Нации, народы, цивилизации.
Определение «нации», господствующее до настоящего времени в отечественной социологии, дал И.В.Сталин.
«Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. (…) Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию».[1]
Собственно те же самые признаки нации, которые даёт И.В.Сталин в своём определении, приводятся и в современном школьном учебнике «обществознания»[2] под редакцией Л.Н.Боголюбова (т. 2, «Человек и общество»[3] — учебник для 10 — 11 классов, М., «Просвещение», изд. 8,2003 г.), хотя они и не сведены в строгое определение термина «нация»: исторический характер образования наций (стр. 316, абзац 2), язык (там же, стр. 316, абзац 3), общность территории и экономическая связность (там же, стр. 316, абзац 5), общность культуры (там же, стр. 316, 317), в которой выражается и благодаря которой воспроизводится национальный характер в преемственности поколений (хотя вопрос о национальном характере и национальной психологии учебник оставляет в умолчаниях).
Однако происшедшие в ХХ веке экономические изменения глобального масштаба показывают, что сталинское определение нации не вполне точно, поскольку под воздействием глобализации экономическая связность большинства наций (и соответственно их экономическое обособление друг от друга) ушли в прошлое. А под воздействием интенсифицировавшегося культурного обмена постепенно уходит в прошлое и их культурное обособление и своеобразие.
Поэтому сталинское определение термина «нация» необходимо уточнить. Для наций во все времена характерна не общность экономической жизни, а общность смысла жизни, выходящего за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей людей, составляющих нацию, который выражается в общественном самоуправлении, включая и управление экономикой. Если этот общий для людей смысл жизни есть, то есть и нация; если его нет, то при всех прочих признаках нации, имеется люмпен[4], который обречён либо обрести такого рода смысл жизни, либо сгинуть в историческое небытиё.
В периоды социальных кризисов доля люмпена в составе населения возрастает, и это представляет большую опасность для общества и его перспектив — вплоть до ухода в историческое небытиё под воздействием массовой люмпенизации.
С учётом этого уточнения термин «нация» можно определить так:
Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности: 1) языка, 2) территории, 3) смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления, 4) психического склада, проявляющегося в культуре. Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию.
Народ это больше, чем нация. Народ (в смысле культурно своеобразный этнос, а не население того или иного государства) это — нация, проживающая в ареале доминирования её национальной культуры, плюс национальные диаспоры, т.е. носители соответствующей национальной культуры, проживающие в ареалах доминирования иных национальных культур.
Но история знает общности более широкие, чем национальные.
Если один и тот же смысл жизни, является идеалом разных народов, и они так или иначе работают на то, чтобы эти идеалы были воплощены в жизнь, то возникает общность народов наднационального порядка. Это — цивилизационная общность. Она неформально объединяет многие народы, даже если их идеалы не стали пока реальностью в жизни: «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что [5] считает прекрасным и истинным, о чём воздыхает» (Ф.М.Достоевский).
При таком взгляде обозримая история человечества — это история региональных цивилизаций, каждая из которых характеризуется определёнными жизненными идеалами, отличающими её от других региональных цивилизаций.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
______________________________________________
[1] Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. — Сочинения. Т. 2. М.: Издательство политической литературы. 1946. — С. 296, 297.
[2] Термин «обществознание» порождён в 1990‑е гг. графоманами, обслуживавшими либерально-буржуазный режим, чтобы уйти от термина советских времён «обществове́дение». Вопрос о жизненной состоятельности этого учебника «обществознания» анализируется ВП СССР в работе «Нам нужна иная школа» (2005 г.). Эта и другие работы ВП СССР, представляющие Концепцию общественной безопасности (КОБ), опубликованы в интернете на сайтах: www.vodaspb.ru, http://subscribe.ru/catalog/state.politics.bkz, www.dotu.ru, http://m3ra.ru, на ряде других сайтов, а также распространяются на компакт-дисках в составе Информационной базы ВП СССР и издаются типографским способом.
[3] Том 1, «Введение в обществознание» — учебник для 8 — 9 классов.
[4] Как сообщает Википедия: «Люмпен (от нем. Lumpen — «лохмотья») — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие)».
Люмпен и криминалитет по сути безнациональны, хотя и имеют те или иные национальные корни.
[5] Здесь и далее в угловых скобках — наши добавления в цитируемых текстах.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Комментарии
Спрашивается, где была граница (или границы) нации или наций в СССР ?
Вот и границы.