Судьбы жён декабристов, которые не поехали за мужьями

На модерации Отложенный

За участие в восстании 14 декабря 1825 года был официально осужден 121 человек. Часть из них отправили на каторгу, другую - рядовыми на Кавказ. Кто-то отделался ссылкой, а кто-то сходил с ума в одиночном крепостном каземате.

12 "декабристок"

Их судьба хорошо известна. 11 жен и одна невеста (причем француженка), последовали за любимыми и разделили с ними тяготы каторги. Их приводят в пример, как символ стойкости и верности. Дворянки, ехавшие в никуда, оставлявшие детей, которых не разрешили взять с собой, они стали утешением и лучом света и для супругов и для всех, кому не посчастливилось иметь рядом таких спутниц.

К моменту восстания на Сенатской площади в браке состояло 22 декабриста: в 19-м веке мужчины предпочитали вступать в брак после 30-ти, а то и 40-ка лет, сделав карьеру, сколотив состояние.

А на Сенатскую площадь вышли в основном люди молодые. Но все же, где остальные 10 женщин? Почему они не поспешили за мужьями? Ведь "и в горе, и в радости..."

 

Кад из фильма "Звезда пленительного счастья"

Кад из фильма "Звезда пленительного счастья"

Муж или дети?

Именно такой выбор стоял перед женами декабристов. Ведь Николай Первый не позволил женщинам, изъявившим желание разделить судьбу венчанных супругов, взять с собой детей. Из 12 женщин, поехавших в Сибирь, детей не было только у 4-х. Остальные, как Волконская, выбрали супружеский долг. Иные, навсегда разлучались с детьми, оставляя их у родственников, зная, что рожденные в Сибири дети, по тому же Указу царя будут считаться не дворянами, а крепостными.

Вера Алексеевна, жена Артамона Матвеева, выбрала сыновей. Собственно, на этом настаивал ее муж. Они писали друг другу пронзительные письма, но так и не встретились. Вера надолго пережила мужа, сосредоточившись на воспитании единственного выжившего сына.

Запретил приезжать жене и Александр Якушкин. Его жена, вышедшая замуж по пылкому чувству в 16-ти летнем возрасте не единожды пыталась воссоединиться с мужем. Но Якушкин полагал, что только мать, хотя и совсем юная, может дать детям должное воспитание.

 

Анастасия Якушкина

Анастасия Якушкина

Супруги больше так и не увиделись. Анастасия Якушкина вырастила сыновей и угасла. Муж пережил ее на 11 лет.

Жена декабриста Ивана Поливанова во время суда ожидала первенца. Она не смогла выполнить свой супружеский долг: Анна овдовела, едва ее сыну исполнилось 2 месяца. Содержавшийся в крепости молодой отец, заболев нервной горячкой сына так и не увидел.

Развод как царская милость

 

Да-да, император Николай Павлович, христианнейший монарх, предусмотрел и такую возможность для жен государственных преступников.

Официальным указом он разрешил женам декабристов получить развод. Неслыханное дело в Российской империи.

Но воспользовались правом только три женщины: Екатерина Лихарева, Мария Поджио (кузины Волконской) и Евдокия Фаленберг. Почему они так поступили? Например Мария Поджио, оставшись беременной всеми силами рвалась к мужу, но на нее нажали родные.

Екатерина Лихарева, в девичестве Бороздина намеревалась выйти замуж за декабриста Михаила Бестужева, но в ее брачные планы вмешались родители, считая жениха бедным и недостаточно родовитым для дочери. Катенька через полтора года вышла замуж за другого. По иронии судьбы - тоже за члена тайного общества. Она была беременна на момент ареста мужа, в Сибирь не поехала и приняла "царскую милость", развелась и через несколько лет вышла замуж повторно. Ее первый муж позже был "помилован" - сослан с каторги на Кавказ, где и сложил голову, до последнего вздоха не утратив чувства к бывшей жене, чей портрет всегда носил с собой.

Новое счастье

Три декабриста из тех, чьи жены не поехали за ними, страдали и мучились, но спустя годы обрели свое счастье уже в Сибири.

Так, Евдокия Фаленберг предпочла развод с мужем и вскоре вышла замуж за другого. Муж через 14 лет женился в Сибири на дочери местного урядника, обретя с простой женщиной семейное счастье.

 

декабрист А. Бригген

декабрист А. Бригген

Софья Бригген, жена декабриста Александра Бриггена не смогла оставить детей, к мужу не поехала, но и развод не оформляла. Супруги долго жили перепиской. И Софья была одной из немногих женщин, которые дождались амнистии декабристов. Вот только за время, что супруги прожили в разлуке, декабрист сумел нажить с гражданской супругой крестьянкой Александрой пятерых детишек...

До умопомрачения

Особняком стоит судьба декабриста Федора Шаховского и его жены Натальи. Женщина на момент восстания была на сносях, на руках еще и первенец. Беременность давалась ей тяжело, ехать было опасно для здоровья. Муж воспротивился, он ей писал письма, полные любви и надежд на то, что она сумеет стать надежной опорой их детям.

 

Наталья Шаховская, жена декабриста

Наталья Шаховская, жена декабриста

В ссылке Федор Шаховской сошел с ума. Наталья Дмитриевна приложила титанические усилия, задействовала все свои связи, но добилась перевода больного супруга в отдаленное от столиц имение. В Суздале, куда перевели Федора, они и воссоединились. А через 2 месяца декабриста не стало. На дворе был 1829-й год.

Наталья Дмитриевна прожила долгую жизнь, она скончалась 89-ти лет от роду, пережив и мужа, и единственного сына.