Как российские чиновники нашли обходные тропы в антикоррупционных законах

На модерации Отложенный

 Как российские чиновники нашли обходные тропы в антикоррупционных законах

Российские чиновники, уже неоднократно попадавшие в довольно неловкие ситуации из-за своих доходов и имущества, нашли обходные тропки в действующем антикоррупционном законодательстве. Более детально о том, какие обходные тропки в антимонопольном законодательстве нашли чиновники, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".

ВРоссийской Федерации, как отмечает Русская служба ВВС, все чаще попадают в неловкие ситуации из-за собственных доходов или имущества. Между тем действующее антикоррупционное законодательство обязывает их раскрывать информацию о своем имуществе – как движимом, так и недвижимом, доходах, сбережениях, и так далее. Между тем на фоне расследований, проводимых Фондом борьбы с коррупциейАлексея Навальногои журналистами ряда российскихСМИ, к декларациям чиновников появляются вопросы, причем, не самые приятные.

Напомним, что не так давно весьма широкий резонанс вызвалфильмФБК "Он вам не Димон", посвященный богатствам главыправительстваДмитрия Медведева. После демонстрации данного фильма в целом ряде российских городов граждане вышли на антикоррупционные митинги. Сам Медведев прокомментировал фильм через месяц. Глава правительства назвал проведенное ФБК расследование "компотом" из различных данных, однако конкретные факты так и не опроверг. При этом премьер заявил, что фильм носит "заказной характер".

В свою очередь, ряд депутатов Госдумы подчеркнули, что они указывают в своих декларациях все, что положено согласно действующему законодательству. Человек, входящий в окружение одного из депутатов от "Единой России" объяснил, что Минтруда РФ каждый год выпускает методички по заполнению деклараций, где объясняются правила заполнения, что считать в пользовании, и так далее. Соответственно, чиновники отображают в декларациях все, что предусмотрено законодательством.

По словам Константина Добрынина, бывшего члена Совета Федерации, для любого законодателя нет ничего страшнее непреднамеренно или специально не указанного в декларации имущества. Ток, кто не указывает имущество, берет на себя достаточно серьезные риски. Впрочем, Добрынин допускает, что его взгляд здесь вполне может быть "достаточно наивным".

Многие российские чиновники сегодня пользуются существующей "юридической пропастью" – Шуманов.

Однако на самом деле есть абсолютно законные варианты, позволяющие не указывать в декларации то или иное имущество. Как объяснил Илья Шуманов, являющийся замдиректора антикоррупционной неправительственной организации Transparency InternationalРоссия, многие из российских чиновников сегодня достаточно активно пользуются существующей "юридической пропастью".

Например, парламентарий или чиновник может быть не зарегистрирован в квартире или доме, где он проживает. В такой ситуации доказать, что данный объектнедвижимостинаходится в его пользовании просто невозможно. Надзорные органы ивластьв целом занимают здесь следующую правовую позицию – если нет регистрации, то и пользование данным объектом недвижимости, в том числе, и проживание, зафиксировать, с юридической точки зрения, невозможно. С другой стороны, никто ведь не будет заключать договор аренды, например, на квартиру принадлежащую теще.

По словам бывшегодепутатаГосдумы Дмитрия Гудкова, в судебной практике принимается такая дефиниция как "фактическое регулярное проживание". То есть теоретически можно доказать наличие у человека какого-то объекта недвижимости в пользовании – делается это на основании соответствующих свидетельских показаний. Тем не менее в действительности доказать, что у чиновника в пользовании есть то или иное имущество, достаточно сложно. Как уже говорилось, необходимо доказать – этот чиновник действительно там живет. Но как это можно сделать, если дом расположен на территории охраняемого поселка, а самого чиновника привозят домой и увозят на работу на автомобиле?

_95691891_tass_16918567.jpg

В свою очередь Шуманов отмечает, что есть еще одна законная возможность не указывать в декларации имущество. Речь идет о регистрации объектов недвижимости на совершеннолетних родственников или оформлении имущества на НКО. В таком случае организация останется в закрытой части декларации – соответственно, информация о том, что именно на нее записано нигде не всплывет.

По мнению Константина Гаазе, старшего научного сотрудника Московской высшей школы социальных и экономических наук, основная проблема с декларациями в России заключается в настоящее время в политической и правовой неопределенности, возникающей в связи с понятием "пользование" транспортными средствами или объектами недвижимости. Он объяснил, что в данном случае можно не являться владельцем дома или квартиры, но иметь доступ у управлению юрлицом, выступающим в качестве собственника. Тогда появляется абсолютно законная возможность отдыхать в усадьбах, летать частными самолетами, и так далее – это не будет нарушением норм антикоррупционного законодательства, и ни в коей мере не нарушит нынешних требований к декларациям. В российском законодательстве сейчас есть очень большая дыра, благодаря которой чиновники имеют возможность не указывать в декларации свое имущество. Разумеется, власть имущие ею активно пользуются.

Автор: Алексей Иванов