Церковникам, поддержавшим "ловца покемонов" Соколовского, угрожают

На модерации Отложенный

В марте 2017 года выпускник Екатеринбургской семинарии Виктор Норкин пришел в Верх-Иcетский районный суд Екатеринбурга, чтобы поддержать видеоблогера Руслана Соколовского, обвиняемого в экстремизме и оскорблении чувств верующих. «Руслану желаю держаться. Я общаюсь с разными людьми, и есть священники и дьяконы из разных епархий, которые поддерживают позицию Руслана, они не называют себя, но они есть. Поэтому хочется выразить поддержку со стороны, так скажем, разумной части церкви», — чуть смущаясь, рассказывал журналистам молодой человек в черном подряснике. «Это здорово, спасибо большое», — улыбнулся в ответ Соколовский и пожал Виктору руку. Видео было залито на Youtube-канал «Михаил Монах Григорий». Вскоре после этого и владелец канала, и Норкин стали получать оскорбления и угрозы от людей, причисляющих себя к истинным верующим.

«В марте ко мне приехал бывший монах Михаил Баранов, чтобы снять процесс над Соколовским. Попросился у меня немного пожить, так как сам с Твери. У него есть свой видеоблог, где он полемизирует с РПЦ. Мне стало интересно, и я тоже пришел в суд, — вспоминает Норкин.

По его словам, сразу же после появления на канале видео из суда Баранову взломали страницы во ВКонтакте и в Фейсбуке и подвергли его DDOS-атакам. Самому Норкину написал иерей Екатеринбургской епархии Тимофей Гладков.

«Он говорил: что же такое, давай встретимся, получишь от меня Евангелием, связался с Барановым, тебя надо перевоспитать», — рассказывает Виктор. Через несколько дней в комментариях под записью с рукопожатием Норкина и Соколовского объявился бывший координатор ортодоксального движения «Божья воля» Алексей Фомичев. «Мразота настоящая! Аспирантура (после учебы в семинарии Виктор закончил московскую Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия. — Открытая Россия) эта Илларионовская — рассадник модернизма и всяческого блядства. Никакой он не православный, обычный безбожник», — написал Фомичев. Свое возмущение он продолжил выражать и в личных сообщениях.

«Потом мне написал еще один человек из „Божьей воли“. Заявил, что они не шутят, и собираются звонить в семинарию и нашему митрополиту, чтобы меня везде запретили», — говорит Виктор. Третьего апреля он выступил свидетелем защиты в суде над Соколовским; после заседания, по словам Норкина, ректор Екатеринбургской духовной семинарии провел с семинаристами лекцию о деле видеоблогера, на которой призвал не общаться с Виктором.

— Ректор рассказывал, что я чуть ли не вероотступник, — утверждает он.

 

29 апреля Виктор выступил на акции «Надоел», где рассказал, что устал от насильственной клерикализации общества и от спайки церкви с государством. «После этого мне в личные сообщения и в комментарии начал писать НОДовец Кирилл Давыдов, там уже начались некие угрозы», — говорит выпускник. «А что, страшно? Жди, гандон, своего часа», — писал ему незнакомый молодой человек.

По словам Норкина, он — не единственный, на кого давят из-за слишком либеральной позиции внутри Церкви.

«Сейчас в нашей епархии серьезно третируют тех, кто как-то поддержал Соколовского или выступил против строительства храма на городском пруду. Это я знаю из разговоров с местными священниками. Например, один из активистов епархиального молодежного отдела в соцсетях выступал против строительства храма-на-воде. Его уволили. (Обновление 16:20. С редакцией Открытой России связался волонтер екатеринбургского отдела по делам молодежи Игорь Кольц и заявил, что его увольнение — это слух.

„Никто меня из молодежного отдела не увольнял. Во-первых, потому что я там не работаю, а во-вторых, потому что не было никаких трудностей ещё“, — добавил он). Профессора УрФУ, который десять лет принимал участие в православных передачах, после его выступления свидетелем защиты у Соколовского, внесли в „черный список“ и перестали звать и даже упоминать его имя. Тех, кто не согласен с официальной позицией, обвиняют в безбожии, атеизме, а епископ Среднеуральский Алексей Кульберг называл нас Гапонами. Кульберг — это человек, который лоббировал дело против Соколовского. Как это было, как рассказывал один из свидетелей: батюшка собрал пятерых человек, показал видео Соколовского, а затем сказал написать заявление в Следственный комитет. Батюшке наверняка подсказал это сделать настоятель, настоятелю — епископ, а епископу — митрополит. Вот такая у нас вертикаль власти», — говорит Виктор.

Оскорбления в соцсетях приходят еще одному выпускнику Екатеринбургской семинарии Владимиру Головину, который тоже выступал свидетелем защиты в деле Соколовского. «Пишут, что наша позиция нездоровая, мягко говоря, оскорбляют, намекают на то, что мы с Норкиным гомосексуалисты», — рассказал Открытой России Владимир. По его словам, впервые из-за своих взглядов на религию он пострадал в 2015 году, когда настоятель храма, где служил Головин, обвинил его в обновленчестве и написал в характеристике «склонен к новшествам протестантского толка». Условия были такие, что я вынужден был уйти«, — добавляет он.

«Мы с Владимиром не могли пройти мимо дела Руслана Соколовского, потому что уверены, что настоящего верующего ничего оскорбить не может, ведь Бог поругаем не бывает, — объясняет Виктор. — Быть оскорбленным — это негативное чувство, которое нужно преодолевать. Преодолевать внутри себя и молиться за обидчиков. А статья 148 УК РФ („Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий“, или „Оскорбление чувств верующих“. — Открытая Россия) по факту заставляет христиан отступить от собственных канонов».

Стать священником у Виктора уже не получится — по его словам, из-за его позиции по отношению к Руслану, к власти и из-за желания реформ в церкви. «К сожалению, церковная вертикаль сегодня слишком жесткая, чтобы допустить в священники либерально настроенных выпускников духовных школ. Это как добровольно попасть в жернова, которые тебя перемелют мгновенно. Впрочем, до революции было так же. Все жестче, чем в армии в этом плане. У нас такая изнанка, с которой ты или вынужден смириться и молчать, забыв про жизнь по Евангелию, или же идти в протест, но ты окажешься на улице», — говорит он.

Депутат, лютеранин и семинаристы. На процессе по делу Руслана Соколовского начали выступать свидетели защиты

Сомнения в юридической состоятельности дела выразил выпускник духовной семинарии Виктор Норкин. Выступая на допросе, Норкин сказал, что исповедует православие и участвует в церковных таинствах, но совершенно не понимает, почему кого-то оскорбляют ролики Соколовского.

«Священное писание учит нас тому, что мы должны преодолеть в себе чувство оскорбления и молиться за человека, даже если он нам не нравится. Истинно верующий человек должен бороться с оскорблениями внутри себя, а не с теми, кто пытается его оскорбить», — заявил свидетель. Читать дальше...

Адвокат Соколовского: «Власть и полиция сделали из Руслана политического заключенного»

У меня в практике были дела по экстремизму, и я знаю, что, если кого-то в экстремизме обвиняют, то проводят обыск, находят какую-то литературу, националистическую, находят памятки по пропаганде, по возбуждению ненависти или еще какую-то атрибутику. У Соколовского ничего подобного не нашли: парень просто читал какие-то книжки, у него сформировалась своя точка зрения на происходящее в России, свое мнение о патриархе, о президенте, о Конституции.