Богатый – значит жадный?

На модерации Отложенный

Как соотносятся богатство и этика? Если у тебя больше денег, значит ли это, что ты охотнее обманешь, украдешь, нарушишь закон, чем твои более бедные собратья? На этот вопрос аспирант Калифорнийского университета Пол Пифф (Paul Piff) отвечает положительно. «Дело не в том, что богатые плохи от рождения. Но по мере того, как растет ваш социальный ранг – будь ты человеком или человекообразным приматом – вы становитесь более сфокусированным на себе», – сказал Пифф в интервью Bloomberg.

По словам ученого, бедные люди менее склонны к обману, поскольку их положение больше зависит от сообществ, в которых они живут и с нормами которых они вынуждены считаться. Богатые же, напротив, более эгоистичны и склонны ставить себя выше своих соплеменников. Вместе с коллегами Пифф провел несколько экспериментов, которые подкрепили его тезисы, и описал их в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Вот в чем они заключались. 

  1. При помощи сервиса электронных объявлений Craiglist исследователи нашли 195 взрослых добровольцев, которым предлагалось сыграть в игру: компьютер «кидал за них игральную кость», победители получали возможность выиграть подарочный сертификат на $50. Условия эксперимента были таковы, что у всех «выпадало» одинаковое число, следовательно все, кто сообщал организаторам «игры» иную сумму очков (более 12), обманывали их. Результаты показали, что люди, имеющие ежегодный доход в $250 000 и выше, охотнее сообщали ложное число, чем более бедные участники розыгрыша, хотя для последних $50 имели относительно большую ценность.
  2. Около трети водителей более статусных автомобилей, за которыми наблюдали исследователи, «подрезали» других участников дорожного движения. Это происходило вдвое чаще, чем среди водителей дешевых машин.
  3. Около половины сидящих за рулем дорогих авто не уступали дорогу пересекающим ее пешеходам. Все дешевые машины дорогу уступили. Всего в экспериментах №2 и №3 наблюдались 426 автомобилей.
  4. Исследователи предложили 108 взрослым, отобранным через рекрутинговый сайт Mechanical Turk, примерить на себе роль работодателя, который оговаривает размер зарплаты с претендентом, ищущим постоянную работу. До «подопытных» была доведена информация о вакансии, включая тот факт, что вскоре после найма она будет упразднена. В результате оказалось, что индивиды-«работодатели», относящиеся к более высокому классу, чаще умалчивали в беседах с кандидатам о временном характере работы. 
  5. «Тест с конфетами». 129 старшекурсников указали, к какому слою они себя относят – состоятельным или бедным. После этого каждому из них дали коробку с обернутыми в фантики конфетами, которая, как говорили испытуемым, в дальнейшем будет передана детям из лаборатории неподалеку. По условиям эксперимента студенты могли брать из коробки столько конфет, сколько им захочется. Результат: испытуемые, которые относили себя к людям с высоким доходом, брали больше, чем те, кто относил себя к малоимущим. 

Портрет богатого человека получается не самый лицеприятный: они «отнимают» у детей конфеты, обманывают из-за ничтожной суммы, умалчивают о важных деталях, когда им это выгодно, и нарушают закон ради собственного удобства.

Можно ли исправить эту ситуацию? Господин Пифф считает, что состоятельным людям надо просто чаще напоминать об обязательствах перед другими. Конкретным методам стимуляции альтруистического поведения ученый собирается посвятить свое следующее исследование.

Ограничения

Мередит МакГинли, доцент Университета Чэтэм в Питтсбурге, которая не участвовала в исследовании, усомнилась в корректности и чистоте некоторых экспериментов. Как считает МакГинли, в автомобильном опыте роскошная машина не обязательно указывает на высокий статус человека за рулем. Кроме того, в эксперименте с конфетами участникам было разрешено опустошать коробки со сладостями, следовательно, они могли считать свое поведение правильным. Профессор Университета Мичигана Эрик Гордон указал на еще одно ограничение: исследование касается не столько богатства, сколько жадности – линии поведения, которую можно изменить. По его мнению, эксперименты упустили из виду группу весьма состоятельных людей, которые в быту весьма непритязательны: ездят на подержанных машинах и не носят брендовой одежды.