«Мы не хотим мучительно и медленно умирать»

На модерации Отложенный

Как живет Волоколамск после массового отравления детей и визита подмосковных чиновников

Маленький подмосковный городок Волоколамск на этой неделе стал одним из главных центров новостей. В городе, жители которого второй месяц задыхаются от свалочного газа, доносящегося с полигона «Ядрово», начались народные волнения. В среду горожане едва не растерзали главу Волоколамского района Евгения Гаврилова, после того как десятки детей попали в больницу с признаками отравления после очередного выброса с полигона, и продолжают штурмовать местную мэрию и организовывать митинги у въезда на полигон. В ряде телеграм-каналов уже появилась информация, что события в Волоколамске могут стать причиной отставки губернатора Московской области Андрея Воробьева. Корреспондент Znak.com съездил на место событий, чтобы посмотреть, как живет город, жители которого называют его не иначе как «газовая камера».  

«На улицу выходить лишний раз боимся» 

Мы подъезжаем к Волоколамску около 9 часов утра. В какой-то момент я почувствовала, что в машине появился неприятный запах, поэтому поинтересовалась у водителя: «Вы тоже это чувствуете? Пахнет тухлой колбасой…» «Мы в Волоколамск приехали, а не в Альпы, чего ты ждала-то?» — ответил мне улыбающийся водитель.

Буквально в километре от въезда в город находится та самая Центральная районная больница Волоколамска, куда вот уже двое суток беспрерывно поступают люди с головной болью, рвотой и сыпью. Пока я шла до больницы, все никак не могла привыкнуть к резкому химическому запаху и ощущению сладости во рту. По дороге, ведущей в ЦРБ, мимо меня промчалась машина скорой помощи. Как позже выяснилось, в ней везли очередного маленького пациента с отравлением. На территории самой больницы круглосуточно дежурит автомобиль медицины катастроф. По дороге в детское отделение я встретила 35-летнюю Ольгу. Она вела за собой 11-летнего сына, который еле волочил ноги. 

22 марта в Центральную районную больницу Волоколамска обратились 66 детей. 21 марта в медучреждение попали 77 детей, троих из них госпитализировали в Москву

22 марта в Центральную районную больницу Волоколамска обратились 66 детей. 21 марта в медучреждение попали 77 детей, троих из них госпитализировали в Москву

 

«Его рвет уже второй день, на ногах сыпь какая-то. Я не знаю, что мне делать? Врачи ничего толком не говорят. А у ребенка температура ночью под сорок была. Мне и самой-то тяжело дышать. Утром, когда просыпаюсь рано на работу, не хочется вылазить из-под одеяла, потому что вся комната за ночь заполняется вонючим газом. На улицу выходить лишний раз боимся. Это не город, понимаете?! Это газовая камера какая-то! Мы не хотим тут так мучительно и медленно умирать», — говорит женщина, едва сдерживая слезы. Ее побледневший сын помогает маме надеть бахилы и смиренно садится в очередь детей, ожидающих приема у педиатра.

Между собой обеспокоенные мамы обсуждают историю 14-летнего жителя Волоколамска, у которого после выброса с полигона «Ядрово» отнялись ноги. По их словам, в ЦРБ подростку сначала даже не поверили, «говорили, будто притворяется». «Его мама прямо здесь в больнице и расплакалась от бессилия. Сын в таком состоянии, а его обвиняют в симуляции. Ну как так можно?» — перешептываются женщины. 

 «Будете умирать — звоните» 

 За воротами ЦРБ меня уже ждет один из руководителей инициативной группы жителей Волоколамска Артем, с которым мы отправились на злосчастный полигон «Ядрово».

«Когда только выброс произошел, мы позвонили в МЧС, так, мол, и так, что нам делать. А нам ответили очень просто: "Вот будет превышение ПДК (предельно допустимой концентрации вредных веществ. — Znak) в 50 раз, тогда и звоните, вот будете задыхаться и умирать, тогда и звоните». У меня в день выброса даже кровь не смогли взять, потому что не было в нашей ЦРБ пробирок специальных, которые предназначены для транспортировки анализов», — говорит Артем. 

Жители Волоколамска с самого утра дежурят на трассе перед въездом на полигон «Ядрово», считают количество заехавших туда машин с мусоромъ

Жители Волоколамска с самого утра дежурят на трассе перед въездом на полигон «Ядрово», считают количество заехавших туда машин с мусором

 

По дороге на полигон, который находится буквально в трех километрах от Волоколамска, на трассе, около памятника советским танкистам, я заметила группу людей и десяток машин. Артем пояснил, что это те самые городские активисты, которые накануне пытались перекрыть грузовикам с мусором въезд на полигон.

На трассе около полигона твердых бытовых отходов дежурят несколько активистов.  Много полиции: пять патрульных машин и десяток силовиков. За постоянно открывающимися воротами полигона «Ядрово», куда въезжали грузовики с мусором, виднеется автомобиль ОМОНа.

«Росгвардия тут первый раз. Ее пригнали на случай осложнения обстановки. Обычно у полигона дежурит полк полиции, чтобы расталкивать активистов, которые сюда периодически приходят. Но не надо думать, что полиции хочется с местными воевать, их тоже бесит этот запах, они тоже чувствуют, что воняет тухлыми-тухлыми яйцами, но приказ есть приказ», — рассказывает Znak.com житель Волоколамска Антон. Спустя еще 15 минут разговора выясняется, что мужчина и сам служит в Росгвардии, но сегодня выходной — Антон стоит плечом к плечу с бунтующими горожанами.

На въезде на полигон «Ядрово» круглосуточно дежурят сотрудники полиции. Силовики признаются, что и сами страдают от доносящегося с полигона зловония

На въезде на полигон «Ядрово» круглосуточно дежурят сотрудники полиции. Силовики признаются, что и сами страдают от доносящегося с полигона зловония

 

В какой-то момент к нам присоединился еще один крайне взволнованный волоколамец, который сходу же заявил: «[Евгения] Гаврилова этого, который вчера от народа … [тумаков] получил, в отставку! Я здесь с детства живу, а эта падла приехал сюда, насрал на моей земле, поэтому пусть сам и … [делает что-то] с этим как хочет, потому что этот … [нехороший человек] в ответе за отравление наших детей! Он думает, что глава народа нашего? Да, он глава говна и пыли!»

Мужчины  объясняют, что народный гнев на Евгения Гаврилова обрушился накануне не только из-за выбросов со свалки, просто это стало последней каплей. «Он у власти с 2014 года. В районе не делает ни-че-го! Цены в детских кружках и спорткомплеках просто астрономические (500 рублей за одно занятие), бассейна нет, кинотеатра нет. Рядом с нами Шаховской район, где глава дагестанец (Замер Гаджиев. — Znak), который и парки сделал, и ледовый дворец, и кружки бесплатные, куда мы детей из Волоколамска возим. Так люди молятся на него!»  — говорят местные жители.

Мужчины в своей борьбе настроены крайне решительно. Один из них даже обмолвился, мол, «были бы у них пара человек умных, устроили бы тут [в Волоколамске] Майдан, чтобы задавить [губернатора Подмосковья Андрея] Воробьева и [Евгения] Гаврилова, раз не понимают по-людски».

 «Показатель железа превышен в 8 раз»

Тем временем к 11 часам у памятника танкистам собралось уже около 20 человек, а рядом с ними два сотрудника полиции. Люди пришли сюда еще в 7 утра, чтобы дежурить до 15 часов, посменно сменяя друг друга. Кто-то говорит, что даже отпросился с работы ради митинга, потому что «война с полигоном — это и есть их работа сейчас».

«Мы раньше в Волоколамске на дачах выращивали укропчик, петрушку всякую, овощи да ягоды, грибы ходили в лес собирать. Теперь стараемся покупать такие продукты в магазинах, куда их привозят из других областей. На Крещение нам даже в реке местной не разрешили власти купаться, мол, лед не окреп. Так он и не замерз там толком, потому что туда помои стекают с полигона. А осенью [2017 года] у нас рыба вся на поверхность всплыла! И что нам сказали чиновники? Это местные жители помои сливают в реку, вот она и грязная», — рассказывает местная предпринимательница Надежда. 

Читая результаты исследования Роспотребнадзора, местные жители недоумевают, почему деятельность полигона все еще не приостановлена до устранения всех нарушений

Читая результаты исследования Роспотребнадзора, местные жители недоумевают, почему деятельность полигона все еще не приостановлена до устранения всех нарушений

 

Начальник лаборатории ООО «Волоколамск Хлеб» заявила корреспонденту нашего издания, что согласно данным забора воды в скважине поселка Трехмарьино (находится неподалеку от полигона «Ядрово») «превышены все допустимые показатели». И, действительно, в ответе из Роспотребнадзора (есть в распоряжении Znak.com) от 15 февраля 2018 года говорится, что в скважине с питьевой водой показатель железа превышает норму в 8,3 раза, а мутность воды — в 2 раза.

В результате санврачи пришли к выводу, что всему виной нарушение СанПиН при эксплуатации «Ядрово». 

 «Не было бы счастья, да несчастье помогло»

С главой инициативной группы жителей Волоколамска Екатериной Кольцовой мы встречаемся около 13 часа дня в McDonald’s. Жители, к слову, шутят, что местный «Макдак» и «помойка Ядрово» — две главные достопримечательности всего района.

Екатерина Кольцова — одна из тех, кто ходил на встречу с губернатором Московской области Андреем Воробьевым в региональное правительство во вторник. Девушка рассказывает, что от встречи у нее остался неприятный осадок.

«Я просто сидела в правительстве области и плакала. Спрашиваю у [Андрея] Воробьева, закроют ли полигон "Ядрово", а он ответил, "конечно, нет"».

«Я реву, сижу вся в сыпи, у детей тошнота и сыпь, за несколько часов до встречи я видела в ЦРБ женщину с опухшим лицом — невероятная аллергическая реакция, другую рвало беспрестанно, а он мне — "нет"», — Екатерина и сегодня плачет, рассказывая о полигоне «Ядрово». 

Из-за того, что встреча чиновников и жителей Волоколамска началась позже назначенного времени, многие горожане просто не смогли на ней присутствовать, потому что их обеденный перерыв закончился и они были вынуждены вернуться на работу

Из-за того, что встреча чиновников и жителей Волоколамска началась позже назначенного времени, многие горожане просто не смогли на ней присутствовать, потому что их обеденный перерыв закончился и они были вынуждены вернуться на работу

 

К 14 часам Екатерина Кольцова собралась идти в администрацию Волоколамска, где встречу с населением обещал провести Александр Чупраков — заместитель председателя правительства Московской области, которого Андрей Воробьев назначил ответственным за разрешение ЧП в Волоколамске.

К назначенному времени к городской мэрии подтянулось несколько десятков активистов, журналисты федеральных и местных телеканалов. Безропотная бабушка, сидящая на КПП в администрации, поначалу не хотела пускать никого в здание мэрии, но под натиском журналистов и активистов свои позиции быстро сдала.

На третьем этаже администрации тем временем из угла в угол курсировала взволнованная женщина, которая называла себя работником пресс-службы губернатора Подмосковья Воробьева. Она спешно записывала имена и названия СМИ всех прибывших журналистов в свой телефон. В разговоре с корреспондентом Znak.com «сотрудница пресс-службы губернатора» наотрез отказалась называть свою фамилию и точную должность, женщина лишь сказала, что ее зовут Анна, а затем поспешила раствориться в толпе журналистов.

На часах было уже 14 часов 20 минут, а заседание все никак не начиналось. Активисты нервничали, а работники мэрии еще быстрее бегали по коридорам. Так прошло еще 20 минут. В итоге с опозданием почти в 45 минут всех представителей инициативной группы и журналистов пригласили на открытое заседание по ситуации на полигоне «Ядрово». Вот только чиновники быстро поняли, что такое обилие журналистов им не на руку, поэтому уже спустя пять минут Анна стала выпроваживать корреспондентов за дверь. Причину такой резкой смены поведения Анна нашла быстро, говорит, мол, активисты против. В результате телевизионщики покорно отправились сидеть в коридор. Znak.com покидать совещание был не намерен, потому как ни один из участников инициативной группы не выступил против присутствия корреспондента нашего издания в зале заседания. 

Пресс-служба губернатора Московской области

 

«Коллеги, простите нас за такое опоздание», — начал свое выступление Чупраков. «Что вы тут прощения просите! У нас дети могут инвалидами остаться из-за вашего "Ядрово", а вы даже не можете уважение проявить и вовремя начать», — кричал разгневанный активист Николай.

Чупраков еще раз извинился и пообещал, что рабочая группа, «если будет нужно», будет собираться каждый день. 

Первым слово было предоставлено начальнику ГУ МЧС России по Московской области Сергею Полетыгину. Генерал-лейтенант заверил собравшихся, что с сегодняшнего дня на полигоне «Ядрово» станут дежурить три бригады спасателей, которые будут отслеживать момент выхода на поверхность свалочного газа, чтобы успеть вовремя принять необходимые меры. Кроме того, по его словам, сотрудники МЧС каждые 4 часа будут предоставлять информацию о состоянии воды, почвы и воздуха в городе. Все данные планируется транслировать на экране, установленном в центре Волоколамска, передавать речевыми сообщениями и бегущей строкой и публиковать на официальном сайте мэрии города, ГУ МЧС России и губернатора Подмосковья.

Александр Чупраков рассказал, что в Волоколамск приедет глава Роспотребнадзора России Анна Попова, которая готова встретиться со всеми родителями отравившихся детей. Также чиновник отметил, что из Москвы в Волоколамск будут приезжать врачи, в том числе и узкие специалисты, пока в этом будет необходимость.

Члены рабочей группы из числа подмосковных чиновников заявили, что жителей Волоколамска, пострадавших от выброса на полигоне, уже сегодня могут принять восемь санаториев Московской области, вместимость которых составляет 880 человек. 

Препарат из специально выращенных бактерий будет бороться с неприятным запахом на полигоне ТБО «Ядрово»ъъ

Препарат из специально выращенных бактерий будет бороться с неприятным запахом на полигоне ТБО «Ядрово»Пресс-служба губернатора Московской области

 

Также, по словам Чупракова, на территории полигона в скором времени будут установлены аэрозольные пушки, которые будут распылять над «Ядрово» вещества, нейтрализующие неприятный запах. Зампредседателя правительства Подмосковья объяснил активистам, что сейчас на полигоне из мусора необходимо сформировать пирамиду, чтобы свалочный газ скапливался в одном месте. Так вот, построить такую пирамиду можно двумя способами: первый заключается в том, чтобы свезти в «Ядрово» еще несколько тонн мусора, либо, второй, разворошить окраины мусорного полигона, переложив их наверх. Вот только Чупраков сразу оговорился, что при втором способе смердеть будет ужасно.

Представители министерства здравоохранения Московской области в свою очередь объяснили, что госпитализация трех детей из Волоколамска в одну из больниц Москвы связана с их наследственными или хроническими заболеваниями. «Вот, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Выявили зато такие заболевания — хорошо же», — заявил один из чиновников на совещании, отметив, что волоколамцы — «очень терпеливое, правильное население».

Когда Екатерина Кольцова в очередной раз заикнулась о том, чтобы закрыть раз и навсегда полигон «Ядрово» и не открывать второй, который будет еще на несколько сотен метров ближе к Волоколамску, Александр Чупраков ответил, что этого не будет никогда. Он заверил активистку, что со вторым полигоном таких проблем точно не возникнет. Хотя его созданием и работой будет заниматься все та же компания ООО «Ядрово», не раз оштрафованная за нарушение природоохранного законодательства.

«Это все слова. Я в них не верю, потому что столько лет не могли решить проблему, мы задыхались, а тут раз — и все внезапно станет замечательно», — говорила разочарованная Кольцова. «Давайте сначала посмотрим, как будут развиваться события. За компанией ООО "Ядрово" сейчас пристально наблюдают, и в случае каких-то нарушений с ее стороны, будут приняты меры», — увещевал Чупраков.  

«Мы боимся засыпать в этом городе уже. А вдруг сегодня снова выброс будет?»  — говорят местные жители, узнав о невозможности закрыть «Ядрово»

«Мы боимся засыпать в этом городе уже. А вдруг сегодня снова выброс будет?»  — говорят местные жители, узнав о невозможности закрыть «Ядрово»

 

Пока совещание шло, на улице перед администрацией Волоколамска стояли местные жители в ожидании чиновников. Люди почему-то до последнего надеялись, что вот теперь-то точно полигон закроют. Но их надеждам сбыться не суждено. И все вопросы  — ну почему, как нам жить и что делать — оставались без ответа.

При выезде из Волоколамска мы вновь проехали через деревню Ядрово мимо одноименного полигона, откуда стал доноситься еще более резкий химический запах. «Надо быстрее тут проехать, вонь опять начинается», — сказал водитель, нажав на педаль газа до упора. В окнах автомобиля лишь успевали мелькать объявления о продаже частных домиков, располагающихся у подножья полигона. 

В ночь перед публикацией этого материла Znak.com стало известно сразу от нескольких жителей Волоколамска, что произошел очередной выброс на полигоне. Люди жаловались на нестерпимую головную боль.