С днём рождения, Александр Сергеевич!

 О Пушкине можно говорить бесконечно. Я расскажу немного о его пребывании в Кишинёве...

 Пушкин прибыл в Кишинёв 21 сентября 1820 года Появился он в здесь не по своей воле: так начиналась его Южная ссылка.
  Поселился юный поэт вместе со своим дядькой Никитой в заезжем доме купца  И.Н. Наумова, лучшей гостинице ещё не европейского, но уже и не турецкого города."Вавилон в миниатюре" называли его.


 Теперь этот крохотный домик- мемориальный центр Государственного музея А.С. Пушкина.  И удивительно то, что он сохранился до наших дней! А ведь он совсем уже погибал, когда был обнаружен с помощью старожилов в 1944 году! В труднейшие послевоенные годы, тем не менее, нашлись средства для восстановления единственно сохранившегося дома, где проживал Поэт.
  Не сохранился в первозданном виде  "пёстрый дом Варфоломея", ещё один кишинёвский адрес Пушкина.  Не сохранился и дом боярина Донича, который считался самым роскошным в Кишиневе. Его снимал И.Н.Инзов, наместник Бессарабии.И здесь, по его приглашению,жил Пушкин.


  С домом Инзова связаны многие страницы биографии поэта. Задира и дуэлянт, он неоднократно  оставался  под домашним арестом и уныло наблюдал за жизнью наместничей усадьбы. Во дворе, под окном, где сиживал Александр Сергеевич, прогуливался питомец наместника, орёл с подрезанными крыльями. Понимаете? Это о нём стихотворение "Узник":
  Сижу за решеткой в темнице сырой,
  Вскормлённый в неволе орёл молодой...
  На другом берегу  реки Бык ( во времена Пушкина это был довольно полноводный водный поток - с громоздкими фелюгами, пристающими к его топким берегам) -  малюсенькая Благовещенская церковь.Её не раз посещал молодой поэт.

И здесь, по преданию, замыслил поэму "Гавриилиада"...
  Недалеко от церкви сохранился дом грека Кацики, в нем размещалась масонская ложа «Овидий» № 25. Южные декабристы использовали ее в политических целях, и вскоре кишиневская ложа была закрыта, а за ней "уничтожены в России все ложи". После ликвидации организации остались неиспользованные амбарные книги в кожаных переплетах, их собратья по ложе подарили поэту. Сегодня эти книги известны как «масонские» тетради Пушкина, в них он начал в Кишиневе роман в стихах «Евгений Онегин», писал поэму «Цыганы» и многое другое.
  А вот строки из воспоминаний Капитолины Кожевниковой, попавшей в 1949 году в Кишинёв из Свердловска:
"Однажды, бродя по кишиневским улицам, зашли мы в большой тенистый парк. И вдруг - о, чудо! - видим такое знакомое, да что там знакомое, родное лицо. Здравствуйте, Александр Сергеевич! Ну, теперь-то нам уж не будет здесь столь одиноко. Перед нами на высоком круглом постаменте - бюст Пушкина и не просто там кое-как и кем-то сработанный бюст, а копия, сделанная в 1884 году (как мы позже узнали) самим Опекушиным с его знаменитого московского памятника.
Мы подошли ближе и прочитали высеченные внизу на темно-красном мраморе строки:

    Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
    скитался я..."


  Памятник решили поставить преподаватели и учащиеся гимназии №1. Долго собирали средства на него. И вот - городская управа сообщает о торжественном его открытии.

Я могу часами читать стихи Пушкина... И всегда думаю: он был прав, когда писал в своём "Памятнике":

Нет, весь я не умру!

Так и есть! С днём рождения, Дорогой Александр Сергеевич!