Целиноград, Главпочтамт, До востребования ч.3

 

ч.1. http://maxpark.com/community/1851/content/3636811

ч.2. http://maxpark.com/community/1851/content/3639206

 

     Новорожденный институт представлял собой большое П-образной фомы трехэтажное желтое здание, куда мы все и ввалились со своими вещами. Был последний день приема документов, так что можно себе представить, что там и без нас творилось!

     Приезжие волновались – как будет с общежитием, но вот уже всё позади, документы приняли и даже выдали «ордер» на место в общежититии по адресу Микрорайон А, д.12, кв. 5 !

    Выяснилось, что это район новостройки и ходят туда всего два небольших автобуса, «Пазики». В общем, добрались туда уже к вечеру, но персонал был на месте и вот я звоню в кв.№ 5 !

  Второй этаж первого подъезда нового пятиэтажного пятиподъездного дома, по три квартиры на этаже. «Моя» дверь посередине .

     Квартира типа «распашонка» - жилые комнаты справа и слева от входа, прямо перед входом двери в ванну и туалет (раздельные!), за углом, справа, дверь на расположенную позади кухню с газовой плитой! Просто сказка какая- то!

    Мне отвели место в правой комнате на кровати около дверей. Были еще три кровати, но они были уже заняты. Познакомились – Боря Окаев, Володя Картусов и Пахом. (Это уже гораздо позже на экзаменах я узнал, что его зовут Вова Пахомов). Все с Украины.

    В другой комнате жили Чекмарев и Моисиади (они были старше нас, уже после армии), Вася Пивоваров и Феликс Рахман. В общем, интернационал !

(На фото слева направо: сидят - Чекмарев, Картусов, Окаев; стоим- я и Моисиади).

     Экзаменационный период помню плохо. На экзаменах не задавали дополнительных вопросов, не относящихся к предмету. Никто не «давил» и не «резал». Очевидно, у кого-то были определенные заступники, например, Моисиади был борцом- разрядником и открыто говорил о поддержке с кафедры физкультуры, были и другие примеры

     Больше всего я вспоминаю о проблемах питания. Ребята в общежитии готовили для себя сами и я тоже внес свой денежный пай, но оказалось, что они все делают на сале. А я его даже из любительской колбасы выковыривал. Ребята мне чуть руки не отбили, когда я попытался вытащить кусочек сала из привезенной ими «домашней» колбасы

      В микрорайоне ничего из общепита еще не было построено. В институте столовая тоже еще не работала, и я пошел в расположенную недалеко от него «рабочую» столовую.Запах и духота в ней стояли такие, что могли отбить любой аппетит, но я все же взял котлету с макаронами и попросил отдельно только гречневый гарнир. Котлету расковырял, гарниры съел.

     После первого экзамена (пятерка по химии !) я решил, что жить все же стоит,и я заслужил, чтобы на сэкономленные деньги пойти поесть куда-то в нормальное место В ресторан я все же не рискнул, а попробовал попасть в крайкомовскую «столовую».

     Да, надо сказать, что к этому времени на ноябрьском Пленуме Хрущева «освободили», а так как он был вдохновитель и покровитель Целины, то поговаривали и о роспуске Края. А надо признать, что при Хрущеве в прежнем Акмолинске много чего было сделано хорошего.

     Были построены типовые жилые дома и комплексы с центральным отоплением, водой и газом (это тогда, когда во многих довольно крупных городах это блага были далеко не везде !) До нашего,медицинского, были открыты три института (физтех, педагогический и сельхоз) и пара десятков разных техникумов и училищ. Были возведены современные здания гостиницы «Москва»,торгового центра.

    Но   главные достопримечательности города - огромное здание Дворца Целинников и здание Крайкома. Все вышеприведенные постройки были расположены по периметру огромной центральной площади города. Знатоки утверждали, что внутри Дворец - копия Кремлевского Дворца Съездов, только в нем не три, а два яруса

     А о столовой огромного здания Крайкома вообще ходили легенды, что там почти бесплатно можно хорошо пообедать!

Главная загвоздка была в том, что здание охранялось и была пропускная система.

      Не знаю, что произошло в тот день – звёзды переместились, или произошли какие-то перестановки в системе охраны, но меня, едва открывшего тяжеленную входную дверь, в огромнейшем холле никто не остановил, наоборот, какая-то женщина любезно указала, как пройти в столовую.

    «Столовая» оказалась хорошим столичным рестораном с красивой мебелью, белоснежными скатертями, аккуратными официантками и внушительным «Меню»

    И мизерными ценами!

    Как сейчас помню : я заказал салат из свежих помидоров с огурцами и сметаной, борщ со сметаной (хотел без мяса, но официантка сказала, что так не дадут), бифштекс с двойным гарниром жареной картошки, (она посмотрела на мою щуплую фигуру, но ничего не сказала) и чай с эклером.

     Потом я спросил, а есть ли у них какие- нибудь национальные блюда. Она ответила, что сегодня у них «бешбармак».

     Когда во время игры в нарды выпадает на камне «пятерка», говорят «выпал беш». Поэтому я, с понимающим видом согласно кивнув головой, заказал и его.

     Порции оказались пропорциональны зданию. Может быть, мне показалось, что официантки подглядывают, как я справлюсь со всем этим, но я не ударил в грязь лицом. Съел даже мясо из борща, которое оказалось без костей и даже не жилистым!

    Когда я доедал картофель и уже подумывал о десерте , передо мной поставили большую глубокую чашу бульона с несколькими кусками мяса и лапшой.

      Тут уж я точно видел, что за мной наблюдают. По крайней мере моя официантка. Она же мне и подсказала, что я могу есть это не руками («бешбармак» едят «пятью пальцами», запивая бульоном), а использовать столовые приборы.

     В Грузии немало блюд, которые принято кушать руками, но лезть в горячий бульон пальцами у меня, конечно, желания не было.

     Кстати, этот пир обошелся мне гораздо дешевле, чем я мог предполагать в самых радужных мечтах.

   Мы, довольные друг-другом, тепло распрощались с официанткой. Я даже услышал гостеприимное: «Заходите еще!», но, как назло, у «них» и вправду произошли перемены. Край расформировали, в здание, кроме всех областных организаций, въехали и масса других, охрану сняли и когда, после открытия столовой, я пошел туда, то это была уже действительно столова я - пластиковые столы без скатертей, самообслуживание, сменились и кадры, и цены.И даже столовые приборы ! Правда, все было чисто и пахло прилично.

     Все "мои" ребята поступили в институт. Те, кому после армии хватало минимума (9 баллов) - их набрали. Другие набрали побольше –от 10 до 13.

   Хотя я тоже набрал 13 баллов, несмотря на то, что и аттестат у меня был лучше - всего две четверки (потом я узнал, что директор школы корил себя, что не добился для меня серебрянной медали, которая мне была по закону положена) , меня не зачислили.

   Надо было забрать документы, для чего нужны были соответствующие печати от библиотеки и коменданта общежития, что у меня задолженности нет.

     И вот в моих руках, кроме уже «дваждыстрадальных» документов, еще и новая справка

     В канцелярии я узнал о возможности подачи аппеляции, но ее будут рассматривать только после приезда ректора, который сейчас в Москве.(Оказалось, что институт был подчинения хоть и республиканского, но все основные вопросы решались в Москве.)

      Денег на обратный путь пока нет.

      Деваться все равно было некуда.

      И я поехал обратно в общежитие, где ребята меня хорошо приняли. Мы расстелили на пружинах кровати их пальто, куртки и полушубки, я подложил под голову шапку, натянул свитер, укрылся своим пальто и заснул.

До дня моего рождения было еще три дня