Разноцветные клубочки
Разноцветные клубочки …
Светлой памяти Л.С.В.
Я благодарна судьбе, что она подарила мне в жизни встречу с этой удивительной, бесконечно доброй и отзывчивой женщиной. Я всегда звала ее Лидочка Сергеевна и считала своей родной бабулечкой. Теперь, когда ее не стало, мне порой так не хватает ее тепла и ласки, а в трудные моменты моей жизни мне кажется, что я слышу ее голос: «Ну что ты расстроилась, детка, оторви эту ниточку, да и вяжи себе дальше, вон ведь сколько еще разноцветных клубочков у тебя по рукой. Жизнь она ведь пестрая…» Она прожила долгую и трудную жизнь, но я никогда не слышала от нее осуждения кого-то и плохого слова в чей-то адрес.
Войну она встретила 10-летней девочкой и наравне со взрослыми переносила все ее тяготы и лишения. Я заметила, что люди, реально пережившие войну, почему то очень неохотно вспоминают о ней. На все мои расспросы о войне, она говорила: «Что уж плохое вспоминать, тяжело было, как и всем. Выжили, ну и то хорошо, не дай бог, чтоб такое повторилось.» Гораздо охотнее она вспоминала свою молодость, пришедшую на период освоения казахстанской целины в 50-е годы. Рассказывала, как они, молодые парни и девчата, с энтузиазмом брались за любое дело, как было весело, какие песни пели, как познакомилась со своим мужем, начинающим художником.
С ней было всегда интересно, она была очень эрудированным человеком. Закончила исторический факультет университета, всю жизнь проработала в музее, от простого сотрудника до директора, вкладывая душу в любимое дело. Вообще, я замечала, за чтобы не бралась, она все делала с душой и любовью. «С комсомольским задором» - как смеялась она, в 75 лет самолично побелив потолок на кухне.
С первым мужем они прожили четверть века, но своих детей у них не было, поскольку поднимая эту самую целину, она безнадежно застудилась по-женски и детей иметь не могла. Они усыновили племянника, сына ее скоропостижно скончавшейся от рака сестры и были счастливы. «Толику нужно всесторонне развиваться, он у нас такой талантливый мальчик» - беспокоилась она и моталась с сыном через весь город на какие-то всевозможные художественные кружки и спортивные секции. Энергии ей было не занимать, она везде успевала, и на работе, и дома, и для чужих, и для близких.
Муж стал достаточно известным местным художником, они получили от государства большую квартиру в престижном доме для творческих работников. У них традиционно собиралось много интересных людей, писателей, художников, велись жаркие споры под чай из самовара и пироги, которые виртуозно готовила Лидочка. Сын вырос, женился, родился внук, но места всем хватало в их большом и гостеприимном доме.
Беда пришла как всегда неожиданно. Отмечали 50-летний юбилей мужа. Народу было много, решили организовать все на природе, в горах, типа пикника. В суматохе не сразу поняли, что юбиляр не просто закашлялся, а подавился куском шашлыка. «Скорая» просто не успела. «Петенька мой так любил жизнь, все вкусное, сочное в ней, знать судьба так и распорядилась, что не допустила, чтоб он умер от болезней и старости» - вспоминала об этом Лидия Сергеевна.
После смерти мужа она поменяла свою большую квартиру, выбрав себе маленькую «хрущевку», а сыну сделала хорошую квартиру в современном доме: «Мне то одной теперь зачем большая, а у Толика ведь вот еще ребеночек на подходе, им же надо помочь».
Жизнь шла своим чередом, Лидия Сергеевна много времени посвящала работе и общественным делам. При этом никогда не отказываясь посидеть с внуками, в которых души не чаяла. Но сноха нечасто предоставляла ей такую возможность, после разъезда они с сыном стали жить своей жизнью, потихоньку отдаляясь от той, для которой были радостью и смыслом жизни.
«Как тяжело человеку быть одному, одиночество угнетает, убивает жизненные силы. Когда не для кого жить, то и жизнь становится бессмысленной» - вздыхала Лидия Сергеевна.
А тут еще пенсия, на которую ее проводили с большим почетом, подарками, пышными речами и…забыли. Но сидеть на лавочке и точить лясы со старушками Лидия не могла, да и не хотела. Она занялась сбором материалов для книги о творчестве своего покойного мужа, привлекая к этому его старых друзей.
«Общее дело сплачивает, а вместе то и веселее, какие еще наши годы». С другом покойного мужа, тоже художником и тоже вдовцом они и сблизились. «Нам с Володенькой легко и хорошо вдвоем, мы так с полуслова понимаем друг друга, что даже и поругаться то не о чем» - смеялась она. Они поженились, повергнув своих взрослых детей в состояние нервозности. Обе стороны стали искать меркантильный повод этого брака, а «молодожены» просто стали жить друг для друга, радуясь обретению нового смысла их бытия. Она переехала в его прежде такую же одинокую квартиру, а ее квартирку они сдавали, что стало дополнительным источником дохода к их скромным пенсиям. Это позволяло им жить независимо и вполне прилично, отчасти еще и умудрялись помогать деньгами своим великовозрастным чадам.
Он писал картины, она устраивала все те же творческие посиделки с пирогами и самоваром, и в их дом опять потянулись прежние и новые друзья. Я заметила, что счастливые люди как магнит притягивают к себе, и хочется порой просто погреться пусть хоть и у чужого, но такого теплого очага любви и счастья…
…Неторопливо перебирая спицами, вяжет судьба из разноцветных клубочков полотно нашей жизни, полоски, чередуясь, сменяют друг друга, как годы, события и люди…
Они счастливо прожили почти двадцать лет, но возраст и болезни сделали свое дело. Владимир тихо угас у нее на руках, а Лидия, забрав свои вещи и несколько его картин на память, вернулась к себе. Ей было уже 70 лет и она опять была одна. Поэтому она с такой радостью встретила предложение сына и снохи продать ее квартиру и поселиться у них. Внуки уже выросли, квартира для четверых была уже маловата, они загорелись идеей купить большой частный дом, но денег на него не хватало, поэтому они и предложили ей такой вариант. Да и то сказать, возраст ведь уже, присмотр нужен.
«Это ведь замечательно, большой дом, мы снова все вместе! А воздух там какой чистый, а земля, обязательно посажу море цветов! И за домом присмотрю, и их чем-нибудь вкусненьким побалую, они ведь все работают, а мне в радость » - так восторженно делилась она со мной счастливой для нее новостью. Ее любят, о ней заботятся и ей есть о ком заботиться, она просто сияла. Увы, я отнюдь не разделяла ее восторгов, видя в «заботе» ее близких лишь нетерпеливый и сугубо практичный личный интерес. Но как сказать ей о том, что было очевидно для всех, кто знал Толика и его жену, но на что она упорно не хотела открывать глаза…
На какое-то время мы с ней потерялись, да и честно сказать, навещать ее в чужом доме и встречаться с ее родственниками мне совсем не хотелось. Я как-то встретила ее случайно, она приехала из пригорода за пенсией. По понурой спине и усталой походке я не сразу ее узнала. Но, увидев меня, она словно расцвела, и я сразу увидела в ней прежнюю Лидочку Сергеевну: «Что ты, детка, все отлично! У меня своя комнатка, сижу, греюсь на солнышке. Цветы? Ну, сноха ведь хозяйка, ей виднее, где что сажать, да я и не спорю, это такие пустяки. Главное что им хорошо. Пироги? Да я что-то последнее время совсем плохо стала видеть, то муку просыплю, то масло не то открою. Пусть уж она сама хозяйничает, я вот себе кашку сварю да и то ладно, что их то собой обременять. Приехала за пенсией, вот внучкам надо немного денежек подкинуть, платят то им мало.» У меня комок застыл в горле и я поспешила поскорее распрощаться, пригласив ее непременно заходить в гости.
Потом, приезжая в город за пенсией, она неизменно заходила. Мы пили чай, делились новостями, вспоминали прошлое и мне всегда было с ней так тепло и хорошо, как с самым родным и близким человеком. И я всегда поражалась ее какой-то внутренней энергии, заряжающей все вокруг оптимизмом и неунывающей бодростью духа, ясному уму, образности мышления и неиссякаемой, всепрощающей любовью к людям.
Однажды она позвонила и, смущаясь, сообщила новость, честно, ошарашившую меня. Она… собиралась замуж. «Ну, регистрироваться то мы уж не будем, чего людей то смешить. А Абдулаюшка вдовец, как и я, вот и будем то уж на старости лет друг друга поддерживать. Зачем молодым то мешать, у них и без нас забот хватает».
С цветами и подарками я отправилась к ним. «Абдулаюшка» оказался очень приятным дедушкой, бывшим военным, что чувствовалось по его выправке, несмотря на солидный возраст. Его взрослые и работающие дочери были счастливы заполучить такую энергичную бабушку в качестве гражданской супруги своему отцу, что освобождало их от каждодневной заботы о нем и исключало какие-либо претензии с ее стороны на имущество, давно уже поделенное наследниками. Все стороны были довольны друг другом и мне оставалось только порадоваться за них всех. Когда гости разошлись, и я на кухне помогала ей перемывать посуду, она уже окрылено строила планы их с Абдулаюшкой совместной жизни. У нее снова был дом, была семья, было кого любить и о ком заботиться. И пироги она пекла уже опять сама.
Они прожили вместе еще почти 10 лет. Я любила бывать у них в гостях, два светлых старичка, они так трогательно заботились друг о друге, что казалось, находишься в поле какого-то необъяснимого тепла и доброты, излучаемого ними. Даже ссорились она забавно. Он пенял ей, что она побелила потолок на кухне, пока он лежал на обследовании в госпитале. А она выговаривала ему, что это он ее обманул, сказав, что просто пошел сдавать анализы и в следующий раз она его одного в больницу не отпустит.
Ее 80-летний юбилей отмечали в ресторане, собравшихся было много: дети, внуки и даже правнуки с обеих сторон, друзья и сослуживцы. Говорили много теплых слов и пожеланий в ее адрес и я искренне была рада за нее. Я видела, как светятся счастьем ее глаза, как много людей ее действительно любят и ценят, потому что для всех в своей жизни она смогла уделить частичку своей большой любящей души.
… Незадолго до своей смерти она связала из разноцветной пряжи и подарила мне носки. Я и по сей день берегу их. Когда мне бывает тяжело на душе, я достаю их и мне кажется, что я слышу ее голос: «Ничего детка, все перемелется, мука будет. А из муки мы пирогов напечем! Жизнь ведь из разноцветных клубочков вяжется…»
P.S. Все персонажи, имена и события абсолютно реальны. Включая носки…

Комментарии
Спасибо тебе за этот прекрасный рассказ о прекрасном Человеке! Сколько мудрости было в этой замечательной Женщине, сколько тепла, доброты!
Светлая ей Память!
Но - от души и честно, это верно. И то, я опустила многие неприглядные поступки людей, к которым она относилась всегда неизменно доброжелательно. Пусть это будет на их совести.
Также не стала писать в рассказе, а то меня бы точно обвинили в какой-то сказочности "они жили долго и счастливо, и умерли в один день". Но реальность была такова, что когда Лидочка умирала от саркомы, это быстротекущий рак, слег и Абдулла Фаизрахмонович. Ему так и не сказали, что она уже умерла и он все беспокоился за нее, все спрашивал, как там Лидочка. Он умер через два дня после нее.
Похоронены они на разных кладбищах, но уверена, что души их где-то теперь вместе.
Написано блестяще! И то, что ты дополнила, очень трогательно.
Вам спасибо за отзыв.
Вам спасибо, Сенди, за понимание.
Но пишу я обычно очень редко, по настроению. Сегодня было печальное...
В любом возрасте женщина остается женщиной с потребностью любви и заботы.
...Мне кажется, что самые несчастные люди - это эгоисты, живущие только для себя и для которых непонятно счастье самоотдачи.
И не обязательно дарить что-то материальное. Она ведь раздала все свое имущество, но осталось востребованной ее душа, любовь и забота...
А относительно того, кто и как переносит смерть супруга, это безусловно очень личное. Мама моя, рано потеряв отца, всю жизнь хранила память о нем, отказав себе в личной жизни, которую могла вполне устроить, полностью посвятив себя сыну. Ее постигла другая трагедия, когда он навсегда уехал в Германию. Жизнь без него она не мыслила и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Тяжело проболев четыре года, она умерла.
Мне кажется, никогда нельзя полностью растворятся в другом человеке, пытаясь прожить не столько свою, сколько его жизнь. В принципе каждый человек одинок и все мы просто попутчики друг другу...
Если смотреть на совместную жизнь именно как симбиоз, как гармоничный союз взаимодополняющих и поддерживающих друг друга людей, то это конечно верно.
Но ведь реальная жизнь не оставляет нам времени на бесконечную скорбь об утраченном, инстинкт самосохранения силен в человеке и, испытав горе от потери близкой, родственной души, человек все равно находит в себе силы жить дальше. И порой находит новое счастье в новых взаимоотношениях.
Тот же, кто зацикливается на собственной трагедии, скорее терять вкус к жизни и, истощив свои душевные силы в страданиях, попросту погибает...
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Валентина Беляева
Куда Вы пропали?