В чем причина природных катаклизмов?

  Сергей Белицкий, 06.12.2019 г.   https://22century.club/1197

«Нам предстоит привыкать к целенаправленности природы, как пришлось привыкнуть к относительности и квантам» (Ю. Чайковский) 

Разглядеть связи причин и их следствий – непростая задача. Так догадка, что немытые руки связаны со смертью хирургических пациентов, вызывала яростное сопротивление, как ненаучная и мистическая.  

Подобная реакция возникает у тех, кто не видит причинно-следственных связей между нашими «нефизическими» действиями и катастрофическими изменениями в природе. Стихийные бедствия кажутся им чисто случайными событиями. 

«Вся история науки – постепенное осознание того, что события не происходят произвольно, что все они отражают кроющуюся за ними закономерность», – пишет С. Хокинг. Нетрудно заметить, что нарастание природных катаклизмов присоединяется к общей тенденции дестабилизации, развивающейся на планете. На наших глазах невидимые нити, скреплявшие политические, общественные и финансовые институты, буквально трещат  и расползаются по швам.    

Научная революция, начавшаяся в XVI веке, противопоставила человека, как единственно разумного и целенаправленного, – неодушевленной, механически работающей природе. 

Утратив прямую, инстинктивную связь с природой, и не зная ее законов, мы полагаемся на собственный разум и здравый смысл. То есть, фактически, действуем «методом тыка», путем проб и ошибок.  На самом деле, «управлять природой можно, лишь подчиняясь ей», – считал Фрэнсис Бэкон. Пожалуй, лучше не скажешь. 

Один из основателей квантовой механики, Эрвин Шредингер, утверждал: «Наиболее важным является вклад науки в разрешение сложных вопросов, типа: «Кто мы на самом деле? Откуда я и куда иду»? Однако ученые решили оставить эти и другие «неудобные» вопросы философам. А сами занялись поиском ответов на вопросы «что, где, когда». Так возникла картина мира, якобы, управляемого случаем и механическими законами. 

В результате, наука лишилась возможности понять причины возникновения Вселенной, жизни и разума. Таким образом, она уподобилась «слепому поводырю», который, действуя методом проб и ошибок, не ведает, куда и зачем идет сам, и куда ведет все остальное человечество. Так, все чаще появляются рекомендации ученых готовиться к бегству с нашей обреченной планеты.

Более двенадцати тысяч лет назад Земля подверглась массированной бомбардировке. На планету буквально падал дождь из осколков развалившейся кометы. Горели леса, гибли животные. 

Бомбардировка  имела судьбоносные последствия: внезапное окончание ледникового периода с последующим установлением устойчивого теплого климата. Это позволило человеку коренным образом изменить свой образ жизни: начать развивать сельское хозяйство и техногенную цивилизацию. 

Казалось бы, все идет на редкость удачно, но… 

Промышленная революция привела к появлению «машинной культуры»; естественную окружающую среду перестали считать непременным условием существования человечества… 

В последнее время кажется, что мы стоим на пороге событий, которые кардинальным образом могут изменить буквально все. Глобальное потепление и лавинообразный рост природных катаклизмов – лишь одни из пугающих симптомов. В чем причина?

Сложность природных систем и путей их управления намного превосходят все изобретенное человечеством; далеко не всегда мы можем указать на причины явлений и на их взаимосвязи. 

Так, на поверхности Марса и Венеры царят законы физики и химии, а на Земле – правитЖизнь (мы надеемся, что к ней присоединится и Разум, – до того, как будет слишком поздно). Сам факт, что планета избежала нагревания до температуры кипения илиохлаждения до температуры замерзания, указывает на существование сил, с помощью которых поддерживается химическое неравновесие, способствующее развитию жизни. 

Сегодня ученые вновь говорят о наличии цели. 

Антропный принцип утверждает, что эволюция мира с самого начала шла таким образом, чтобы в определенный момент мог появиться мыслящий наблюдатель, т.е. мы с вами. Так оказалось проще всего объяснить удивительное соответствие значений мировых констант – скорости света, массы протона, заряда электрона и т.д. Если бы хоть одна из них имела несколько другое значение, во Вселенной не было бы не то, что людей, не было бы даже атомов.

Поэтому эволюция выглядит, как естественныйпроцесс, детерминированный своим завершением (как некая гигантская преадаптация) (2).

«При этом система отбраковывает элементы, которые препятствуют ее развитию», – заключает Н.Н. Моисеев (4). Это значит, что, если действия человека противоречат целям Природы, то нам предстоят процессы коррекции. Начальный этап этих процессов– это и есть то, что мы наблюдаем сегодня. 

Неужели все это неизбежно? 

На сегодняшний день «человек ощущает себя, свои мысли и чувства, как нечто отдельное от остального мира, что является своего рода оптическим обманом в его сознании», – писал Альберт Эйнштейн.  В результате мы смотрим на природу, как на лавку без хозяина, откуда берем все, что заблагорассудится, и перекраиваем ее по своему разумению. На самом деле, мы вышли из природы и существуем лишь благодаря ей. Ничто живое не было создано человеком из неживого материала; никакие технологии не в силах совершить то, на что способен простейший микроб. 

«Наша Вселенная и ее законы выглядят так, словно они сделаны на заказ по проекту, разработанному специально для нас», – признают астрофизики-«скептики» Хокинг и Млечин (3). 

Не мы создали удивительную живую планету, а на ней кислород и пресную воду, плодородную почву для посевов и месторождения руды, для наших орудий. И не мы поддерживаем комфортные для жизни условия, такие, как состав и температура наших океанов и воздуха. 

«Мы не можем ждать милости от природы, после того, что с ней сделали», – говорят экологи.

Накопленный опыт показывает, что никакие технологии не смогут решить основные проблемы нашего  существования. 

Один из первых эволюционистов, Жан Батист Ламарк, в 1800 году пишет: «Человек, ослепленный эгоизмом, становится недостаточно предусмотрительным даже в том, что касается его собственных интересов: вследствие своей склонности извлекать наслаждение из всего, что находит… вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным, он сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида» (1). Когда Ламарк писал эти строки, население планеты достигло всего лишь миллиарда. Сегодня мы приближаемся к восьми. 

Наша экономика основана на концепции непрерывного роста производства и потребления.  

Оказалось, что платежные средства можно умножать до бесконечности; ресурсы природы, включая воздух и воду, ограничены. Безудержный натиск потребления опустошает и отравляет планету. «…Назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания», – пророчествует Ламарк.

 На самом деле, все в мире связано; ничего не появляется ниоткуда и не исчезает бесследно. Словно невидимая рука записывает все в некую долговую Книгу. Перед нами два пути: либо встать на путь взаимодействия и интеграции, либо продолжать противостояние с природой. 

Катастрофические последствия такого противостояния могут оказаться необратимыми. Интеграция же требует появления  на планете новой системы Разума – ноосферы. Вернадский видел ноосферу как следующий этап нашего развития, где происходит разумное регулирование отношений человека и природы. Разумное – означает целенаправленное, гармоничное включение человека в общую систему Природы. Центральное условие для этого – переход от стихийного и деструктивного использования эгоизма к разумному и конструктивному использованию движущей силы развития – нашего альтруизма. 

Прежде всего, необходимо научиться жить друг с другом, иначе даже попытки бегства с планеты – о чем все чаще говорят ученые в последнее время, – будут бесполезны: ведь от себя не убежишь.  А если научимся, то и сама необходимость бегства исчезнет: ведь гармоничное, устойчивое существование на планете – всего лишь дело наших совместных посильных усилий, продиктованных разумной деятельностью всего человечества как единого целого. 

Осознание необходимости и неизбежности объединения людей ради этой общей цели – единственное, что может предотвратить неограниченное разрастание и углубление всеобщего кризиса.

 

14
512
4