Посол США в Латвии: «Американская мечта жива»

На модерации Отложенный Посол США в Латвии: «Американская мечта жива»


-mark_pekala__vstrecha_press-kluba

Очередным гостем Пресс-клуба LV стал посол США в Латвии Марк ПЕКАЛА. Дипломат рассказал о том, как Америка помогает нам инвестициями, о своем отношении к 9 Мая, о своей семье, что родом из Польши и Литвы, и о том, откуда он так хорошо знает русский язык.


Выборы в Латвии и в Америке 

 

— Вы, наверное, следите за ходом политической борьбы перед муниципальными выборами в Латвии. Отличается ли это от того, как выборы проходят в США?

— В основном все похоже. Это касается и вопросов, которые поднимаются, и того, как проходит сама кампания. Прежде всего речь идет об услугах, которые оказывает город, и о его бюджете — это одинаково и в США и в Латвии. Похожа и реклама — на автобусах, на телевидении, на радио, в различных брошюрах и т.д. Кандидаты должны показать, что они заботятся об избирателях, то, что они могут управлять городом и его бюджетом. В общем, похожего больше, чем различий.

 

— Вы живете в Юрмале, и хотя не сможете голосовать на предстоящих выборах, вероятно у вас есть свои соображения о том, что новые власти города должны сделать в первую очередь? Например — качество каких городских услуг нуждается в улучшении?

— По крайней мере в той части Юрмалы, где я живу, мы всем обеспечены и я всем доволен. Мы довольны отношениями как с юрмальскими властями, так и с рижскими — в Риге находится наше посольство. Речь не только о территории и инфраструктуре, но и о полиции, пожарных службах, медицинских.

 

— Кстати, жители Золитуде интересуются, почему новое здание посольства США было построено именно там? У них на этот счет три версии. Первая — американцы хотят быстрее доехать на работу из Юрмалы. Вторая — Золитуде самый красивый, самый зеленый микрорайон, и третья, что рядом аэропорт.

— Место для посольства было выбрано много лет назад, до того, как было выбрано место для резиденции посла. Так что здесь нет связи. Главные соображения состояли в том, что нам была нужна определенная территория (кстати, для посольств США это средний размер), на которой можно было построить здания определенного масштаба. Как вы видите, посольство настолько велико, что нигде в центре города оно не могло бы поместиться.

 

День победы круглый год

 

— Как вы относитесь к празднованию Дня Победы 9 мая?

— Моя позиция совпадает с позицией правительства США. Вторая мировая война — это великое событие, потребовавшее невероятных усилий от многих-многих стран. Это одно из самых значимых событий XX века, в этом нет сомнений. Но когда американцы говорят о конце Второй мировой войны, они не говорят о какой-то конкретной дате. Мы используем возможность в течение всего года чествовать своих ветеранов — тех, что еще живы, и тех, кто уже умер.

 

Мой отец сражался на этой войне — на Филиппинах, он служил во флоте. Когда он говорил о войне, он никогда не говорил о каких-то особых датах. Он вспоминал своих погибших сослуживцев, друзей, которые выжили, о том, какие жертвы были принесены.

 

— А что вы думаете об идее сноса памятника Освободителям в Риге?

— Этот вопрос полностью находится в компетенции народа Латвии. Это внутреннее дело страны.

 

«Работать здесь легко»

 

— Латвийские власти любят говорить о Латвии, как об истории успеха. Вы согласны с ними?

— Если коротко — да, согласен. Латвия очень сильно пострадала во время экономического кризиса 2008—2010 годов. Но после этого экономический рост страны был впечатляющим, и сейчас прирост ВВП у Латвии самый высокий в Европе — 5—6%. Это значительно выше, чем в США. Этот макроэкономический рост -— настоящий успех, признанный Международным валютным фондом, Всемирным банком, ЕС и США.

 

Но люди в Латвии все еще страдают, они еще не почувствовали положительного эффекта от этого роста. Я не работаю в латвийском правительстве, но полагаю, что идея состоит в том, чтобы поддерживать этот рост, и тогда будет открыто больше новых компаний, будет создано больше возможностей, рабочих мест, и затем начнут расти зарплаты.

 

Приходящие сюда американские компании быстро понимают, что работать здесь легко — люди хорошо образованы, говорят на многих языках, многое умеют. Люди здесь любят работать и знают как.

 

Политика по-русски

 

— Как вы выучили русский язык?

 

— (Говорит по-русски.) Я учил русский язык в Мичиганском университете, а потом в Колумбийском университете и немного в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Я закончил факультет политических наук. Когда-то я говорил по-русски достаточно много, но сейчас все забыл, мне уже трудно говорить. Но понимаю я все, по-моему (перешел на английский). Я учил русские язык, культуру и литературу. У меня были прекрасные преподаватели. Я также учил французский язык с шести лет, и французский я не забыл, это мой лучший иностранный язык. Я жил во Франции три года.

 

— Какие ваши любимые русские и французские писатели?

— Из русских — Достоевский, Толстой и Василий Гроссман. Когда-то я также много читал Василия Аксенова.

Из французских писателей... Я начинал читать «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, начинал гораздо чаще, чем какую-либо другую книгу (смеется). Мне нравится Бальзак, «Отец Горио» — одна из моих любимых книг. Из современных авторов мне понравилась «Элегантность ежика» Мюриель Барберри, а также «Французская сюита» Ирины Немировской.

 

«Достичь всего, чего хотим»

 

— Жива ли еще в США американская мечта? И что она значит лично для вас?

— Мне нравится этот вопрос. Американская мечта жива. За последние двести лет поменялись разные обстоятельства, но концепция осталась — мы все равны и мы все способны на многое, мы можем достичь всего, чего хотим. Триста двадцать миллионов американцев — это триста двадцать миллионов вариантов американской мечты. Возьмите хотя бы президента Обаму. Он воспитывался матерью-одиночкой, и ей было очень трудно содержать семью. Несмотря на это Барак Обама получил образование, много работал и в итоге стал президентом США. Прекрасная история!

 

Другой пример — я. Мои дедушки и бабушки по обеим линиям приехали в США из Литвы и Польши. Кстати, один из моих дедушек отправился в Нью-Йорк через Лиепаю, тогда Либаву. Это было в 1912 году. У них тогда было с собой — у кого девять долларов, у кого пятнадцать, у кого двадцать. Обед тогда стоит полдоллара, может, доллар. Мои дедушки отправились в Мичиган, где работали на автомобильном заводе, и у них не было образования. У моих родителей было пять детей, и все они пошли в колледж, а я стал послом США в Латвии. Это тоже американская мечта.

 

Полностью интервью опубликовано в газете Телеграф