Госбанки против россиян

Средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам, выданным в России в апреле 2016 года, составила 12,94% — самый высокий показатель за семь месяцев. При этом годовая инфляция на тот же апрель сохранилась на уровне 7,3% — самый низкий уровень за год.

 

Несоответствие этих цифр (при давно декларированной и никем не отмененной задаче довести средний процент по ипотеке до уровня инфляции + 2 процентных пункта) может озадачить. Тем не менее ларчик открывается довольно просто.

Потерянный процент

В России действует государственная программа субсидирования процентной ставки по ипотечному кредитованию. Задача ее — снизить размер выплат для граждан: банк выдает кредит под выбранную им ставку, гражданин платит 12% годовых, остальное банку компенсирует государство.

В связи со снижением инфляции с 1 марта были изменены правила расчета субсидии: если ранее она рассчитывалась как разница между ключевой ставкой ЦБ РФ (11,00%) + 3,5 п.п. и 12% годовых, то есть государство брало на себя 2,5% годовых по кредиту (примерно 1/5–1/6 от общего объема полагающихся банку процентов), то теперь бонус к ключевой ставке уменьшен до 2,5%: таким образом, бюджет оплачивает лишь 1,5% годовых из вашего кредита.

Логика понятна: предполагается, что раз инфляция снизилась, то и кредиты подешевеют, а значит, для конечного заемщика ничего не изменится.

Не тут-то было: банковская система не поверила Центробанку и фактически не подвинулась по собственным ставкам.

Госимущество по-грефовски

Подъем рынка налицо. За первые четыре месяца банки выдали наполовину больше ипотечных кредитов (в денежном выражении), чем за аналогичный период прошлого года. В общей сложности выдана 261 тыс. займов, каждый тысячный из них — валютный. После полутора лет фактической заморозки рынка, вызванной «гениальным» решением Центробанка отпустить рубль в свободное плавание, а учетную ставку поднять к небесам, люди снова стали приобретать жилье — да, подоступнее, то есть подешевле и похуже, но ведь и цены на недвижимость снизились до разумных. И лишь одна сторона процесса обретения новой квартиры не желает и не планирует хоть как-то поумерить свои аппетиты.

Но забавнее всего то, что ипотечный процент на высоком уровне держат отнюдь не «жадные частники», а вполне себе государственные банки, которые вроде бы должны облегчать жизнь гражданам — своим номинальным владельцам. По объемам выданных кредитов лидирует у нас вездесущий Сбербанк (50% + 1 акция в уставном капитале принадлежат России через Центробанк), за ним следуют ВТБ24 (на 100% принадлежит Группе ВТБ, которая, в свою очередь, на 60,9% подконтрольна России через Росимущество) и Россельхозбанк (100% — Россия через Росимущество). То есть ипотечные кредиты по завышенным в нынешней экономической ситуации ставкам нам выдают государственные организации, получающие за это еще и бюджетную субсидию!

Парадокс опять же разрешается просто: на самом деле эти банки работают в интересах не главного собственника — народа Российской Федерации, — а ограниченных групп лиц, сплотившихся соответственно вокруг Германа Грефа, Андрея Костина (наемные менеджеры) и Александра Ткачева (глава Минсельхоза). Конкуренции со стороны малых банков они не чувствуют — те заняты спасением хоть каких-то средств от вежливых проверяющих из Центробанка. Государственные интересы главам Сбербанка и ВТБ тоже по большому счету безразличны. Отсюда и стабильно высокие кредитные ставки при одновременном снижении процентов по депозитам (в конце апреля оба лидера рынка существенно понизили доходность вложений для физических лиц).

Источник: http://vremya4e.com/russia/40533-gosbanki-protiv-rossiyan.html

30
7000
27