Слово труд смутно и обтекаемо

Раздел "Экономика: идеология и наука"

«Слово труд, как и почти все слова, употребляемые в политической экономии, довольно смутны и обтекаемы. Каждый автор придает этому слову весьма широкое значение. Политическая экономия, в отличие от большинства других наук – скажем, химии, не располагает собственным словарем. Трактуя вопросы, занимающие людей чуть ли не с сотворения мира и составляющие предмет их повседневных разговоров, она оперирует уже готовыми и появившимися без нее словами и выражениями». И хотя написаны эти слова французским экономистом Фредериком Бастиа в 1850 году, смутности и обтекаемости в понятии труда за полтора столетия не убавилось.

Чуть позднее, Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре дает следующее объяснение слову труд:

Труд - работа, занятие, упражненье, дело.

Труд - все, что требует усилий, старанья и заботы.

Труд - всякое напряжение телесных или умственных сил.

Труд - все, что утомляет.

Не ограничиваясь указанными свойствами труда, Владимир Даль добавляет следующую «политэкономию»:  

Труд кормит и одевает.

Без труда нет добра.

Бесполезный труд не послуга.

От трудов праведных не наживешь палат каменных.

Труд человека кормит, а лень портит.

От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

Терпенье и труд все перетрут.

Работа на урок спорее.

Работа мастера боится.

Работа не медведь, в лес не уйдет.

На десять работников по одному укащику.

Укащику рубль, а работнику полтина.

Овин гори, а работников корми.

Каков работник, такова ему и плата.

Нам ничего не остается делать, как в дальнейшем испортить часть этих метких высказываний своими размышлениями. Но один очень важный момент, скрытый у Бастия и Даля за словами умственные усилия и умственные силы, следует рассмотреть здесь. Речь пойдет об информационной природе труда,

Таким образом, труд можно было бы определить как использование человеком физических, умственных и моральных усилий для удовлетворения своих потребностей. Если принять это определение, то придется согласиться и с вытекающими из него следствиями. Невозможно, например, заранее, при приеме на работу определить, какие умственные и моральные усилия человек будет проявлять. Нельзя также оценивать эти усилия лишь временем, проведенным на рабочем месте. Далее придется учитывать, что в большинстве случаев эффект достигается лишь коллективными усилиями, потому что индивидуальных бывает недостаточно. Тогда как же определять усилия отдельного человека?

Все производится трудом и «предпочтительнее рассматривать труд, включая, конечно, личные услуги предпринимателя и его помощников, как единственный фактор производства, действующий при наличии технологии, природных ресурсов, производственного оборудования и эффективного спроса» (Кейнс). Но капитализм относится к этому самому важному фактору с явным непочтением.

 Труд  остается «смутным и обтекаемым» понятием, как и полтораста лет назад. Сегодня он определяется как «физические и умственные способности и усилия людей, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг».   То есть труд приравнивается к «железу», которое можно купить на рынке труда, заплатив рыночную цену, а потом уж получать от него все, что можно.

Но в действительности труд  - это процесс преобразования вещества, энергии и информации в предметы и услуги, необходимые для человеческой жизни. Отсюда следует, что стоимость этих предметов и услуг зависит не только от расхода вещества и энергии, но и от ценности  вложенной в них информации. Следовательно,  человек, как источник этой информации, имеет право на определенную долю стоимости, созданной с его участием.  

При переходе от индустриальной экономики к экономике знаний и высоких технологий это разница в определении труда будет проявляться все больше и больше.

Рабочие вынуждены "продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а поэтому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка" (Карл Маркс).

Чтобы сорвать яблоко, человек использует свою мускульную энергию и сигналы, которые идут от органов зрения через мозг к руке.

Сегодня такие сигналы принято называть  управляющей информацией. Если предположить, что само яблоко ничего не стоит, то его цена будет соответствовать сумме цены мускульной энергии и цены этой информации.

Если человек не может достать яблоко голой рукой. В этом случае он может воспользоваться палкой, которую «изготовит» из обломившейся от ветра ветви. Цена этой палки также будет определяться ценами  энергии и информации, которые использовались для ее изготовления. И к цене яблока придется добавить часть цены этой палки. Если, например, будет сорвано десять яблок, и после этого палка будет выброшена, на каждое яблоко придется десятая часть ее цены.

Теперь учтем еще один очень важный момент. Наш человек не смог бы скушать ни одного яблока, если бы он заранее не знал, что яблоки растут на яблоне, не знал, что можно воспользоваться палкой, не знал, как можно изготовить палку. Поэтому, видимо, на цене яблока должна как-то отразиться и цена этих знаний. Таким образом, на цену яблока влияют три составляющие труда – расходуемая энергия, запасенные ранее знания и управляющая информация. Суть наших выводов не изменится, если мы учтем, что яблоня была выращена из саженца, за ней требовался уход – обрезание, опрыскивание, полив. И эти выводы можно отнести ко всему, что человек производит своим трудом, учитывая, что при усложнении продуктов труда увеличивается лишь объем используемых знаний и генерируемой информации.

Все это понимал уже Бастиа: «Значение слова «труд», часто сводят к мускульным усилиям человека. Поэтому и называют «трудящимися классами» тех, кто выполняет лишь механическую работу в процессе производства.

Читатель легко поймет, что я придаю этому слову гораздо более широкое значение. Под трудом я понимаю приложение наших способностей к тому, чтобы удовлетворить наши потребности. Потребность, усилие, удовлетворение – вот круг понятий в политической экономии. Как мы увидим далее, усилие может быть физическим, умственным и даже моральным.

Мне нет нужды доказывать здесь, что все наши физические органы и все или почти все наши способности могут содействовать и действительно содействуют производству. Занимательность, прозорливость, интеллект, воображение играют тут, разумеется, свою роль».

Труд и информация. Производство любого продукта требует использования трех компонентов - вещества, энергии и информации. Чтобы природное вещество было пригодно для употребления, человек преобразует его с помощью энергии, управляя этим процессом с помощью информации. Процесс создания продукта можно разложить на конечное число этапов. На начальном этапе природное вещество люди, используя для этого свою энергию и информацию, преобразуют в первый промежуточный продукт. То же самое можно сказать и об энергии, которая превращается в форму, более удобную для дальнейшего использования. Если труд людей на этом этапе будет оплачен, то стоимость созданного продукта и преоразованной энергии будет равна этой сумме этой оплаты, поскольку вещество и энергия, взятые непосредственно от природы, ничего не стоят. На всех последующих этапах по пути к конечному продукту идет наращивание стоимости за счет добавленной человеческой энергии и информации. То, что некоторые из промежуточных продуктов используются в качестве орудий труда, сути не меняет. Разница лишь в том, что они переносят свою стоимость по частям. Таким образом,  стоимость конечного продукта будет равна общей стоимости человеческой энергии и информации, использованной на всех этапах преобразования вещества и энергии, взятых непосредственно из природных источников.

Однако этот пример и сделанные выводы пока мало что дают: ни энергию, ни знания, ни информацию  мы все равно измерять не умеем. Экономисты со времен Адама Смита ничего не придумали другого, как измерять труд временем, используя при этом соотношение оплаты  квалифицированного и «простого» труда. Когда роль знаний и информации была не очень большой, такой метод не давал больших погрешностей. Но он вряд ли пригоден для современной экономики, в которой информационная составляющая труда приобретает все большее значение. Сегодня не редкость, когда зарплата конструктора, дизайнера, технолога может быть в 30 раз больше зарплаты «простого» рабочего. Значит ли, что их труд будет «стоить» 900 дней? Кроме того, что сама эта зарплата не имеет никакой объективной основы, является результатом соглашения между нанимателем и работником.

Возврат в Состав проекта