О трагедии силовиков

На модерации Отложенный

Сегодня ситуация в России в части действующих политических сил аналогична ситуации в начале ХХ века. И развивается по аналогичному сценарию.

Для понимания происходящего требуется совершить экскурс в историю и объяснить некоторые детали организации управления российским обществом.

К 90-м годам XIX века крупный российский бизнес набрал достаточную силу, чтобы начать оказывать реальное влияние на политику власти.

К середине 90-х годов экономическая элита оказывала такое влияние на экономическую политику страны.

 

Но на этом процесс расширения влияния крупного капитала на общественные процессы закончился — власть и мысли не допускала о возможности вмешательства экономической элиты во внутреннюю и внешнюю политику.

Мало того, бюрократия решила даже поставить крупный капитал на место.

Власть организовала «наезд» на Савву Мамонтова и разорила его.

Мамонтов был одним из крупнейших представителей российской экономической элиты и активно поддерживал культурную деятельность.

Так что был заметной и влиятельной фигурой не только в экономической, но и в культурной сфере и олицетворял лучшие черты новой экономической элиты. Поэтому и был выбран в качестве объекта показательной экзекуции.

Однако из этого «наезда» крупный капитал сделал совсем не тот вывод, на который рассчитывала власть – не вернулся в положение оброчного холопа, а начал бескомпромиссную борьбу с самодержавием.

В первую очередь стал целенаправленно ковать оружие – создавать сильную политическую элиту.

Для достижения этой цели экономическая элита начала финансировать все политические движения страны.

Так российский крупный капитал взял курс на свержение самодержавия. В этом предприятии экономическая элита действовала из-за кулис – использовала в качестве инструмента разрушения политические партии.

И подключила культурную элиту, которой стала оказывать широкую меценатскую поддержку. Что и обеспечило расцвет «серебряного века». Благодарная культурная элита занялась целенаправленной дискредитацией власти и аристократии как ее главной опоры.

Политические партии занялись прямым расшатыванием общества.

Социал-демократы расшатывали городскую часть российского общества, социалисты-революционеры — городскую и сельскую части, либералы – дворянство и интеллигенцию.

В итоге меньше чем за двадцать лет политической и культурной элитам удалось полностью дискредитировать власть и расшатать российское общество.

Следует признать, что замысел экономической элиты был блестящим – за атаками со всех сторон власть не могла разглядеть, кто именно инициирует и поддерживает дискредитацию ее самой и расшатывание общества.

Ведь для этого не требовался формализованный центр.

Русский бизнес занимался этим между делом и без формальностей – обсуждал на деловых ужинах, а деньги передавал через посредников наличными. В результате власть видела только разной идейной окраски «смутьянов».

К концу 1916 года экономическая элита поняла, что велика вероятность победы Антанты уже в 1917 году. А победоносное окончание войны, без сомнения, укрепило бы самодержавие.

Соответственно, свалить пусть и прогнивший режим стало бы практически невозможно. По крайней мере, в обозримой перспективе.

А потому у крупного капитала оставалась единственная возможность покончить с самодержавием — организовать наступление на власть зимой 1916-1917 годов. И она это сделала — организовала революцию.

Для этого крупный бизнес привлек военную элиту. Командование царем армией быстро избавило генералитет от верноподданнических чувств.

Поэтому генералы без колебаний примкнули к заговору. В конце 1916 года в Думе было организовано беспощадное информационное наступление на верховную власть – ее обвиняли в предательстве национальных интересов, а царскую семью и ее ближайшее окружение – в шпионаже в пользу Германии.

Экономическая элита организовала перебои в снабжении столицы продовольствием, пользуясь которым политические силы начали провоцировать народные волнения, быстро перешедшие при поддержке военных в вооруженное восстание.

Затем военные заблокировали царя на станции Дно, что позволило без больших потерь свергнуть самодержавие.

История с Ходорковским выглядит ремейком истории с Саввой Мамонтовым. И точно также российские олигархи не смирились с отстранением от политической власти и больше десяти лет осуществляют аналогичный план реванша. Только другим способом.

Если отказаться от замшелых стереотипов обществоведов, то обнаружится, что более реальной выглядит модель системы управления обществом в которой власть является только вершиной «айсберга» правящего класса.

Именно последний реально формирует власть, как исполнителя своей воли, и задает вектор изменения общества.

В феодальном обществе правящим классом была аристократия, в индустриальном обществе это неформальное объединение политически активных субъектов элит.

В «лихие 90-е» российский правящий класс состоял из столичных либеральных мажоров и региональной бюрократии. В этот, выглядящий экзотическим правящий класс партнеров, объединила общая цель – приватизация общественных активов.

 

К середине 90-х вошедшие в силу олигархи опустили либералов-мажоров на положение прислуги и в виде «семибанкирщины» заняли их место.

А затем быстро достигли в правящем классе доминирующего положения.

 

Но в 1998 году Б. Ельцин осуществит «рокировочку», запустившую процесс реорганизации правящего класса.

Президент сделал это единственным доступным себе способом – передал полномочия верховной власти представителям силовых элит.

Как следствие, в течение нескольких лет состав правящего класса, иерархия элит в его составе кардинально изменилась. Сначала было кардинально ограничено влияние олигархов, а затем из его состава были удалены губернаторы.

 

В итоге к середине нулевых российский правящий класс приобрел современный вид, который демонстрируют силовые и олигархические «башни Кремля».

Это разделение отражает распределение между ними сфер управления обществом, как естественное следствие профессиональных особенностей силовой и экономической элит – силовые «башни» контролируют политическую, правоохранительную и военную сферы, олигархические «башни» контролируют гражданские сферы – экономическую и социальную.

 

Это объясняет, к примеру, почему в Администрации Президента нет экономического управления.

Ведь в результате раздела властного поля каждый из партнеров занимается управлением только доставшимся ему полем деятельности.

В таком разделении олигархи остались политическими кастратами.

Но «болотная история» продемонстрировала, что они не отказались от политических амбиций и восстановление своей политической потенции является для них ключевой задачей.

Так что «болотная» история выглядит ремейком революции 1905 года – пробой сил и своих возможностей организовывать массовые выступления народа.

Но сам проект свержения силовых «башен» осуществляется совсем другим способом. Его суть объясняет странность в результатах контроля олигархическими «башнями» управления гражданской частью общества.

При том, что крупный бизнес вполне эффективно управляет своими предприятиями, эффективность управления экономической и социальной сферами все время неуклонно деградирует.

Последняя «прямая линия президента» продемонстрировала близкие к катастрофическим результаты этой деградации.

Потому что продемонстрированная силовым «башнями» в сирийской и крымской истории эффективность управления выглядит просто фантастической.

Но принципиально разная эффективность управления одной властью разных сфер может иметь только одно объяснение – низкая эффективность является результатом сознательной политики части правящего класса, контролирующего соответствующие сферы деятельности.

Процесс деградации управления социальной и экономической сферами общества является результатом целенаправленной политики олигархических «башен».

Это же они формируют кадровый состав министерств и ведомств своими «засланными казачками» – умеющими только рулить финансовыми потоками мажорами.

В результате в них вообще не осталось специалистов.

И эта политика олигархических «башен» последовательно осуществляется уже больше десяти лет.

Так что если до своей политической кастрации олигархи по модели Березовского назначали только верхний состав руководства министерств и ведомств и не трогали специалистов-исполнителей, то, взяв курс на деградацию системы управления социальной и экономической сфер, олигархи стали в первую очередь убирать из системы управления специалистов.

И снижать уровень качества руководства – при каждой смене любого руководителя выбор делался в пользу более слабого кандидата.

Это с печальной очевидностью демонстрирует череда смены министров экономического развития – Греф, Улюкаев, Орешкин.

Как итог, эффективность системы управления экономической и социальной сферами опустилась «ниже плинтуса».

Так что вовсе не случайно «золотой дождь нефтедолларов» почти весь ушел «в песок» – только военным удалось часть сверхдоходов использовать для модернизации армии.

Ведь лишение противника ресурсов, это ключевая задача любой борьбы.

И олигархические «башни» ее успешно решили – пустили на ветер сверхдоходы, которые силовики могли бы использовать для стабилизации положения в случае возникновения критической ситуации в стране.

Тогда как накопленных в фондах резервов в случае возникновения в обществе критической ситуации надолго не хватит.

Изложенное позволяет понять идею плана олигархических «башен» по свержению силовиков.

Деградация системы управления социальной и экономической сферами расшатывает общество. И обязательно приведет к критической ситуации в стране.

Как это случилось во второй половине 80-х. Соответственно, критическая ситуация обязательно перерастет в народные волнения, которые олигархические «башни» простимулируют до точки кипения и направят «кипяток» народного гнева против власти.

И тогда на Болотную придет не «офисный планктон», а «простой народ». Это будет уже не политический протест, а полноценная смута.

При этом силовики «свинтить» волнения не смогут – как свидетельствует наша история ХХ века, в случае смуты служащие силовых структур всегда оказываются на стороне народа, а не генералов.

Мировой экономический кризис ускорил реализацию плана олигархических «башен». Социально-экономическая ситуация в стране быстро ухудшается не только в результате криворукого управления, но и влияния мирового кризиса.

Так что «процесс пошел» и уже ускоренным темпом. И то, что в последние годы сами олигархи полностью исчезли из информационного пространства, свидетельствует о реальности плана.

Ведь выглядит как-то странно, что самые богатые люди страны молчат как рыбы по поводу неуклонно ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране.

 

Совсем как у Булгакова: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Симптоматично, что и экономический блок правительство все время говорит только об успехах в деле преодоления кризиса. Но так как реальных успехов нет, получается, что устами министров заговорщики усыпляют бдительность силовиков.

 

Каковы шансы олигархических «башен» на успех их плана свержения силовиков – возвращения к системе власти второй половины 90-х годов?

 

Соответственно, опускания силовиков до статуса того времени.

Для этого нужно понимать, на чем основывается эффективность любой власти.

В принципе, любая элита способна эффективно управлять обществом – в любой есть талантливые управленцы.

Дирижер В. Гергиев и режиссер О. Табаков, это наглядно демонстрируют.

Для эффективного управления обществом правящему классу требуется адекватность, управленческие способности и качественное интеллектуальное обеспечение.

И все три фактора критичны по модели табурета с тремя ножками – без одной он не может стоять.

Уже к 2008 году силовики достигли достаточного уровня адекватности – реально воспринимают окружающий мир и если не суть, то хотя бы характер развивающихся в нем процессов.

Сирийская и крымская истории свидетельствуют о высоком уровне их управленческих способностей.

Тогда как с интеллектуальным обеспечением дела обстоят из рук вон плохо.

В результате для силовиков оно является реальной ахиллесовой пятой.

Интеллектуальное обеспечение выполняет для власти, как капитана общественного корабля, функцию штурмана – объясняет куда и как нужно вести корабль.

Олигархическим «башням» функцию интеллектуального обеспечения выполняют Высшая школа экономики, Академия госслужбы, институт имени Гайдара и их дочерние структуры.

 

Силовикам функцию интеллектуального обеспечения выполняет РПЦ.

 

В итоге получается, что у российской власти, как у двуглавого орла, имеется одновременно две мировоззренческие ориентации – либеральная и православная.

То есть, головы смотрят в прямо противоположные стороны. Соответственно, такой орел никуда лететь не способен.

Что и демонстрирует ситуация с застоем общественного развития.

Но для силовиков хуже другой аспект этой ситуации.

Современное общество организовано на представлениях индустриальных идеологий – версий социализма и либерализма.

И поэтому верующему человеку для комфортного существования в обществе требуется мировоззрение, которое хотя и имеет в своей основе религиозное учение, тем не менее должно содержать и набор идеологических представлений об организации общества.

 

А так как власть предлагает только либеральные представления на этот счет, общество видит противоестественную мировоззренческую ориентацию власти – православно-либеральную.

 

Но так как российские либералы дискредитировали не только себя, но и либерализм, демонстрировать такую идеологическую ориентацию силовикам просто глупо.

В качестве штурмана РПЦ полностью сермяжная – располагает общественным лоциями только эпохи средневековья.

Ведь у нее имеется только библейский набор представлений об организации общества и порядков в нем.

Соответственно, РПЦ способна быть штурманом только феодального общества. И РПЦ была успешным штурманом российского общества на протяжении многих веков.

Так что создание русской нации и Московского царства, это в первую очередь ее заслуга. Но сегодня Россия, это совсем другое общество по принципам и организации.

В котором, судя по выступлениям иерархов, она просто не разбирается.

Так что у РПЦ идей для развития российского общества нет вообще. От РПЦ слышатся только призывы везде соблюдать «десять заповедей».

Но для современных условий их мало – порок ведь тоже развивается.

И на новом уровне развития появляются и новые пороки.

А в библейских заповедях нет запрета современных грехов – коррупции, рейдерства, инсайда, недобросовестных политических технологий и др.

В результате власть оказывается в ситуации водителя, который имел возможность изучить только часть правил дорожного движения.

РПЦ не выполняет и другую важнейшую для власти функцию – достижения максимальной степени мировоззренческого единства общества, как главного условия его консолидации.

 

 

РПЦ лукавит, когда утверждает, что 80% русских являются православными.

 

Статистика посещений главных церковных служб, Рождества и Пасхи, свидетельствует, что реально воцерковленными являются 3-5% русских.

Тогда как остальные, называя себя православными, таким способом определяют свою этно-культурную принадлежность.

Все-таки православие было мировоззрением русского народа большую часть его истории.

 

И эта часть «православных» относится к РПЦ без какого-либо почтения.

 

 

Как следствие, мировоззренческое влияние РПЦ ограничивается 3-5% процентами русских.

 

В сравнении с расходами на строительство храмов такой результат двадцатипятилетних трудов по возращению народа в православие выглядит убого.

 

А это значит, что РПЦ не способна обеспечить даже минимально необходимый уровень консолидации общества.

По сути, только втирает власти очки.

 

Получается, что у силовых «башен» нет реальной возможности в случае возникновения критической ситуации консолидировать на свою поддержку существенную часть общества – 3-5% реально православных граждан для этого недостаточно.

 

Тем более, что благополучие самих священнослужителей, мягко говоря, отнюдь не вызывает одобрения их паствы.

Ну и эпопея воцерковления наглядно продемонстрировала, что управленческие способности пастырей исчерпываются умением выжимать из власти финансовую и правовую поддержку.

Сегодня силовики бодрым шагом идут к выкапываемой для них олигархами политической могиле.

 

 

И когда они подойдут к ее краю, олигархам останется только организовать толчок, который отправит силовиков в политическое небытие.

 

И на краю политической могилы силовикам уже будет поздно избежать подготовленной им участи – у них просто не будет пространства для маневра, а их положение будет минимально устойчиво.

 

Динамика развивающихся в российском обществе процессов оставляет силовикам очень мало времени для решения проблемы качества своего интеллектуального обеспечения.

 

С учетом развивающихся в мировой экономике негативных процессов, которые в ближайшее время могут быстро довести ситуацию в социально-экономической сфере до критического состояния, у силовиков на решение этой задачи имеется не больше года-двух.

Учитывая уровень сложности этой задачи, шансов успеть ее решить у них совсем немного.

 

А у российского общества, соответственно, велики шансы вновь получить олигархическую власть и возобновление ускоренного процесса деградации страны.

 

То есть, вернуться в 90-е.

 

Так что будущее страны сегодня зависит только от того, смогут ли силовики привести свое интеллектуальное обеспечение до адекватного имеющимся условиям качества.