Шансон как социальная фантастика

На модерации Отложенный

Чего в упор не понимают всякие ненавистники радио "Шансон" и прочие толкователи феномена его популярности как "Аааа! Вся страна сидела, быдло, гопники и вертухаи!", так это того, что собственно вся эта песенная блатная культура к реально существующей ничего общего не имеет, разве кроме совершенно косвенной атрибутики. Все исполнители, сочинятели и поклонники реальных гопников обычно разве только на картинках в газете видели, и все стеоретипические ряды вообще существуют отдельно, никак не пересекаясь с реальной преступностью, реальностью зон, лагерей и воровских хаз и малин, даже если где-то такие и существуют, ггг.

Если некий водитель маршрутки слушает "Бутырку", то это скорей всего как раз свидетельство того, что он никогда не сидел, не мечтал о воровской карьере и вообще даже махинирую бензином перед хозяином мучительно краснеет и обсирается на каждом шагу пытаясь обсчитать пассажира. А совсем не признак, что он-де взращён какой-то неизвестной науке "воровской культуре".

Вообще весь "блатняк" - совершенно выдуманный конструкт, вроде "казацкой культуры" и прочей "казацкой этничности", например. Настоящие казаки в повседневности не ходили в галифе с лампасами и прочими причиндалами, коими их наградила исключительно далёкая от петербуржская литература. На морду и по лаптям вообще невозможно отличить от любого среднерусского кацапа. Разве что в воинском строю, и то, только если долго приглядываться - по петличкам и цветам полка и никак иначе. Все "казачьи песни" придумали в салонах и на дачах Петербурга. Там же особо заунывно и про Стеньку Разина пели, а в станицах о таком и не слыхали никогда и крайне удивились бы, приехай к ним какой-нить "Кубанский казачий хор" современный с заявой, что вот эти вариации "семь-сорок" с никелированными шашками - это и есть ихняя "казацкая культура", угу.

Собстно, та же история и с "шансоном" в его особо вызывающей лютый батхерт итерации "блатняк". Заметьте - особо известные основоположники жанра вроде того же Высоцкого - рафинированная интеллигенция, имевшая отношение к блатоте разве во влажных мечтах задрота, коего били во дворе местные быдлы когда он шёл со скрипицей. Соответственно, оттуда же - из мечт и кривых представлений и родился весь этот антураж "жиган-лимонов" и прочих "владимирский централ ветер северный".

Никакого отношения к реалиям и вообще быту, понятиям, представлениям, проблемации и проч.

Чисто абстрактный конструкт, альтернативный мир, ровно такой же, как конструируют фантасты. Но ведь их же, рисующих миры сине-зелёных говорящих грибов или разумных межуз с завороченными сюжетами и проблемами никто ж за инопланетян не принимает, да? А почему любого любителя столь же абстрактной социальной фантастики в виде жизни выдуманных зон, воров и лагерей - обязательно пишут в гопники, быдл и прочее, приписывая слушающим или исполняющим шансон преступные наклонности? Интересно, почему никто не приписывает писателю, создавшему фантазией марсиан-убийц многолетний срок за массовые убийства совершённые им во время вторжения на Землю и теперь ностальгирующего по тем временам, э?

Блатняк - чистая социальная фантастика. Выдуманный мир размещённый у нас, где зона - вроде абстрактного "тридевятого царства" из сказок. Придуманному миру приписывают некие идеальные, или наоборот, ужасные свойства. Некий экстремум, щекочущий нервы или будящий сочувствие и сопереживание, при прекрасном понимании нереальности героев, ситуаций, проблем. Точно как прочитавший книжку про мухоморов-убийц из созвездия Гончих Псов совсем не стремится пережить лично на себе геноцид устроенный инопланетными завоевателями, точно так же слушатель шансона совсем не склонен грабить старушек по ночам. Скорее уж наоборот, как намахавшийся мечом из лыжи в Нескучном поклонник Толкина никогда не пойдёт резать ни драконов, ни даже крокодилов, точно так же поклонник блатняка сублимирует какие-то свои проблемы, накопленную агрессию и социальное напряжение в прослушивании песен "Бутырки" и оно скорее является не возбудителем, а снотворным. Прослушал - как проблевался, и больше не беспокоит. Можно вернутся к быту, семье, спиногрызам и кропению над бумажками в своей конторе, далёкой от тюремной романтики столь же, как Тау Кита от нас.

А борцуны и ставители всяких диагнозов по шансону - неизменно веселят своей тупостью. Совершенно не понимая в предмете, а туда же. Смешно.