Трита в колодце

На модерации Отложенный

Рыжим волком по небу луна плывет.
Отражаются звезды в глубине вод.
И луна плывет в глубине вод, 
Тишина дышит, рассвет встает.

Я в колодце сижу, а вода темна. 
Я не помню братьев своих имена. 
Здесь вода темна. Я забыл имена.
Я до крови кричу, а вокруг - тишина.

Я глаза закрыл. То ли явь, то ли сон: 
Предо мною дышащий огнем дракон.
Я его - копьем, он меня - огнем, 
То ли он во мне, то ли я в нем.

Это было завтра  или будет вчера,
То ли сон, то ли явь: стоит гора.
А может это женщина,   а не гора?
Или храм на горе? Или сад с утра?

Его стены - прозрачны. А может их нет. 
Изнутри струится золотой свет. 
Я вхожу внутрь, в золотой свет… 
Он  проходит  насквозь,  а меня - нет.

Это храм, или женщина, или я в ней.
Мы   были  вместе  среди    корней
На  дне   колодца.    Вода   темна.
А со дна желтой рыбой всплыла луна.

Она сказала: "Летим?" И я ответил: "Да!" 
Вода была не просто, а живая вода.
Мы посмотрели вверх и полетели туда. 
И сквозь прозрачное тело светила звезда.

Это было через тысячу лет.
Цветущий сад. Дождь. И сквозь все - свет. 
На горе был храм и мы жили в нем. 
Это был наш золотой дом.

Но я вспомнил как рыжая дрожала луна.
Как дышала в колодце моем тишина. 
И я вспомнил несчастных братьев моих. 
Их имена и лица их.

 

И я вернулся!

_____________________________

Комментарий: 

Стихотворение написано по мотивам  знаменитого  105 гимна I мандалы "Ригведы", одного из древнейших текстов человечества, созданного арьями на пути из Европы в Индию (примерно во II тысячелетии до н.э.)

В этом гимне в очень неясной форме,  отражена  история персонажа по имени Трита (в переводе с ведического санскрита - "Третий").

Более детально и ясно эта история разрабатывается в другом великом древнеиндийском памятнике "Махабхарате". А история эта такова: 

Некий риши (поэт)   Трита был брошен своими жадными братьями в колодец. Из глубины колодца ему видно небо, и он обращается к богам с просьбой о спасении. Чтобы спастись, он мысленно совершает жертвоприношение Сомы, после чего  бог Брихаспати спасает его послав к нему волшебную птицу Гаруду, которая выносит его не поверхность. Сома, кстати, это такой загадочный волшебный напиток, который пили боги. Индийцы сами уже не знают что она собой представляла. Скорее всего это наркотическое питьё сделанное то ли из мухомора, то ли из эфедры. Индийцы, однако, считали её напитком жизни.  

Этот  самый Трита  родственен  герою русских сказок  Ивану Царевичу, который  тоже является третьим сыном, в некоторых сюжетах третируем старшими  братьями, побеждает хтоническое чудовище (Змея горыныча, Водяного царя, Кощея), брошен коварными братьями в колодец, откуда попадает  в подземное царство, где добывает «живую воду» (русский аналог упомянутой  сомы) и выбирается оттуда с помощью Жар-птицы(или волшебного коня)  да ещё выводит оттуда свою, пленённую, жену Марью Моревну. . 

Повествование в гимне ведется в основном от лица самого Триты. Индийцы при этом считают автором гимна бога со схожим именем Трита-Аптья (в пер. Третий Водяной). Думаю, что они всё перепутали и это один и тот же персонаж. Как и русский Иван Царевич, третий сын, и иранский третий сын Траэтаона. )))