Как сделать из ребёнка гения?

На модерации Отложенный

В прямом эфире директор Зеленоградского центра психолого-медико-социального сопровождения, кандидат медицинских наук Юрий Белехов, актриса, бизнес-леди и мама двоих детей Татьяна Полежайкина, президент ассоциации детских психологов Александр Кузнецов, а также ребенок-вундеркинд Карина (дочь нашего корреспондента Александра Рогозы) и ведущая Ярослава Танькова обсуждают, должны ли родители заставлять ребенка учиться, чтобы он чего-то добился.

Танькова:

- В эфире программа «Особый случай». Тема: «Краткий курс воспитания вундеркинда». Точнее, мы сегодня поговорим, кто такие вообще дети-вундеркинды, есть ли они, существуют ли дети индиго. И надо ли из своего ребенка делать такого маленького гения, учитывая будущее, которое его ждет.

Для начала посмотрим сюжет.

«Харьковская семья Швец воспитывает троих вундеркиндов. Старшая дочь в семье Швец Алина уже в 1,5 года знала почти весь алфавит. Еще не умея ходить, она не выпускала из рук Букварь и учебник по математике, а уже в 4 года пошла в 1-й класс. В 15 лет за плечами девочки остались две школы – общеобразовательная и музыкальная. За 2,5 года Алина прошла 7-летний курс обучения в музыкальной школе по классу фортепиано. В вуз абитуриентку Швец взяли без паспорта, только с аттестатом и свидетельством о рождении. В приемной комиссии университета им. Каразина о ней уже были наслышаны. Там Алина поступила на факультет фундаментальной медицины. На сегодняшний день Алине Швец 25, у нее две специальности: кардиолог и медрадиолог, а сейчас она осваивает еще и третью, терапию, в будущем думает о поступлении в аспирантуру.

Сын Юлиан в семье Швец точно так же, как и Алина, пошел в школу в 4 года. В школе одноклассники называли Юлиана Эйнштейном. За время одной контрольной он успевал решать несколько вариантов заданий. Закончив школу с золотой медалью, в 14 лет поступил по стопам сестры на медицинский факультет. Сейчас Юлиану 16 лет, а преподаватели университета уже советуют выбирать тему кандидатской. Юный вундеркинд планирует в ближайшее время найти работу и получить музыкальное образование.

Эвелина, дочь Алины Швец, к своим 3 годам умеет читать, знает буквы и уже учится складывать их в слова. Родители Алины и Юлиана признаются, что воспитывают детей так же, как и все родители, особых рецептов для воспитания вундеркиндов у них нет.

Каково было учиться вундеркиндам среди более старших детей, и всегда ли они достигают больших высот в жизни?»

Танькова:

- Попытаемся разобраться, кто же такие вундеркинды, и нужны ли они.

Карина, ты слышала историю, которую мы смотрели, про детей?

Карина:

- Да.

Танькова:

- Ну и как тебе? Какие чувства вызывает сюжет? Зависть: я тоже так хочу? Или, наоборот, такое: господи, бедные дети?

Карина:

- Не надо нагружать детей, чтобы они были лучше, чтобы школу получше им найти, чтобы они были умнее.

Танькова:

- Не надо нагружать детей, чтобы они были умнее? А папа говорит, что ты очень талантливая. Это так?

Карина:

- Да.

Танькова:

- А он тебя не нагружает? Он же, наверное, учит тебя чему-то, отдает в какие-то кружки.

Карина:

- Да, он отдает. Но он меня не нагружает.

Кузнецов:

- Я помогу сформулировать точнее слово, которое наша героиня говорит. Принуждать не надо. Потому что то, что она делает, ей нравится. И папа не принуждает.

Танькова:

- Александр правильно сказал?

Карина:

- Да.

Рогоза:

- Она сама выбирает. Мы с удивлением узнаём, что, например, неделю она в школе уже посещает кружок шахмат, кружок гандбола, еще какие-то кружки. У нас такая стратегия, что мы не мешаем ребенку.

Мы, конечно же, дома с ней занимаемся по мере сил. Сейчас летние каникулы, есть определенный список заданий, которые она должна выполнить. Но нет такого, что к такому-то дню, если ты не выполнил такой-то объем, ты ни в коем случае не пойдешь гулять.

Танькова:

- А список этих заданий кто формирует – ты или учителя?

Рогоза:

- Мама занимается, но, конечно, учителя. При этом, например, список литературы, который рекомендован, ей уже неинтересен, она это прочитала, еще не будучи учеником школы.

Танькова:

- Чем Карина отличается от сверстников?

Рогоза:

- Мне кажется, она разносторонний ребенок, который, во-первых, любит читать, во-вторых, любит читать не какие-то сказки, а энциклопедии. То есть огромный набор энциклопедий по самым разным направлениям, но в основном это касается животных.

Танькова:

- В классе она сильно выделяется?

Рогоза:

- В классе выделяется. Через два месяца после начала учебного года учитель понимает, что она выполняет все задания к половине урока, а другую половину урока дополнительные задания только для нее, чтобы она не сидела, скучая.

Танькова:

- Карина, тебе сейчас сколько лет?

Карина:

- Восемь.

Танькова:

- Какой класс?

Карина:

- Перехожу во второй.

Танькова:

- А ты бы хотела сейчас побольше нагрузиться и перейти сразу в 6-й?

Карина:

- Нет.

Танькова:

- А почему?

Карина:

- Потому что мне нравится учиться со сверстниками.

Кузнецов:

- У тебя есть друзья в классе?

Карина:

- Много.

Танькова:

- А тебе не завидуют?

Карина:

- Нет.

Танькова:

- А нет такого, чтобы говорили: конечно, она всегда всё первая делает, выскочка?

Карина:

- Нет.

Танькова:

- А ты сама не боишься, что однажды это будет? Или что тебя начнут нагружать в 4 раза больше, что тебе придется делать больше всех?

Карина:

- Нет, я этого не боюсь.

Полежайкина:

- Я думаю, что эти вопросы рано задавать ребенку. И вообще не нужно концентрировать внимание. Она выделяется на фоне других детей. Я хотела задать вопрос: она в обычной школе учится?

Рогоза:

- Самая районная обычная школа в Бибирево, самая близкая к дому.

Танькова:

- То есть вундеркинд Карина только по ее проявлениям, а вовсе не по подходу родителей? Родители к ней относятся как к обычному ребенку. Таня, а у вас дети не вундеркинды?

Полежайкина:

- Я расскажу про своих детей. Они не вундеркинды, они не гении. Я считаю младшую дочь очень одаренной девочкой в языковом плане. Она самостоятельно изучила английский язык.

Танькова:

- В каком возрасте?

Полежайкина:

- К 4-му классу она уже хорошо знала английский язык. Она просто вынудила меня взять профессора МГУ. Она с ней позанималась год. Потом мы поменяли педагога еще на одного. И после 7 лет обучения английскому языку она сама выбрала себе колледж в Англии, сама туда поступила. Я не делала ничего, ни малейших усилий. Она сдала тест и уехала.

Танькова:

- Один важный момент. У меня была одна героиня, о которой я писала. Она говорила точно так же: у меня ребенок такой талантливый, сама уговорила отдать ее туда-то. А потом я сидела с ребенком в какой-то момент, и ребенок высказал: господи, как мне это надоело. И я очень хорошо поняла, что все это в принципе ребенку не нужно. Мало того, через какое-то время подруга мамина это подтвердила, что, конечно же, девочка соглашается с мамой, она же любит маму.

Полежайкина:

- Я с вами согласна. У меня совершенно другая ситуация. Я хотела, чтобы мои дети были со мной в Москве. Я ненормальная мама, моим детям 17 и 16 лет, я их не выпускаю никуда. Они ездят с водителем, под бдительным надзором.

Танькова:

- Откуда вы убеждены, что это именно ваша дочь выбрала, а не вы?

Полежайкина:

- Личностный пример. Девочка, она перфекционистка, ей надо все самое лучшее. Она задалась целью учиться в очень хорошем, престижном вузе. Выбрала себе пятерку вузов и решила туда поступить. Я ничего не делала для того, чтобы ей помочь.

Танькова:

- Предположим, если бы ваш ребенок ничего не хотел делать, сидел и плевал в потолок, вы бы делали какие-то толчки?

Полежайкина:

- Да. Вот вторая у меня как раз принадлежит к такому типу людей, которых надо все время подталкивать. Вот вторую я подпихиваю. То есть из одной школы перевела в другую. Я ее подпихнула. Там было другое окружение, там другой уровень образования. Я ее все время куда-то подталкиваю.

Танькова:

- Александр, скажите, как отделить это подталкивание от навязывания?

Кузнецов:

- Я вам скажу как отец пятерых детей три правила. Первое. Нужно дать ребенку свободу, но при этом нужно дать разнообразие. Я уверен, что папа нашей героини давал разнообразие, он ее водил. Она же не сама ходила по секциям и выбирала, а вы ее водили, показывали.

Полежайкина:

- У них это все в школе, ребенок сам выбирает.

Кузнецов:

- Нужно, чтобы в том месте, где ребенок находится, было разнообразие. Это второе правило. Чтобы ребенок мог почувствовать и попробовать разные вещи, посмотреть, что ему подходит. Третье. Не подталкивание, но поддержка тогда, когда не получается. Потому что не у всех детей сразу получается, но они могут хотеть. Дело в том, что последние исследования показывают, что интеллектуальные особенности человека на 75% генетически определены. Поэтому не у всех есть такие задатки изначально. У человека может быть очень сильное желание чем-то овладеть, но его могут испугать трудности, особенно на начальных этапах. Поэтому нужно очень тактично показать ребенку, что ты всего добьешься, ничего страшного.

Приведу пример. Я учу детей сейчас кататься на лыжах. Я с двумя занимаюсь. Одному 6, другому 7 лет. Я говорю: падать – это нормально, все профессионалы падают. Если ты упал на тренировке, значит, ты хорошо поработал.

Танькова:

- Но лыжи – это все-таки лыжи, а вот, допустим, я говорила недавно с психологом. Это женщина, которая занимается щадящим воспитанием дошкольного возраста. Она мне сказала, что родители, которые начинают еще до школы ребенку рассказывать: один, два, три, четыре, - то есть учить читать и писать, это люди-звери. Они ломают ребенку психику сразу на корню, и в принципе ребенка уже не восстановить.

Карина, ты когда начала читать?

Карина:

- В 4 года.

Танькова:

- И сразу энциклопедии?

Карина:

- Нет. Я маму попросила, чтобы она научила читать по слогам. Она сказала: будешь учиться читать примерно через год.

Танькова:

- То есть мама тормозила все-таки, старалась тебя как-то приостановить.

Карина:

- Я пошла в садик, попросила воспитательницу научить меня читать по слогам. Она на тихом часе научила меня читать по слогам. Я пришла домой и сказала: мама, я умею читать. Она мне не поверила, попросила прочитать слово. Я прочитала. Она очень удивилась.

Танькова:

- И потом ты стала брать у папы книжки?

Карина:

- Да.

Рогоза:

- Когда ей было 3 года, у бабушки был такой фокус. Бабушка перед сном читала ей книжку, 50 страниц со стишками. Ребенок запоминал эти кусочки. Бабушка показывала своим подругам, что, мол, она в 3 года уже читает. Они не верили. Открывали на любой странице книжку, и она начинала воспроизводить по памяти, якобы читая.

Танькова:

- Юрий, скажите, как быть? Ребенок сам требует, а некоторые психологи говорят, что нельзя, ребенок должен наиграться до школы. Что, прятать от нее книжки?

Белехов:

- Разговор ведь не о вундеркинде. На самом деле, если профессионально оценивать, это обычный ребенок. Высокие способности, причем, вероятно, академические. Вы же не сказали, как она рисует или пишет стихи. А Моцарт в 5 лет уже писал произведения. Если мы вернемся к теме нашей беседы, то вундеркинды это, конечно же, выдающиеся, отклоняющиеся от нормы, неадекватно развитые по возрасту способности человека к чему-либо, которые могут в дальнейшем развиться в талант, как у Моцарта, а могут и не развиться. Тут очень важно понять, что мы хотим. Мы хотим из ребенка сделать имидж нашей семьи, флаг либо мы хотим все-таки сделать счастливым ребенка?

И в этом смысле его способности должны, во всяком случае, быть действительно вовремя замечены. У меня были дети (я занимаюсь в лаборатории по сопровождению интеллектуально одаренных учащихся в Зеленограде), которые начинали читать в 2,5 года. Тут ведь дело не в том, что они читают, а как они к тексту относятся, как они интерпретируют смысл того, что они читают. Вот скажи мне, пожалуйста, хороший ли герой Колобок?

Карина:

- Да.

Белехов:

- А что в нем хорошего? Ведь он от бабушки ушел без спросу. Что есть интересного, на твой взгляд, что делало бы его очень хорошим?

Танькова:

- Наверное, детям просто не хватает терминов.

Белехов:

- Относитесь к текстам. Вот ваша задачка. Если у нее есть способности, это операция. А для того чтобы превратить его в мыследеятельность авторскую, - вот что такое творчество. Это я автор своей жизни, автор своих способностей, я использую их. Но для чего? Я сам делаю смыслы своей жизни в определенном направлении.

Танькова:

- А вундеркинд это тот, который умеет интерпретировать, а не тот, который просто рано начинает читать?

Белехов:

- Ника Турбина – выдающийся поэт, с точки зрения Евтушенко, в 9 лет, который слушал ее по телефону и понимал, что с ним говорит взрослый человек. Те смыслы, которые она передавала в 9 лет, мог передать, с его точки зрения, либо взрослый человек, и он думал сначала, что это клише, бабушка научила так разговаривать, а потом по текстам стихов понял, что это действительно реализованный вундеркинд. Надя Рушева, человек, который, к сожалению, ушел из жизни в 15 или 16 лет. Но ведь это интерпретация Достоевского в 15 лет, которая соответствует хорошей подготовке литературоведа.

Танькова:

- То есть вундеркинд это не выдающиеся способности, а взрослое восприятие жизни?

Почему же большинство вундеркиндов становятся несчастными? Именно вундеркиндов. Вот сейчас я поняла, почему далеко не все одаренные дети несчастны в будущем. Действительно, одаренный ребенок, если у него вменяемые родители, все у него будет хорошо. А вот вундеркинды, те, кого вы перечислили, и еще многие и многие, пианистка известная, которая потом с папой скандалила, знаменитый шахматист, они все потом имеют жуткие претензии к родителям, чуть ли не ненависть.

Полежайкина:

- Да. Потому что они фактически украли у них детство. Многие родители, увидев какие-то способности выдающиеся, начинают прессинговать. По-другому это не называется.

Ребенок прекрасно играет на фортепиано – значит, сиди по 12 часов, занимайся. Я считаю, что это неправильно. Таким образом родители просто ломают человеку судьбу. Потому что огромный пласт времени, тот пласт детства, когда дети могут играть, общаться со сверстниками, он просто вылетает в трубу.

Танькова:

- Но они же хотят как лучше.

Полежайкина:

- Это они считают, что так лучше. Но они не считаются со своими детьми.

Кузнецов:

- Я думаю, все согласятся с тем, что хорошее воспитание это веселое воспитание. Покажите ребенку разнообразие, и пусть он сам выбирает, с той скоростью, которая соответствует его способностям и желаниям. Ни в коем случае нельзя принуждать. К вопросу о психологе со щадящей методикой. Она, видимо, хочет сказать, что не надо принуждать. Она, наверное, не против, чтобы ребенка учить читать. Но не надо учить насильно. Если ребенку интересно, если ты читаешь ей книжки, и она сама попросит: научи меня, - ты можешь ей показать один раз. Тогда это нормально. И он сам вам скажет, с какой скоростью и чем он хочет заниматься. Правильно коллега сказал, что одним может понравиться лепить, другим рисовать, третьим – музыкальные инструменты. Не обязательно только Достоевского интерпретировать. Я хочу сказать, что в широком смысле слова вундеркинды все дети.

Танькова:

- Но дело в том, что при этом щадящем воспитании, даже если ребенок хочет читать, то есть в случае с Кариной, папа должен был спрятать книжку и отвлечь ее на вязание, вышивание.

Кузнецов:

- Это глупость полная.

Полежайкина:

- Почему вязание? Все девочки должны вязать и готовить?

Кузнецов:

- Ребенок должен сам выбрать из большого количества вариантов. Проблема в том, что нас либо родители ограничивают (вот им нравится, что все в семье пианисты, и ты будешь играть, как мама и папы), либо принуждают. Мы услышали, что соседский ребенок хорошо по-английски говорит, вот сейчас ты будешь тоже учиться.

Полежайкина:

- Либо нет возможности реализовать те желания, которые есть. К сожалению, сейчас всё платное, и не во всех семьях есть деньги.

Кузнецов:

- Если есть время, возможностей много. Потому что мама или папа могут ребенку многое дать сами. Да, когда ребенок продвинулся, там нужны профессиональные педагоги, но на начальных этапах можно показать достаточно широкую палитру.

Полежайкина:

- Вот у моего ребенка возникла идея учить второй язык. Но не знаю я французский язык, как я ей помогу? Она заставляла меня месяц найти ей педагога. Я говорю: зачем, ты всего два месяца будешь в Москве. Я вынуждена была ей дать педагога, она сидит каждый день, учит французский язык.

Танькова:

- Тот же самый шахматист, который потом ненавидел своего отца, он же тоже в детстве его просил идти в шахматную школу. Где та грань?

Кузнецов:

- Когда ребенок говорит маме: я не буду больше играть на скрипке, нужно с ним поговорить, может быть, прервать на время, чтобы он потом соскучился. Если ребенок сам взял, пусть он со скоростью, которая ему подходит, двигается вперед.

Танькова:

- Я поняла, что люди, видимо, путаются в понятиях.

Кузнецов:

- В классическом понятии вундеркинды это очень маленький процент детей, которые обладают фантастическими, сверхъестественными и, что самое важное, узко направленными способностями, такими, например, как музыка или пластичность движений, способность читать и т.д.

Танькова:

- То есть ребенок может быть дубом в математике, но при этом может гениально слышать музыку.

Кузнецов:

- Вот это классический пример вундеркинда. Его воспитать нельзя. Вундеркиндность в этом смысле генетически детерминирована. Но мы вполне можем раскрыть таланты детей. У каждого ребенка есть талант. Мне кажется, что нам нужно об этом поговорить – как сделать так, чтобы ребенок раскрыл свой талант. Не обязательно говорить о понятии вундеркинда в узком смысле слова.

Рогоза:

- Как помочь открыть тот или иной талант? Мне кажется, что мы как-то сваливаемся в тему какой-то гонки вооружений. Все-таки родители говорят о том, что я увижу, я буду помогать, но при этом моя точка зрения, что ребенок должен расти дико. То есть это человек, на которого я вообще не должен оказывать какого-то влияния, он должен сам взять из окружающего мира…

Танькова:

- Саша, а если у тебя ребенок дурак абсолютный?

Полежайкина:

- Абсолютных дураков нет. Есть неразвитые.

Танькова:

- Это в вашем случае дураков нет. А бывает такое, что родители говорят: «Я ему говорю: почитай, а он говорит: нет».

Полежайкина:

- Он не дурак. Мы немножко смешиваем понятия.

Кузнецов:

- Есть еще одно генетически детерминированное свойство. Это психологическая активность. То есть уже доказано, что в значительной степени она генетически детерминирована. Есть дети, которым нужно показать, что-то объяснить, прежде чем они активно начнут заниматься. Есть еще боязнь новизны у некоторых детей. Один из моих сыновей боится попробовать что-то новое. Но если он попробовал, и ему понравилось, то его за уши не оттащишь.

Танькова:

- Мне кажется, что сейчас у большинства детей одна болезнь, она называется компьютер. Он ничего не хочет – ни рисовать, ни читать. Он хочет играть в игрушку.

Кузнецов:

- Если мы говорим не о вундеркиндах, а о большинстве детей, то задача родителей – стимулировать следующим образом. Не как вы говорите, гонка вооружений, а просто показать достаточно широкое разнообразие и объяснить на начальных этапах, сделать вместе с ним. Например, ребенок не хочет убирать игрушки, давай вместе сделаем, давай вместе посмотрим. Подойти к фортепьяно, если обладает кто-то из родителей музыкальным образованием, показать, как можно строить мелодию из звуков. Или показать, как можно рисовать красками. Есть большой процент детей, в отношении которых если родитель сам не проведет кисточкой по бумаге, ребенок никогда не будет рисовать. Есть дети, которые сами берут краски, пойдут, еще вас за руку приведут. Но таких детей меньшинство. Поэтому задача родителей показать этот большой и интересный мир.

Танькова:

- А если они не хотят?

Кузнецов:

- Не может такого быть. Дети любопытны с рождения.

Танькова:

- Татьяна, у вас возникали какие-то конфликты с дочерьми?

Полежайкина:

- У меня постоянно возникали конфликты на каком-то этапе их жизни, их взросления, их становления. Я считаю, что ребенку надо дать свободу выбора. Знаете, я так благодарна своим родителям, которые не побоялись дать мне 30 рублей и чемодан, и в 16 лет они позволили мне уехать. Я могла стать кем угодно в огромном мегаполисе. Они дали мне свободу.

Танькова:

- Но до 16 лет надо дорасти.

Полежайкина:

- Правильно. Я доросла до 16 лет.

Танькова:

- А в ваше время не было компьютера.

Полежайкина:

- Да, это правда.

Танькова:

- А что делать, когда ребенок сидит за компьютером? Карина, ты за компьютером сидишь, играешь?

Карина:

- Я сижу в Одноклассниках.

Рогоза:

- Там игры, они обсуждают.

Танькова:

- А родители не кричат, не говорят: ну-ка, уйди от компьютера?

Карина:

- Я сижу за компьютером, может быть, минут 30, а потом делаю уроки.

Танькова:

- Это ты сама так решаешь или родители?

Карина:

- Сама.

Танькова:

- Это сознательный ребенок. Юрий, а как быть с несознательными?

Белехов:

- Я врач-психотерапевт. Вернемся к главному определению. Ведь не способности, не действия, нас интересует личность человека, то, что делает нас неповторимыми. Ведь об этом идет разговор. Мы говорим: дать свободу. На сегодняшний день ловушек в виде, в том числе и компьютерных игр, предостаточно, особенно для живущих в городе. Это некая другая реальность.

Но существует магистральный путь развития личности. Это деятельность. И это деятельность, которая может сделать действительно взрослый, а если идет разговор о высоких способностях, то профессиональный взрослый, человек, который знает как. В первую очередь должна быть примерно 9 лет ведущей все же коллективная сюжетно-ролевая игра, причем со сверстниками. Подмена, суррогат игры компьютерной – это минус дворы, минус подвалы, которые были в моем возрасте, которые научили меня ставить цель, программировать цель, моделировать значимые условия достижения этой цели, самоконтролю и самокоррекции.

Танькова:

- А где же брать этих сверстников?

Белехов:

- Были условия как таковые. Я, приехав в Лондон, был тоже удивлен: слушайте, а где играют ваши дети, у вас же нет дворов? Дом и сразу асфальт. И на машинах их вывозят в фитнес-клубы. А где они контактируют? А вот там они и контактируют. Это мы сейчас столкнулись с вызовом, это ловушка цивилизации на самом деле. И если мы дадим свободу в этом отношении, то они уйдут в эту ловушку с головой.

Полежайкина:

- Поскольку мой ребенок как раз учится в Англии, я могу объяснить. Она учится в закрытой школе. Там возможностей общаться предостаточно, причем с разными людьми, разных национальностей, разных конфессий, разных культурологических аспектов. Она общается там с утра до ночи.

Белехов:

- Может быть, вы услышали слово «общение». Я говорю о деятельности. Сюжетно-ролевая игра, извините, это деятельность, в которой появляется тот навык, авторство своей жизни. Я понимаю, кто я такой.

Танькова:

- Большинство родителей считают, что вундеркинд это ребенок, который, грубо говоря, сидит перед огромным залом, хоть Чайковского, хоть залом, заполненным физиками, и все за ним записывают, а он рассказывает им о великих открытиях, которые он сделал, или играет на пианино, еле доставая ногами до педалей. Вот это вундеркинд. А все остальное родителям неинтересно. Эта гармония личности, умение мыслить им неинтересны. Они хотят, чтобы он сидел на сцене и прославлял их семью. Вот это называется вундеркиндом. Вот это воспитать возможно, если долго тыкать ребенка в клавиатуру? Мы сейчас не говорим о том, надо ли это делать. Возможно или нет?

Белехов:

- Можно и зайчика научить считать. Конечно, можно. Только какую цель вы ставите. Послушный инструмент воспитать, не творческую личность либо творческую личность? Вот вам самый простой пример. Известный тест, картинка, во всех атласах нейропсихологии, психологии, он называется «разбитое окно». Перед нами дом, разбитое окно, перед домом дядя наказывает мальчика, теребя его за ухо, показывая на окно. Ближе к нам большое дерево, а за ним стоит другой мальчик, держа в руках снежок и улыбаясь ехидно. Задачка для ребят, которые занимаются у меня, в данном случае это обычные, не уникальные ребята: дайте название этой картинке.

Танькова:

- Карина, дай название картинке.

Белехов:

- Может быть, она не представляет это. Это надо показать. Итак, дай название и объясни, почему ты такое название дал этой картинке. Первый вариант. Дети называют: зима. Почему зима? Ну как же, он же в валенках, и у него в руках снежок.

Он так видит этот мир, так он понимает, так он интерпретирует различные сказки и т.д. Это первый, нулевой предметно-функциональный уровень понимания действительности. Никакого таланта здесь нет.

Следующая интерпретация: неудачная игра. Ребята играли и разбили окошко, одного поймали, а второй убежал и прячется.

Но есть дети, которые называют это «Подлость». Дети этого же возраста. Причем я давал картинки и 9-классникам, которые называли зиму. Их, конечно, было меньше, чем из начальной школы, но и они так понимали этот мир, к сожалению. И их тоже немало. Вот беда в чем, что так понимают этот мир.

Картинка следующая. Идет женщина по проселочной дороге уставшая, вероятно, учительница. Первое название – «Деревня», второй – «Встреча с родиной». Эта женщина идет домой, где она не была 20 лет, и на глазах у нее слезы. Никаких слез нет на этой картинке. Это картинка из атласа. Там ветер раздувает юбку, деревья наклонились.

Танькова:

- Видимо, психологи видят гениальность совершенно в другом.

Белехов:

- Нет. Ценностно-мотивационная система отношения к миру – вот это воспитывается, это создается. Не свободой, а целенаправленным развитием. Понятие дворянства не рождается, это не генетическое понятие, это воспитывается.

Рогоза:

- Мы с ней общаемся, объясняя ей, что хорошо, а что плохо. Не так, что вот это плохо, а это хорошо. Мы объясняем ей, что если ты примерно вот так будешь развиваться, то будет то-то и то-то.

Белехов:

- Делайте из нее гражданина, лепите из нее действительно достойного человека.

Танькова:

- Да не хотят люди гражданина. Обычные люди хотят вундеркинда.

Кузнецов:

- Давайте зададим вопрос: а в чем цель их воспитания? Я, кстати, заметил, что большинство родителей не знают ответа. Большинство родителей соглашаются с тем, что цель состоит в том, чтобы ребенок прожил радостную жизнь. Так вот, могу сказать, что процент детей, которые умеют творить, которых научили творить, не насильно, дрессировкой, а в радостной совместной деятельности, счастливых детей, значительно больше. Я хочу сказать, что если ребенок умеет не просто читать, а умеет еще писать, например, рассказывать, излагать уже свою авторскую позицию по поводу того, что он прочитал, - вот этому надо учить. Эти дети счастливы. Если этого шахматиста, который ненавидит своих родителей, заставлять заниматься только шахматами по 12 часов, он, конечно, возненавидит. Никакого личностного роста нет. Никому не нужны такие вундеркинды.

Танькова:

- Но он станет знаменитым. Иногда родителям это важнее.

Кузнецов:

- Зачем несчастный ребенок?

Танькова:

- Считается, что сейчас вундеркиндов заменили дети индиго. Это такие гениальные дети от рождения, которых вообще можно оставить, а они всё сделают.

Рогоза:

- Моя жена плакала, когда начала читать в интернете, что такое дети индиго. Там разные версии. И она, видя, как ее ребенок отличается от сверстников, плакала, подозревая, что это ребенок индиго.

Танькова:

- Ей не хотелось, чтобы это был гениальный индиго?

Рогоза:

- Мне кажется, они несчастны.

Полежайкина:

- Несчастны, потому что их общество игнорирует. Они как изгои и в классе. Рано или поздно они будут изгоями. Никто не любит ботаников. Обыкновенных детей, которые очень хорошо учатся. Не любят их учителя, потому что, ну что с ними делать, они за 15 минут решают все задачи, и всё.

Танькова:

- У нас заканчивается время передачи. Но я думаю, что мы обязательно продолжим нашу беседу. Я не знаю, хорошо ли быть индиго или плохо. Глядя на Карину, мне кажется, что очень хорошо. Но у нее разумные родители. Глядя на других героев, иногда кажется, что это ужасно. Вам самим решать, кого воспитывать. Я надеюсь, что ваши дети будут счастливыми.