Зарплаты руководителей должны быть законодательно ограничены
На модерации
Отложенный
Что стоит за цифрами официальной статистики? Насколько расхождение в оплате труда отражает разницу в объёме и качестве выполняемой работы?
Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России:
– Надо иметь в виду, что центральные аппараты федеральных ведомств располагаются в Москве. Средняя зарплата по столице в разных отраслях колеблется от 35 до 100 тысяч, поэтому её сравнение с общероссийской некорректно. В провинции доходы существенно ниже, но и стоимость жизни тоже.
В государственных структурах применяется тот же принцип, что и в частных компаниях. Руководитель получает больше, подчинённые младшего звена – существенно меньше. Расхождение достаточно велико. Это тоже надо учитывать при обсуждении «неслыханных доходов» чиновников.
С другой стороны, нужно иметь в виду и то, что в ряде регионов, в том числе и в Москве, федеральные и местные власти пытаются запустить процесс сокращения. Поэтому «шелкам и бархату» работников государственных учреждений не стоит особо завидовать.
Да, в МЧС, Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Министерстве финансов и некоторых других государственных органах оклады руководителей и служащих достаточно высоки. Они примерно сопоставимы с зарплатами людей на аналогичных постах в частных компаниях.
На мой взгляд, в одной структуре самая высокая зарплата не должна превышать минимальную более чем в 16 раз, как у нас порой случается. Сейчас в коллективные договоры не входят зарплатные ограничения для руководства, хотя представители ФНПР неоднократно поднимали вопрос о том, что это необходимо сделать.
Наталья Римашевская, член-корреспондент РАН, почётный директор Института социально-экономических проблем народонаселения:
– Поляризация в уровне заработной платы – одно из больных мест нашей переходной экономики.
Нужно изменить ситуацию, когда многим кажется, что основной кусок забирает себе тот, кто распоряжается ресурсами. Мы ещё не доросли до реалий Европейского Союза, где законодательство запрещает, чтобы отношение средних доходов 10 процентов самых богатых и наименее обеспеченных граждан было больше 7-кратного. У нас этот децильный коэффициент достигает почти 16.
Когда этот показатель зашкаливает за 13, ситуация уже начинает угрожать общественному спокойствию. При таком расхождении доходов социальная картина меняется в худшую сторону: растёт число заболеваний, люди недоедают, увеличивается смертность. Не будем забывать, что у нас очень низка минимальная заработная плата.
Чтобы найти оптимальный коэффициент начисления заработной платы руководителей и служащих в федеральных органах, необходимо исследовать, каков реальный эффект усилий чиновников, как это сказывается на отрасли или основном профиле деятельности ведомства, насколько растёт производительность труда и улучшается его качество. Уровень материальной оценки должен зависеть от показателей, которые определяют работу того или иного института власти.
В Министерстве образования и науки среднемесячная зарплата служащих по отношению к 2010 году составила 144,2%, или 62 344 рубля. Но ведь это – «температура по больнице». На большую разницу в уровнях оплаты труда ректоров и профессорско-преподавательского персонала в вузах обратил внимание Владимир Путин.
В Федеральном агентстве специального строительства прибавка по отношению к 2010 году – 143,5%, в МЧС – 165,1%. Да, безусловно, это важные виды деятельности. А какая работа не важна в динамично развивающемся обществе? Труд сталеваров, машиностроителей, учителей и рискующих жизнью тушителей лесных пожаров в деле укрепления государства равноценен.
В Европейском Союзе, согласно коллективным договорам, директор не может получать зарплату, более чем впятеро превышающую среднюю на предприятии (для основного состава работающих). По примеру развитых стран и мы должны регулировать не только минимум, но и максимум. Как в государственной сфере, так и в бизнесе.
Комментарии