Ройзман, Яшин, Соболь, Гудков — о том, стоит ли принимать участие в голосовании по Конституции

На модерации Отложенный

Zamir Usmanov / Global Look Press

 

Накануне президент России Владимир Путин подписал указ о проведении с 25 июня по 1 июля всенародного голосования по внесению изменений в Конституцию. Ключевая поправка позволит Путину баллотироваться на должность президента в пятый раз в 2024 году и оставаться у власти до 2036 года. Формально закон о внесении изменений в Основной закон страны уже вступил в законную силу — его приняла Госдума, региональные парламенты и Совет Федерации, затем документ одобрил Конституционный суд и подписал президент. Хотя изначально Путин обещал не подписывать закон, пока не состоится всенародное голосование.

По данным опроса «Левада-центра», больше трети опрошенных россиян намерены голосовать против предложенных поправок. Представители российской оппозиции практически единогласно считают, что принимать участие в голосовании нет никакого смысла. Одни уверены, что руководство страны все равно «подтасует» результаты голосования, другие говорят, что власть использует россиян, чтобы «легитимизировать переворот». Подробности в материале Znak.com

Дмитрий Гудков, политик, экс-депутат Госдумы, глава незарегистрированной «Партии перемен»

— Если раньше я был сторонником участия в голосовании, то сейчас, с учетом нововведений ЦИК, я понимаю, что созданы идеальные условия для вбросов и каруселей, хотя бы потому, что помещения для голосования на час будут покидать все, кроме председателя комиссии. Этого времени хватит, чтобы набросать столько голосов, сколько нужно. Второе — на участках избиратели в масках будут демонстрировать свои паспорта на расстоянии двух метров, то есть идентифицировать голосующего нет никакой возможности. Кроме того, голосование будет проходить в течение нескольких дней. И нет никакой возможности организовать качественное наблюдение. 

«ВКонтакте» Дмитрия Гудкова

 

Сложно к чему-то сейчас призывать людей. Ведь когда политик должен призывать сторонников к действию, которое будет направлено на результат. А здесь не получить нужный нам результат. Власть нарисует, вбросит и посчитает столько, сколько нужно.

Я думаю, что власть уже проиграла, потому что всеми нововведениями в правила голосования демонстрирует свою слабость и неуверенность. Власть не готова даже на этом голосовании обеспечить себе результат, создав хотя бы видимость честного голосования, потому что, уверен, знают, как низко опустился уровень доверия и поддержки Владимира Путина. Эти агитационные ролики, где геи усыновляют ребенка, говорят о том, что во власти паника.

Лично я испытываю к этому голосованию идиосинкразию, очень не хочется пачкать руки в этом. Сейчас я совещаюсь со своими сторонниками, как мы поступим. Отмечу, что значительная часть моей команды всегда выступала за то, чтобы прийти и проголосовать «против». Но даже они сейчас считают, что весь этот обман надо послать к чертовой матери.  

Главное, чтобы у оппозиции не было раскола и позиция наша была общая. 

Илья Яшин, председатель Совета депутатов муниципального округа Красносельский города Москвы

— Никого агитировать и убеждать я не буду. Сам не пойду участвовать, потому что это голосование — совершенно формальная, а не правовая процедура. Это какой-то правовой вакуум. Она не предусмотрена никаким законом, никаким законом не регулируется. Наблюдать за голосованием невозможно — за семь дней там можно нарисовать абсолютно любой результат. Поэтому, на мой взгляд, участвовать в этом абсолютно бессмысленно, нам здесь, к сожалению, ловить нечего. Надо готовиться к выборам в Госдуму, не распыляться сейчас.

Любовь Соболь, юрист ФБК, экс-кандидат в депутаты Московской городской думы

— Это не голосование, не референдум, а шоу, которое нужно Владимиру Путину, чтобы потом переложить вину за принятие поправок по своему обнулению на людей. Валентина Терешкова предложила, Госдума одобрила, народ поддержал. Хотя всем понятно, что эти поправки принимаются Путиным для Путина. Людям эти поправки не нужны. 

Facebook Любови Соболь

 

Это фейк-голосование проходит по процедурам, которые невозможно контролировать. Поэтому наша позиция не менялась: в этом участвовать не стоит. Если кому-то хочется или кого-то вынуждают идти, тогда идите и голосуйте «против».

Николай Рыбаков, председатель партии «Яблоко»

— У партии «Яблоко» позиция такая — поправки, которые вносятся в Конституцию России, противоречат самой Конституции и законодательству о порядке внесения поправок (и по форме, и по содержанию). Последствия, которые грядут для государства после этого голосования, — это только обнуление сроков Владимира Путина, потому как все остальные поправки не носят никакого правового смысла, ведь они уже есть в нашем законодательстве и сейчас, только вот они не исполняются.

Перенос их в Конституцию никаким образом не сделает их действенными. Власть думает, что они под таким соусом социальных идей примут основную поправку. Но это разрушение остатков правового государства, если один раз можно так разрушить право в стране, то можно будет и второй, и третий раз. Это своего рода революция. Раньше революция была на Дворцовой площади, а теперь она происходит путем изменения Конституции. Документ, который будет выпущен после 1 июля, не будет Конституцией.

Лично моя позиция заключается в том, что само это голосование незаконно и разрушает систему права в стране в целом. И поэтому лично я считаю, что участвовать в этом голосовании нельзя. Но в самой партии мы ведем дискуссию по этому поводу. По уставу «Яблока» я имею право выступать от лица партии, но я хочу выслушать своих коллег.

Евгений Ройзман, экс-мэр Екатеринбурга

— История закончилась, поправки приняты. Чтобы легитимизировать этот конституционный переворот и узурпацию власти, им необходимо провести голосование. Юридического смысла в этом нет никакого, единственная задача — легитимизация переворота в глазах населения и международного сообщества. В этом нельзя принимать участие. Точка.

Яромир Романов / Znak.com

 

Вячеслав Тетекин, главный политический советник председателя ЦК КПРФ

— Единого решения всей КПРФ пока нет. Но, с моей точки зрения, вся эта затея [с голосованием] бессмысленная. Все юридические процедуры для принятия новой Конституции уже формально пройдены, документ уже вступил в силу. У всенародного голосования нет никакого юридического статуса. Это не референдум, который нужен для настоящего волеизъявления по вопросам внесения изменений в Конституции. Организаторы этого мероприятия постарались обойти необходимость проводить референдум, они вообще всячески уклоняются в течение многих лет от проведения какого-либо референдума по какому-либо вопросу. Кроме того, голосование растянуто по срокам (его будут проводить неделю — Прим. ред.), что не предусмотрено ни одним законом, чтобы проголосовать, не надо будет предъявлять паспорт, никаких наблюдателей, электронное голосование… С моей точки зрения, в нынешних тяжелых условиях, когда миллионы наших граждан нуждаются в поддержке, тратить 15 млрд рублей на проведение этого бессмысленного действа просто преступно! 

Считаю, что участвовать в этом фарсе нецелесообразно. Ведь, если идти голосовать «против», то все равно подтасуют, мы же знаем, как это делают. А вот пустые избирательные участки будут живым свидетельством того, что народ не поддержал новую Конституцию и проголосовал ногами. 

Андрей Пивоваров, координатор «Объединенных демократов»

— Процедура голосования по поправкам, которая предложена нам сейчас, максимально заточена под фальсификации. Мы видим по рейтингам президента и партии власти, что они катастрофически не справляются со своими задачами, чтобы с помощью традиционных технологий голосования добиться результата. По поводу отношения к участию в голосовании мы с коллегами еще в процессе обсуждения. Если мы найдем способ, как перевернуть ситуацию с предрешенным исходом голосования, если остается шанс продемонстрировать нашу позицию по отношению к поправкам, то мы будем принимать в нем участие. Но для принятия окончательного решения нам нужно еще время. Надо понимать, что практика показывает, что в крупных городах фальсифицировать результаты тотально невозможно. Так или иначе голосующих «против» будет много, и наша задача будет сделать, чтобы число таких голосов было больше на участках или вне участков. 

Марина Шишкина, председатель регионального отделения «Справедливой России» в Санкт-Петербурге.

— Меня смутили, честно говоря, сроки голосования. Если у нас сейчас пандемия коронавируса, то мы почему решили, что пандемия закончится к 1 июля и голосовать будет безопасно? Мне кажется, что мы торопимся. В этой истории, конечно, больше политического смысла, чем эпидемиологического.

У нас в Санкт-Петербурге, например, ситуация острая еще, Роспотребнадзор до сих пор не снизил никакие планки безопасности, все еще есть серьезные ограничения. Чтобы голосовать идти, вся страна должна быть открыта абсолютно: бизнес открыт, границы, магазины и кафе должны работать. В противном случае я не вижу причин для такой спешки. Если города закрыты, если страна закрыта, если мы не на плато, то какое голосование? Я так и не получила ответы на свои вопросы.  Если голосование произойдет, то должна быть прозрачная история: с привычными наблюдателями, с голосованием тактильным, а не электронным, без привлечения бюджетников, которых заставляют регистрироваться на сайте «Госуслуг».