ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ

На модерации Отложенный

 

Чтобы осознать, какие катастрофические ловушки может ненароком подстроить себе и обществу новый министр образования, обозначим условно (очень условно) два основных негативных явления (тренда) в нашей науке.

 

1. Тренд Жлобы ("успешные" и "состоявшиеся").

 

В наше время 85% (или меньше?) кандидатских и докторских диссертаций представляют собой пустопорожнюю чушь и написаны из банальных карьерных побуждений (ради должностей и зарплат).

Когда-то Лимонов написал, что диссертация нужна и полезна лишь тому, кто её пишет.

Это было отношение поэта и работяги к чисто теоретическим изысканиям, к формальной логике и абстрактным построениям. И в те далёкие уже времена с ним можно было бы и не согласиться. Неважно, что химик, математик или лингвист напридумывал и наоткрывал отвлечённого, узко специального и далёкого от реальных потребностей населения.

Не очень важно. Лишь бы это было верно, не совсем тривиально, содержательно, не являлось ложью или фальшивой подтасовкой.

Нет, с лимоновской критикой той, далёкой уже науки мы, пожалуй, не согласимся.

Ему просто нравилось противопоставлять себя "образованщине".

И вот с тех пор прошли десятилетия, закончился "застой", закончилась "перестройка", закончился геноцид 90-х, промелькнуло незаметно первое десятилетие XXI века.

И сегодня та наука и те далёкие диссертации выглядят гениальными шедеврами на фоне нынешних "диссертаций", к которым на самом деле теперь очень подходят язвительные слова Лимонова.

Как правило, это жалкая фальшивка, наукообразная ахинея или, в лучшем случае, эпигонское тиражирование уже сделанного кем-то ранее.

Эту пухлую псевдонаучную галиматью со множеством таблиц и графиков, состряпанных с привлечением "экселя" и прочих современных возможностей, просто противно брать в руки и перелистывать.

На фоне таких "диссертаций" конкретные добросовестные статьи и заметки (пусть недлинные, пусть абстрактные, пусть далёкие от "практических приложений") каких-нибудь одержимых наукой физиков, математиков или химиков выглядят несравненно весомее и ценнее. Хотя бы потому, что они без вранья и имеют содержание.

Лучше бы всего этого не знать. Отравляет душу.

Армия циничных и энергичных шабашников-халтурщиков штампует не только "контрольные" для студентов-заочников, но и "диссертации" для депутатов, чиновников, артистов, спортсменов и прочих желающих.

Путин, может быть, и остановил геноцид 90-х, но он не в состоянии убить в себе "чубайса" и остановить чудовищные дегенеративные последствия геноцида.

Узники либерально-потребительского концлагеря уже на всё согласны. И на массовое вступление в "ЕдРо", и на массовое вступление в ряды соискателей, кандидатов и докторов.

Бедные Архимед и Евклид - они совсем не кандидаты наук. А вот у нас будет страна "остепенённых". В пиджаках, в галстуках, с "мобильниками", в автомобилях. Миллионы серых ничтожеств.

На этом поспешим завершить схематичный эскиз явления "Жлобы", чтобы нас ошибочно не причислили к каким-нибудь антипутинским оранжевым недоумкам.

 

2. Тренд Враги (пятая колонна частично инкорпорированных в западную цивилизацию).

 

Лукавые Враги, красноречиво ссылаясь на растущую популяцию Жлобов, не устают подталкивать нас к тому, чтобы просто вообще всё отдать на откуп Западу (иногда маскируются международным сообществом).

Стать вечными послушными учениками-лакеями.

Занять нижнее место в иерархии и постепенно исчезнуть как цивилизация.

Хорошо известно, что для них принципиально не существуют (и никогда не существовали) Ломоносов, Менделеев, Остроградский, Попов, Доливо-Добровольский.

Процесс, кстати, не стоит на месте: если в 60-х годах, полвека назад, в западных вузовских учебниках и справочниках (даже в заокеанских) ещё встречались фамилии Чебышева, Ляпунова, Маркова, Колмогорова, Павлова, Королёва, то сегодня эти фамилии уже исчезли. Навсегда.

Не было таких на планете Земля.

Если победит пятая колонна, то через полвека человечество навсегда забудет про Лобачевского и Гагарина.

Индекс цитирования, говорите?

Да пожалуйста!

Виртуозные мастера междусобойчика обеспечат друг друга массовым цитированием и будут впускать в свою кастовую систему только своих. Даниил Гранин, Игорь Шафаревич и Лев Понтрягин просто отдыхают.

Современная пятая колонна постарается создать такую непробиваемую систему фильтрации, сегрегации и научного апартеида, что написанное в публицистике Понтрягина и Шафаревича покажется цветочками.

Разве иные маниакальные деятели "Эхо Москвы" и телеканала "Совсекретно" относятся к нам лучше, чем белокурые эсэсовцы, сжигавшие наши деревни?

Кто-нибудь возьмётся утверждать, что Губин и Сванидзе относятся к Русской цивилизации лучше, чем к ней относились Гитлер и Гиммлер?

Тем более, что у пятой колонны появился козырной туз - наше технологическое отставание, возникшее за последние двадцать лет.

И они будут бесконечно и неутомимо фарисействовать, призывая не изобретать велосипед.

Ну а неизлечимый фашизм Запада пока неплохо замаскирован многословной риторикой про конкурентоспособность и неконкурентоспособность.

На этом поспешим завершить схематичный эскиз явления "Враги", чтобы нас ошибочно не причислили к каким-нибудь упрощённым и однозначным сталинистам.

 

Итак, у нас новый министр. Собирается укротить Жлобов и остановить их размножение ? Это, конечно, хорошо. Хорошо бы.

Но не закончится ли это благое намерение полной и окончательной победой Врагов?

Как заметил когда-то один литератор: стреляли-то мы в "коммунизм", а попали в Россию (хотели убить КПСС, а убили Россию).

Или наоборот. Попытается новый министр решительно разворошить осиное гнездо прозападной "научной элиты" - и, ненароком, сыграет на руку Жлобам. Нетрудно ведь представить хитрого и матёрого Жлоба, бьющего себя в грудь и проливающего крокодиловы слёзы на предмет того, что он "непризнанный отечественный гений, третируемый и подавляемый проклятыми космополитами".

Куда ни кинь - всюду клин. Нелегко быть министром.

Евгений Знак