Комментарий: Посмертная победа СССР

На модерации Отложенный

Растущая популярность Ленина и всего советского - это моральная катастрофа российского общества и вызов для оппозиции, считает Константин Эггерт. Комментарий российского журналиста специально для DW.

Мальчик в красной пилотке с портретом Ленина

 

Их много даже в Москве - тех, кто считает, что не стоит сносить памятники Владимиру Ленину. По всей России, если верить "Левада-центру", таких целых 79 процентов. Роль Ленина в истории как положительную оценивают 56 процентов опрошенных. 11 лет назад таких людей было 40 процентов. Можно говорить о триумфальном возвращении первого палача советской России в качестве общенационально почитаемой фигуры. Если добавить к этому стабильно высокую популярность Сталина, то впору заявлять о почти полной реабилитации СССР в глазах российских граждан.

"Красная империя" возвращается

Успех путинской пропаганды налицо. 17 лет телевизионных стенаний на тему "Какую страну потеряли!" принесли плоды. Получается, что несмотря на более чем четверть века жизни в условиях какой-никакой свободы информации, средний россиянин по-прежнему считает, что его родина - СССР. Существующая более тысячи лет историческая Россия для большинства - фантом. Ленин остается для этих людей основателем "их" государства.

Константин Эггерт

Константин Эггерт

Власть, разумеется, это полностью устраивает. Высшее руководство страны, включая президента, состоит из полностью советских людей, в основном родившихся в первое послевоенное десятилетие. Они, в большинстве своем, не застали сталинского времени и не пережили войну. Эти люди искренне считают: Советскому Союзу нужно было идти под руководством Юрия Андропова по китайскому пути, и тогда все было бы хорошо. Они считают, что бывший председатель КГБ слишком рано умер, чтобы успеть превратиться в советского Дэн Сяопина, наполнить полки магазинов, расстрелять кого надо и сохранить, как любит выражаться Александр Проханов, "красную империю". Судя по всему, большинство россиян с ними согласно.

Кремлю такое положение вещей очень выгодно. Воспроизведение советских мифов в национальном мировоззрении укрепляет его позиции. Ведь советская модель сознания предполагает, что именно власть, а не граждане "наводит порядок" в жизни.

Новомученики, колбаса и примирение

Постсоветский человек оказался неспособен оценить чудовищные преступления и ложь советского строя. Он выборочно забывает то, что вспоминать неприятно - расстрелянных предков, унизительные очереди абсолютно за всем, блат и "колбасные электрички". Зато помнит, что "нас все боялись", "пенсия была 132 рубля, а колбаса - 2.90", "порядок и стабильность". В сущности, речь идет об агрессивной безответственности, возведенной в ранг национальной идеи.

За дежурной фразой "Не надо сносить советские памятники - это наша история" кроется нежелание задуматься над собственной ответственностью за судьбы страны и забвение главной национальной трагедии 20 века - ГУЛАГа.

Это ни что иное, как моральная катастрофа. Во-первых, для интеллигенции, которая почти за 30 лет так и не убедила народ, что не существует целей, ради которых власть имеет право унижать и убивать граждан.

 

Во-вторых, для Русской православной церкви, которая (не без некоторых оснований) считает себя хранительницей национальных традиций и памяти. Ни широко разрекламированное почитание новомучеников - клириков и мирян, убитых коммунистами, ни канонизация царской семьи, ни собственно христианская проповедь по сути дела никак не повлияли на взгляды и повседневную жизнь современного русского человека. Получается, что он по-прежнему верит и в то, что "когда лес рубят - щепки летят", и в то, что "зря не сажали", а если и зря, то "зато выиграли войну". Патриарх Кирилл давно понял: не стоит идти против паствы и Кремля. В своих публичных выступлениях он уже несколько лет активно оправдывает Советский Союз, предлагая "примирить" имперский, советский и постсоветский периоды истории.

В-третьих, это катастрофа самого российского общества. Оно оказалось в плену собственного прошлого. Государственному ТВ удалось убедить россиян, что снос советских памятников на Украине - это одновременно "кощунство" и "бессмысленное дело". То есть назвать палачей палачами - плохо, и, вдобавок, отвлекает от чего-то другого, очень важного. Только от чего именно - никто сказать не может. Украинцы не побоялись назвать вещи своими именами и рискнули (пусть и не без ошибок) посмотреть в будущее.

Перемены без будущего?

В России неумолимо приближаются перемены, вызванные все более заметным дряхлением нынешнего политического режима. При этом лишь меньшинство (если верить тому же "Левада-центру", не более 14 процентов населения) представляет себе образ будущей России как демократической страны, осудившей советские практики, похоронившей Ленина и уважающей своих граждан. Большинство - даже на фоне растущего возмущения коррупцией власть имущих - либо продолжает верить в "справедливого царя", либо срывается на мечты о массовых расстрелах коррупционеров как главного средства от российских бед. Демократическая оппозиция же пока боится говорить как о наследии прошлого, так и о будущем, опасаясь отпугнуть большинство. Однако без этого разговора не обойтись.

А пока что, вдохновленная результатами опросов "Левада-центра", российская власть вполне может в годовщину революции, наконец, позволить себе вернуть на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому. Трудно представить себе более зримый символ фальшивого "примирения", которое Кремль навязывает обществу и которое превращается в посмертную победу советской империи и ее создателей.