Об азиатском способе производства. Ответ Алексею Мосвину.

На модерации Отложенный

 Алексей Мосвин написал комментарий 24 ноября 2014, 18:32

"Это какая-то новая трактовка "азиатского способа". Ранее под ним предполагался коллективный труд, без которого невозможно создать ирригационные системы".

 Да Вы правы, это был коллективный труд большой массы людей. Но не этот фактор определяет физиономию общественного строя. Принято считать, что физиономию способа производства определяет источник дохода. Безусловно, если мы рассматриваем классические формы способа производства, то мы видим, что именно этот фактор определяет тип способа производства. Так источником дохода в рабовладельческом обществе являются рабский труд. В феодальном обществе – собственность на землю. В капиталистическом обществе – частная собственность на средства производства. В социалистическом – общенародная собственность на средства производства. Соответственно каждой форме способа производства в рамках антагонистических отношений соответствуют два класса, рабовладелец и раб, феодал и крестьянин, буржуа и пролетарий. Лицом каждого способа производства является выгодо приобретатель, которым везде является собственник источника дохода. Именно такое определение способа производства считается общепринятым. Но азиатский способ производства не определяется понятием собственности. В рамках азиатского способа производства находится не владение собственностью, а право распоряжения этой собственностью. И основным выгодо приобретателем здесь является не собственник, а то лицо, которое распоряжается этой собственностью. Трудность определения азиатского способа производства заключается в том, что данный способ производства присутствует во всех способах производства, но не является доминирующим. Такое присутствие азиатского способа производства связано с тем, что основным носителем общественных отношений, которые характеризуют азиатский способ производства, является государственная бюрократия. Именно она в рамках азиатского способа производства становится основным выгодо приобретателем, не являясь при этом собственником источника дохода. И классическим примером азиатского способа производства является Древняя Месопотамия, где государство организовывало строительство каналов, распорядителями и основными выгодо приобретателями при строительстве этих каналов являлась бюрократия данного государства. Смесь азиатского способа производства и рабовладельческого мы можем наблюдать в Древнем Египте при строительстве каналов и пирамид. То же мы наблюдаем в государственных латифундиях позднего Рима. Так почему же крупное государственное товарное производство латифундий мы не называем капиталистическим, а относим к азиатскому способу производства. Потому что, распорядителем и основным выгодо приобретателем этих латифундий или эргастерий не является собственник этих производств, в лице государства. А основными распорядителем и конечным выгодо приобретателем является государственный чиновник, который поставлен государством управлять этим производством. По сути переход к азиатскому способу производства это начало распада существующего способа производства в рамках которого развился азиатский способ производства. Азиатский способ производства – это начало конца существующих общественных отношений. И это начало конца связано прежде всего с отсутствием заинтересованности бюрократии в росте производительности труда. Так как благосостояние государственного чиновника зависит не от прибыли получаемого предприятием, которым он руководит, а от того функционального места, которое он занимает в рамках государственной службы, и величины финансового потока, которым данный чиновник имеет право распоряжаться. К примеру, в капиталистическом производстве, где применяется наемный труд, капитал заинтересован в росте производительности труда, соответственно он заинтересован в разработке и усовершенствовании имеющихся средств производства. Другое дело, к примеру, крупные государственные товарные предприятия античного Рима. Мало того, что данными предприятиями распоряжается государственный чиновник, которого не волнует вопрос роста производительности труда, здесь еще и производство на рабском труде, который дешевле всякого усовершенствования. А в соответствии со спецификой рабского труда, рабу необходимо давать более грубые средства производства, по причине того, что их тяжелее сломать. Таким образом античное государство, которое владеет этими предприятиями не заинтересовано в усовершенствовании средств производства, как из чисто экономических соображений, так и неспособностью, и не желанием чиновника распоряжающегося данным предприятием. Таким образом, можно выделить несколько черт азиатского способа производства.

  • Общественный характер производства.
  • Государственный контроль хозяйственной жизни страны посредством распределения финансовых потоков.
  • Господствующим слоем в обществе является государственная бюрократия.
  • Неспособность бюрократии в силу своей ограниченности организовать процесс развития НТП, который был бы способен запустить мирный способ выживания общества, каковым является разделение труда.

 При капиталистическом способе производства регулятором производственных отношений является «костяная рука» рынка.

В рамках азиатского способа производства регулятором производственных отношений является государство в лице государственной бюрократии. Азиатский способ производства появляется там и тогда, когда господствующий в обществе класс передает сферу хозяйственной деятельности страны в руки государства. Так произошло и с современным капитализмом.

В рамках конкуренции с социалистической системой, буржуазия, как господствующий класс стала не в состоянии поддерживать основной компонент производительных сил современного общества, каковой является наука. Развитие науки привело к тому, что технические открытия стало невозможно произвести в гараже или на собственной кухне. Теперь техническое открытие требует колоссальных финансовых вливаний. При таких условиях буржуазия своими прибылями должна была делиться с обществом, взяв науку на свое содержание. Но буржуазия пошла по другому пути, передав сферу науки, т.е. основополагающую часть производительных сил современного общества, в руки государства, т.е. той самой государственной бюрократии. Таким образом, основополагающая часть средств производства оказалась в руках бюрократии, которая тем самым получила возможность манипулировать научными открытиями в соответствии с собственными интересами. Владение таким средством производства как наука, позволила бюрократии подчинить себе всю сферу хозяйственной жизни страны, так как в руках бюрократии оказались колоссальные финансовые ресурсы, связанные с наукой. Именно чиновник стал решать, кому он даст деньги, а кому нет. По сути, с этого момента и начался закат капитализма, где регулятором производственных отношений является рынок. Теперь регулятором производственных отношений стало государство, т.е. государственная бюрократия. А общество, регулятором производственных отношений которого, является государство, есть общество с азиатским способом производства. Соответственно принципы производственных отношений Древней Месопотамии ничем не отличаются от принципов производственных отношений современного буржуазного государства. Безусловно, есть колоссальная разница в средствах производства, а вот производственные отношения, т.е. отношения производства и распределения, идентичны.

То же произошло в СССР после смерти Сталина. Согласно теории большевиков о проведении социалистической революции в малообразованной и малокультурной стране, необходимо чтобы пролетариат взял власть в свои руки в рамках государства диктатуры пролетариата. Государство диктатуры пролетариата обеспечивает необходимый рост культуры и образования населения страны. После того как государство диктатуры пролетариата обеспечит необходимый образовательный и культурный уровень населения страны, государство диктатуры пролетариата в рамках построения социализма переходит от первой фазы государства диктатуры пролетариата ко второй фазе построения государства диктатуры пролетариата. Суть второй фазы диктатуры пролетариата состоит в упразднении самого пролетариата путем введения в стране общенародной собственности и отказа от государственной и коллективной форм собственности. Именно с этого момента начинается процесс отмирания государства как аппарата подавления, и государство приобретает новую функцию - аппарат управления обществом. Принятие Конституции 1936 года, ознаменовало окончание первой фазы построения государства диктатуры пролетариата, так как были решены главные задачи: коллективизация, индустриализация, культурная революция, физическое уничтожения буржуазии как класса.

А дальше в теории социализма - тупик. Отсюда и слова Сталина, "Без теории нам смерть, смерть, смерть".

Теория социализма - это прежде всего теория собственности, теория свободы, теория познания, теория партийного строительства. Но главное - это теория собственности.

После смерти Сталина проблема понимания отсутствия теории построения социализма была полностью похоронена, а вся власть оказалась в руках партийно-государственной бюрократии. Таким образом после смерти Сталина, СССР перестал развиваться по пути строительства социализма, а стал развиваться в рамках азиатского способа производства. Итогом такого развития и стал совок.