Латвия скрывает исторические факты о жертвах концлагеря Саласпилс

На модерации Отложенный

Власти Латвии едва не свели в могилу еще оставшихся ветеранов из организации бывших узников детского концлагеря Саласпилс. Увидев новую экспозицию на месте трагедии, те, кто когда-то пострадал от фашизма, с трудом смогли говорить. Оказывается, кровь у детей для немецких солдат никто не выкачивал, их отлично кормили и вообще все это напоминало историю про студентов, которых отправили на картошку. Зато красочно описаны зверства советского режима, хотя он к лагерю Саласпилс ни малейшего отношения не имеет.

 

 

"...Однако евреи составили в итоге меньшинство узников лагеря. По данным историка Валдиса Луманса, в дальнейшем в лагерь заключали советских военнопленных, латвийских и других участников антинацистского сопротивления.
Летом 1942 года часть еврейских узников были возвращены из лагеря в Рижское гетто. Из-за недоедания они выглядели как скелеты. Одним из вернувшихся в гетто был чешский еврей Карел Бесен, известный как «палач Саласпилса» — чтобы спасти свою жизнь, он убивал других узников, но так чтобы они как можно меньше мучились[8].
В декабре 1942 года по поводу принадлежности лагеря состоялся спор между Главным административно-хозяйственным управлением СС (WVHA) и администрацией Рейхскомиссариата Остланд по поводу контроля над лагерем. 1 декабря Главное управление имперской безопасности в Берлине запросило командующего полицией безопасности и СД в Риге Рудольфа Ланге, является ли Саласпилс концлагерем, и если да, то по какой причине он не передан в ведение WVHA. Ланге ответил, что лагерь Саласпилс не является концентрационным, а воспитательно-трудовым, и потому находится под контролем полиции. Генрих Гиммлер счёл такое объяснение неудовлетворительным и называл Саласпилс концлагерем, однако контроль над ним оставался в руках Ланге до прекращения немецкой оккупации[9].
В марте 1943 г. в лагерь начали помещать крестьян, женщин и детей, вывезенных из сёл Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей во время карательных антипартизанских операций (так, в феврале-апреле 1943 г. во время операции «Зимнее волшебство» лишь из Освейского района Витебской области были вывезены 14 175 жителей — взрослые на работу в Германию, дети — в Саласпилс[10]).

 Весной 1943 года германские войска, отступая под уда­рами Красной Армии, поголовно угоняли с собою всё насе­ление оккупированных областей Советского Союза. В свя­зи с этим усилился приток советских детей в концлагеря и тюрьмы на территории Латвии[11]."

ВИКИПЕДИЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Саласпилсский_концлагерь

 

Власти прибалтийской страны обновили мемориальный комплекс.

Фото: NEWS-MAIL.BY

 

Прямо на входе бетонная стена и на ней надпись по-латышски: "За этими воротами стонет земля".

Здесь только вывеска и осталась прежней. По мнению Игоря Гусева, который снял документальный фильм об этом концлагере, обновленный мемориальный комплекс "Саласпилс" — это не историческая правда, а политизированная фальсификация.

Историк все время говорит: это вопрос веры. Теперь все документы и фотоснимки советского времени в Латвии считают пропагандой, а слова живых свидетелей, воспоминания узников, ставшие основой его "Были о Саласпилсе", просто игнорируют. Нет на стенах нового комплекса, например, так называемой "Саласпилской мадонны". Да и про братские могилы на гарнизонном кладбище здесь теперь не хотят вспоминать.

Надсмотрщики Саласпилса по указу президента теперь оказались ветеранами Второй мировой войны. На стенах музея — улыбающиеся лица лагерных узников. В Саласпилсе есть стилизованный лагерный барак. Крепкие кровати, добротная одежда — судя по треугольной нашивке, ее носил политический заключенный. Есть даже поздравительные открытки, которые узники получали из дома. В целом, создается ощущение, что никаких пыток, убийств и зверств и вовсе не было.

"Зимнее волшебство" — так называлась одна из фашистских карательных операций. После этой антипартизанской зачистки Елена Грибун семилетней девочкой стала узницей Саласпилса.

В 1943 году ее пригнали из-под Пскова, вместе с другими женщинами и детьми. Вот для кого "Саласпилская мадонна" — символ человеческих страданий.

Она держит в руках первую книгу о концлагере 62-го года выпуска, она так и называется: "Саласпилс" — лагерь смерти". Но реставратор мемориала Улдис Нейбургс взял и написал свою, более современную историю.

"Для меня лагерь смерти — это как-то слишком, ведет к советской пропаганде. Это в советское время говорилось, что погибло 100 тысяч и так далее, но это совсем не так", — говорит исследователь.

И про детей, оказывается, тоже "не так". Теперь у фашистского концлагеря две истории — как две параллельные вселенные. Современной Латвии ближе та, где узникам очень нравится жить в Саласпилсе.