Российские законы убивают бизнес
На модерации
Отложенный
Российское законодательство о банкротстве таково, что не помогает кредиторам получать долги, а должникам – восстанавливать платежеспособность, заявил в конце прошлой недели заместитель председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Василий Витрянский. Вместо того чтобы реабилитировать проблемные предприятия, в частности социально значимые, как принято во всем мире, у нас их нередко банкротят, чтобы потом распродать подешевке, пишут «Новые Известия».
Действующему законодательству Василий Витрянский вынес суровый приговор: «Этот закон организовал бизнес на костях должника, хотя и писался для бизнеса. Это не имеет отношения ни к справедливому распределению имущества между кредиторами, ни к восстановлению платежеспособности должников». По словам зампреда ВАС, в настоящее время платежеспособность восстанавливается лишь в 20 делах из 30 тысяч.
Проблема более чем актуальна. По данным Росстата, почти треть всех российских компаний закончили прошлый год с убытками. А статистика Высшего арбитражного суда РФ показывает, что число банкротств в России растет. В большинстве стран мира это процедура санации, оздоровления компании, у нас – смертный приговор. И если накатит «вторая волна» кризиса, то проблема может принять катастрофические масштабы.
Чтобы этого не допустить, требуется изменить сам характер процедуры банкротства, с тем чтобы придать ей не «уничтожительную», а реабилитационную направленность. В конце прошлого года минэкономразвития России подготовило поправки к действующему закону о банкротстве. Предполагается, в частности, запуск принятых еще в 2002 году, но так и не заработавших норм «банкротного» закона о процедурах финансового оздоровления несостоятельных юридических лиц.
В МЭР утверждают, что механизмы санации сейчас неэффективны, в том числе из-за несвоевременной подачи заявления о признании должника банкротом. Поэтому вводить финансовое оздоровление предлагается по заявлению должника – минуя этап наблюдения. С другой стороны, в закон вводится норма, которая должна помешать должникам выводить свои активы накануне банкротства, что уже направлено на соблюдение интересов кредиторов. Последние уже не будут обязаны предварительно подтверждать свои требования в судах до подачи заявления о банкротстве. Сейчас предварительное рассмотрение исков занимает не менее полугода, что оставляет должникам широкое поле для маневра по выводу активов.
Наконец, еще одна важная новация – удлинение максимального срока финансового оздоровления. Сейчас он составляет два года, чего, как полагают авторы поправок, ссылаясь на опыт развитых стран, недостаточно.
Директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев пояснил «НИ»: «Цель поправок в том, чтобы не ликвидировать предприятия, а обеспечить их реструктуризацию, оптимизацию бизнеса и в итоге обеспечить оздоровление производства, максимально сохранить рабочие места».
Пока же все делается ровно противоположным образом. Об остроте проблемы можно судить хотя бы по состоявшемуся 28 января в Перми многочисленному митингу. Инициаторами акции выступили рабочие Абразивного завода, более полугода не получающие зарплату – предприятие было признано банкротом почти год назад. Собственного имущества у него нет, а активы каким-то странным образом перетекли единственному учредителю – Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов. При этом завод не поменял профиля – по-прежнему выпускает абразивные круги, зато поменял название. Считается, что зданием, станками и инструментами владеет тот же самый учредитель, который с этого получает доход, но никак не хочет рассчитываться с работниками ни за прошлые долги, ни за нынешние. Митингующие потребовали признать банкротство завода преднамеренным и внести изменения в закон о банкротстве в части увеличения прав кредиторов второй очереди и взыскания заработной платы за счет учредителей.
В целом по стране по количеству преднамеренных банкротств лидирует Средний Урал. По данным губернатора Свердловской области Александра Мишарина, только в 2010 году было возбуждено 10 дел по преднамеренному банкротству предприятий. Напряженная ситуация в Тюменской области, Башкортостане и Татарстане. Примечательно и то, что государство само порой провоцирует волну банкротств. В условиях экономической нестабильности правительство взяло курс на повышение собираемости налогов с предпринимателей. Фискальные службы шлют бодрые рапорты о перевыполнении планов, а тем временем растет число жалоб бизнесменов, которые после проверки налоговиков получили огромную задолженность по налогам и вынуждены были ценой собственного бизнеса выплачивать эту недоимку государству. Это еще больше стимулирует рост количества разорений в условиях несовершенного «банкротного» законодательства.
Комментарии
Остальные отдыхают.
И ёжику понятно, что, например, продукты питания полностью отданы на откуп монстрам теневой экономики.
Они в России дороже, чем где-либо ещё в мире.
В этой связи госчиновники России представляются мечтой всех женщин мира - слепоглухонемыми капитанами дальнего плавания.
Такие же работают и в других областях, начиная с финансов: полстраны сидит без нормального жилья, а они многие годы "вкладывают" деньги от нефти в гособлигации США, чтоб те обкладывали системами ПРО, как волков красными флажками.
"Ума-то нет", - как говорил губернатор-юморист.