Западный инвестор не потерпит лукашенковского держиморду в компании или внезапный отъем им же модернизированного предприятия из-за отказа в финансировании Дажынак и Славянского базара.
А какие радиотехнические производства у нас сохранились ?
Не пойму, откуда взялся аргумент - закрыть МАЗ и Белаз ?
Хорошие марки, продаваемые, неплохого качества. Но всю жизнь на производстве одного продукта, причем с советских времен, не вырулишь. Перенасыщение рынка, высокая конкуренция. Ну не вчера же это началось. Рынки-то у нас мониторят или нет ?
Потребтоварыпокупают всегда. Их производство инвесторы выстроили вокруг нас. А мы тогда отказывались. А ведь интерес к нашей площадке был большой - у нас с 1995 г. с РФ не было границ.
В отличие от МАЗа, судьба которого обострилась, БЕЛАЗ - наше достояние. И пусть будет с госпакетом более 50 %.
Скажи, ты каким стирпорошком пользуешься ? И зубной щеткой ?
Сегодня раскручивают стирпорошки Мара. Это частная компания. Может - от УД. Потому что нахально раскручивают. Порошок не пробовал. А средство для мытья посуды купил. Полное гов.
А выстрой в 90-е здесь марки Ариэли ? К нам рвались пивовары, мебельщики. К пиву их допустили, пусть и с опозданием, а мебельщики наши сегодня издыхают. А древесина усыхает бех истребования
Случай с Новиковым - это государственный лохизм. В Спартаке у государства около 20 % акций, в Коммунарке - больше. И представитель государства 15 лет не замечал, что нарушается устав - основные сделки проходят с акционерами ?
Раз в два года появлялся госконтроль. Слепые ?
А разогнали не за это, а за спорное - якобы 17 лет назад неправильно провели приватизацию.
Марина уже ответила.
К тому же какова будет степень локализации- 10-15% , а остальное снова за валюту?
Швейцарцы подумали, прежде чем в это дело ввязываться, сейчас активно работают. Куда будет направлен сбыт, не знаю
Румас скаазл, что МАЗ в 2011 г. требует 1,5 трлн (почти 500 млн дол. инвестиций). То есть с точки зрения бюджета он берет больше, чем дает.
А Марой ты меня убил. Пойду вешаться - уже год реклама его идет, а я все Ариэлем мучаюсь.
В Москву уже летать проще (цена-время-качество)
Лес - наше богатство. Его много, и восстановимый ресурс. А сам не гам и другим не дам. Ты не дурак, чсто бы верить, что модернизируются и будет конфетка. Те средства, которые выделили, уже проедены. У Гомельдрева, во всяком случае. А иностранец на этих площадях создал бы экспортный ресурс.
И тебе не хворать вместе с линией партии
А Бурнос восхищается Марой. Говорит, что эксперты говорят, что он лучше Ариэли. И не надо спорить, Виталий.
Я купил моющее средство Мара. До этого брал только Фейри. Наверное, россияне и испанский бренд сделали хуже. Но Мара - это дешевое средство. До Фейри - как до неба.
Ариель классный порошок, действительно очень качественный , мы дома им пользуемся с момента появления и ни разу не меняли. насчёт посудомойных средств, то Фейри отнюдь не лучший-какой,- в личку,чтобы не было рекламы, напишу. Тоже Россия делает, как впрочем и почти всю бытовую химию, что лежит на наших прилавках.
Интересно, а Бурнос почему то не указывает этих самых "экспертов"...
Дерево - наша гордость. Лесничества хорошие. Но обрабатывать не умеем и чужакам не даем. Поэтому полно закупок материалов у Польши, фурнитуры - у турков и т.д. У Гомельдрева полно брака. И денег на модернизацию нет - проел. Чуда не случится. Надо отдавать частникам, и они будут делать нормальный экспорт.
Уверен, что Бурнос половину нашей аргументации разделяет. Просто ему кажется (и другим тоже), что мы только критикуем. Хочется радостей.
Но то, что не идет на площадку, где только хайль - говорит о многом
Конечно, российский Ариэль и немецкий - разные. Немецкий вообще сказка. Но Мара и Ваверачка - это пипцы. Просто рынок пустой. Вот частники и поставили завод и за счет цены развиваются. Посмотрим, работают мене двух лет.
Про краски не знаю. Но лекарства мы делаем из индийского в основном сырья, на которое закончился срок действия патента (это 15-20 лет). Поэтому наши лекарства и малоэффективны. Это врач моей мамы говорит.
И не против разнообразия. Но и реальность в основном критики и хочет. Так нам кажется, это мы и реализуем
Но напомню, что в 1996 г. акционировался Спартак. И УФ был 100 тыс. дол.
Только понедельник надо отменить
Мы ориентированы почти на один рынок - Россию. Стоит России снизить поставки из нашей страны, и экономика начинает ложиться. А у России сейчас, с вступлением в ВТО, выбор поставщиков увеличится. Да и сама она постепенно наращивает обороты (с теми же камазами)...
И не сырье (как в Россию - тушки) продавать, а переработанный продукт.