Ричард «Львиное Сердце»: небиблейский пример вечной библейской истины

На модерации Отложенный

Такой заголовок может показаться читателю несколько странным, так как этого монарха принято считать грозным правителем и мужественным воином, но никак не добрым христианином.

Но у этого короля, несмотря на все его человеческие недостатки, были такие добродетели, которым могли бы позавидовать многие библейские герои, живи они в его время.

Ричард жил в очень сложное время. Средневековая Европа хоть и была номинально христианской, но, по сути, была далекой от тех духовных принципов, которые провозгласил Христос в Своей нагорной проповеди.

Государственные и церковные должности покупались и продавались, как любой другой товар в базарный день. Слово Божье было сокрыто от народа. Оно томилось в подвалах монастырей, прикованное цепями к стене. Культура, наука и образование пришли в упадок еще после распада Римской Империи.

Лишь немногие библейские истины проповедовались с церковных кафедр. Одной из них было прощение ближних. Закон прощения был знаком каждому, благодаря молитве «Отче Наш»: «…прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» Эти слова стали для юного монарха жизненным кредо, знаменем, которое он поднял и пронес через всю свою нелегкую жизнь, полную предательств, измен и интриг.

Его правление началось именно с прощения. Еще когда он был принцем, на поле битвы один из советников его отца, Уильям Маршал, нанес ему сильнейшее оскорбление. И, когда Ричард взошел на престол, все ожидали от него мести и жестокой расправы над своим обидчиком. Но каково было всеобщее удивление, когда монарх поднялся над прошлыми обидами, и, перешагнув через собственное «я», простил графа.

Он не просто простил его, но также, зная верность, с которой Маршал служил его отцу, послал его во Францию, чтобы он там управлял от имени короля его обширными владениями. А, отдав ему в жену самую богатую невесту Англии, графиню Пемброк, он сделал его одним из самых могущественных баронов королевства.

История изобилует огромным количеством братоубийств и кровопролитий в королевских семьях Европы, когда на кону стоял трон. Или же просто какое-нибудь подозрение на покушение на жизнь монарха с целью захвата власти.

Так, к примеру, Генрих VIII с легкостью отправил на плаху нескольких своих жен, а Ричард III (не Львиное Сердце) без особых угрызений совести замуровал своих юных племянников в лондонской тюрьме Тауэр. Угроза захвата трона не раз возникала во время правления Львиного Сердца. В том числе и со стороны его родного брата Иоанна.

Этот человек, носивший столь благочестивое библейское имя, был главным зачинщиком всех интриг, которые плелись вокруг короля.

И, когда Ричард попал в плен к германскому императору, Иоанн объединил свои усилия с главным врагом Англии королем Франции и захватил на некоторое время власть в стране.

Но как только Ричард вернулся домой, все сторонники мятежного брата разбежались в страхе перед великим монархом. Единственное, что оставалось Иоанну, – это молить брата о помиловании. Как ни странно, но король принял великодушное (хоть по меркам того времени и не совсем мудрое) решение: он помиловал злодея и по-братски обнял его

. В отличие от других случаев помилования в истории средневековой Европы, Иоанн не провел остаток своих дней в тюрьме или изгнании. Его брат вернул ему все его имущество и все его поместья. Кроме того, согласно последней воле короля, его наследником был объявлен именно Иоанн.

Когда Ричард осаждал крохотную крепость взбунтовавшего вассала, один из лучников попал ему стрелой в шею. Рана оказалась смертельной. Стрелка тот час же заточили в темницу. Король, лежа на смертном одре, распорядился, чтобы лучника привели к нему. И он простил его, велев своим подданным не причинять ему никакого вреда. Правление этого необычайного монарха не только началось, но и закончилось прощением. Он умер, простив всех. Простив даже своего убийцу, отнявшего у него одним выстрелом всю его огромную империю, всю его честь и славу.

Слово «прости» такое простое. Оно состоит всего-навсего из двух слогов. Есть много сложных длинных научных слов, но даже их бывает порою не так тяжело произнести, как простое «прости». Но сложнее этого слова есть только слово «прощаю». Нам так сложно прощать, потому что мы думаем, что человек, причинивший нам зло или обидевший нас, не заслуживает нашего прощения. Возможно, это и так.

Но есть Тот, Которого мы обидели куда больше, чем кто-то обидел нас. Тот, Кто создал нас, Кто заботился о нас, еще когда мы не родились. Тот, Кто ценой Своей жизни приобрел для нас вечность, где «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр.21:4). Тот, Кто вытрет все наши слезы боли и страданий. Тот, Чьи законы природы, здоровья и морали мы попирали. Он подарит нам то, что мы не можем себе даже представить, потому что Он простил нас. Хотя мы этого и не заслужили. И сегодня Он обращается к каждому из нас, говоря: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14,15)