Какая армия необходима Беларуси?

На модерации Отложенный

Несколько последних лет в белорусских СМИ, особенно в период призывной кампании, активно обсуждается вопрос об отказе от призыва в армию и переходе на контрактную (профессиональную) службу. Дискуссии обостряются после несчастных случаев, связанных с гибелью военнослужащих срочной службы в мирное время. По мнению журналистов и экспертов, переход вооруженных сил на контрактную основу раз и навсегда решил бы проблему с дедовщиной, повысил бы уровень профессионализма войск и помог бы сэкономить бюджетные средства.

Однако, опыт наших соседей доказывает, что переход к контрактной армии не всегда возможен исходя лишь из желания тех или иных политиков и экономических возможностей государства. В настоящее время, когда многие ценности изменились необходимо на государственном уровне решить проблему с повышением престижа военной службы и мотивацией для ее прохождения.

Кроме того, необходимо учитывать постоянно меняющуюся обстановку в регионе, возникновение новых рисков и угроз. По этим причинам некоторые страны мира возвращаются к призыву на срочную службу. Например, призыв возобновлен в Литве, Грузии, Украине и Швеции.

Вместе с тем комплектование вооруженных сил исключительно на контрактной основе не решает вопрос «дедовщины», о которой любят говорить многие независимые ресурсы. С данной проблемой сталкиваются и в «профессиональной» армии США, Германии, Польши и многих других. Для сравнения, согласно официальным данным в 2016 году в белорусских Вооруженных Силах произошло четыре трагических случая (всего ВС РБ насчитывают 65 тыс. человек). В вооруженных силах Польши, насчитывающей более 120 тыс. военнослужащих, в 2016 г. было совершено 13 самоубийств, в пресловутой контрактной армии США – 266 случаев за 2015 год, что составляет более 20 человек на 100 тыс. военнослужащих. Большинство случаев гибели военнослужащих связано именно с нарушением уставных правил взаимоотношений. Более того, одним из массовых проявлений «дедовщины» в профессиональных армиях, где нет разделения военнослужащих по гендерному признаку, а сержант является «богом и царем» – становятся сексуальные домогательства (согласно официальному докладу МО США за 2016 год 14,6 тысяч случаев).

В целом, смешанная форма комплектования подразделений является наиболее приемлемой для большинства государств, в том числе и для РБ. Как отметил министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Андрей Равков, задача на полный переход на контрактную армию не ставится, вместе с тем растет число служащих-контрактников и в белорусской армии. Это, в свою очередь, способствует повышению профессионализации Вооруженных Сил и обусловлено объективной необходимостью, продиктованной современными реалиями.

Необходимо учитывать и тот факт, что полностью наемную армию трудно резко увеличить в случае войны. Да и будут ли защищать страну те, кто пошел в армию за какими-то карьерными или денежными преференциями, а не руководствуется глубоким национальным чувством – большой вопрос.

Для этого и предназначен подготовленный и обученный резерв, который формируется за счет призыва граждан на действительную военную службу или прохождения различных сборов.

«В случае военного конфликта мы в состоянии в течение короткого промежутка времени поставить под ружье полмиллиона человек и силами территориальной обороны обеспечить защиту важнейших объектов», – отметил Президент страны Александр Лукашенко на торжественном собрании, посвященном 100-летию Вооруженных сил. Других, более совершенных путей подготовки защитников страны не существует. Поэтому большинство граждан, способных адекватно оценить складывающуюся обстановку, прекрасно понимают и поддерживают необходимость срочной службы.

Для мирного времени большая армия, а тем более контрактная – Беларуси не нужна. Однако белорусы, как никто другой испытавшие на себе все ужасы и тяготы военных лет, должны знать и понимать, что Восточная Европа вновь стала опасным регионом, и мы не имеем права допустить повторения трагедии 1941 года, когда неготовность армии и государства к войне была оплачена огромными людскими потерями. Именно поэтому повышению обороноспособности государства уделяется первостепенное внимание.