Невский проспект. Век XIX - век XXI (5)
На модерации
Отложенный
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В ЛИТОГРАФИЯХ 19 ВЕКА И В НАШИ ДНИ
Экскурсия пятая.
Невский проспект возле Думы – вот где мы с Вами, дорогой читатель, остановились, если не пропустили Вы нашу предыдущую прогулку-экскурсию. В любое время суток главная улица столицы жила своей жизнью, и жизнь эта определялась людьми, ее наполнявшими. Никак нельзя не вспомнить, рассказывая о Невском проспекте, Николая Васильевича Гоголя, так метко описавшего в одноименном рассказе разный люд, что заполнял его в разные часы суток. Но конечно невозможно отвлекаться на этот рассказ, поскольку встретились мы вновь совсем для другой цели, так что продолжим нашу прогулку. Мы с вами все еще стоим возле Думы, она справа от нас и смотрим на перспективу Невского вдоль Гостиного двора. Ночи в северной столице светлые, и все прекрасно видно и Публичную библиотеку, полукругом выходящую из-за линии Гостиного двора, и ряд жилых домов напротив. Везут на санях, спешат доставить, пока не рассвело, товары в магазины-лавки самого крупного торгового центра столицы. Похоже, что начали чистить проезжую часть, а в это время туда и обратно носятся извозчики. В карете, запряженной четверкой лошадей, везут вельможу… домой или на бал в Аничков дворец? Скорее всего – в далекое путешествие, потому что Невская першпектива – это путь, по которому въезжали и уезжали из города, границей которого в то время была река Фонтанка. Должно быть, тепло в этот час, потому что стоят или медленно прогуливаются пешком вдоль жилых домов с горящими окнами всё еще не спящие столичные жители.
Невский проспект у Гостиного двора. Литография Луи-Жюльена Жакотте.
А так проспект выглядит сейчас, практически, в том же ракурсе, но с земли…
Можно видеть, что против Гостиного двора в начале квартала все дома сохранилось "по росту". А вот ближе к Публичной библиотеке, что находится на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы, дома конечно "подросли". Очень многие здания по Невскому были надстроены, как правило, на 2 этажа. При этом максимально сохранялся стиль и декор строения.
Идем вдоль Гостиного двора и напротив него в просвете между вторым и третьим домами на этом фото, его закрывает тумба с рекламой, видим Армянскую церковь, как попросту называют ее горожане. Екатерина II передала по просьбе крупного государственного деятеля и просветителя Ивана Лазаревича Лазарева (1735-1801), руководителя армянской общины, участок земли на северной стороне Невского проспекта. Община немедленно приступила к сбору средств. Строительство храма и прилегающих церковных домов вел автор проекта, крупнейший зодчий Петербурга Юрий Матвеевич Фельтен (1735-1801 гг.). Через 8 лет, в 1779 г., напротив недостроенного еще Гостиного двора поднялся стройный и нарядный храм, вокруг которого позже сформировался ансамбль зданий армянской общины. Изящная церковь Св. Екатерины, увенчанная куполом на стройном барабане, создана в традициях раннего русского классицизма. Все элементы здания тонко прочерчены и соразмерны. Фасад, обращенный к Невскому проспекту, отмечен строгим портиком, на фронтоне которого помещен скульптурный рельеф. Необычен его сюжет: "Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III". В 301 г. армянский царь Трдат III принял христианство и повелел епископу Григору Просветителю крестить Армению. Армения была первой страной, где христианство стало государственной религией.
Армянская церковь. Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Смотришь на литографию и видишь – красиво нарисовали. Церковь такая стройная, изящный и достаточно высокий купол устремлен ввысь.
И хотя в наши дни хорошо сохранился дом слева, причем, со всеми деталями, кроме козырька над балконом, такой строгости в очертаниях и какой-то вознесенности церкви над нашим бренным миром я не ощущаю. Причем, на это восприятие никак не влияет тот факт, что дома перед церковью ушли в землю, так сказать, "по самую ватерлинию", если соотнести ее с той частью домов, которая изображена на литографии серым цветом. Просто художник – это художник, со своим видением предмета и его восприятием. И требовать от него соблюдения всех реальных относительных размеров вовсе неуместно. Такое мое личное мнение, несмотря на то, что самые высшие и заслуженные хвалебные слова были высказаны в адрес Василия Семеновича Садовникова, крепостного княгини Н.П. Голицыной, который в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме.
Идем дальше, до Садовой улицы, переходим на другую сторону проспекта и оборачиваемся, чтобы еще раз увидеть перспективу Гостиного двора. Красиво тут было и раньше, красиво и сейчас, не смотря на годы и совсем другую жизнь.
Гостиный двор. Литография К. Беггрова 1823г.
Современный "не солнечный" ранний вечер.
Очень петербургский вид Невского проспекта у Гостиного двора со стороны Садовой. С исходной фотографией, сделанной уже в довольно темное время суток, пришлось мне несколько повозиться и «перенести» ее по световому освещению на несколько часов назад. Ну, что же делать, если мой помощник-однокашник Боря смог добраться сюда столь поздно, огромное ему спасибо за участие. В конце концов, все получилось довольно сносно. Кстати, деревья исчезли не так уж и давно - примерно в начале нулевых. Мне такое решение не нравится, очень жаль, да и рекламные будки "а ля старина" мне лично не по сердцу, тем более в таком оживленном месте. Ох уж, эта реклама...!
Сама Садовая улица и Невский проспект возле нее выглядели в начале 19 века так.
Садовая улица. Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Невский проспект возле Садовой улицы.Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Современный Невский проспект возле Садовой улицы.
А вот тут у меня самой вопрос. Похоже, что художник "погрешил против истины", написав шпиль Михайловского дворца в глубине? Дома и дворцы, ясное дело, не переносили. Ну, построили дома, вдоль Садовой, повысили этажность, но шпиль-то на крыше Михайловского замка должен бы быть виден, если на литографии все точно, как уверяли современники. Может, дело в освещенности, как в примере с Казанским собором. Дома, как видим, коренной реконструкции сильно не подвергались, хотя первый этаж здания справа точно реконструирован и переплеты всех окон иные – это необходимость укрыться от шума привела к замене старых окон на пластиковые. А громоздкая реклама, конечно, вид обезобразила ....
(Заключение следует)
Для возврата в оглавление раздела нажмите
К Путеводителю по странице нажмите
Комментарии
-Галина Усачева (Тараканова)
Влад, пожалуйста передайте Ларисе Петровой большое спасибо за её интереснейшее исследование о Невском проспекте.
1 14 марта, в 23:43 Ответить
Жаль, что не было в сети подобного рассказа тогда, когда я в Петербург ездил.. :-)
Автору большое спасибо!