СЕКРЕТНЫЕ архивные материалы Часть 1: Геноцид армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923г

На модерации Отложенный

24 апреля - День памяти жертв геноцида армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923гг.

 Секретные архивные материалы

 Дорогие друзья! Ежегодно 24 апреля армяне всего мира вместе со всем прогрессивным человечеством отмечают День памяти жертв геноцида армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923гг.. На фоне сегодняшних политических событий ответственность Турции за геноцид армян относится не только к ключевым вопросам правосудия, но и ликвидации его последствий. С признанием ответственности государства за геноцид прямо и непосредственно связан вопрос  о применении санкций вплоть до принудительных мер, включая военные, и, самое главное, принятие мер по ликвидации последствий.

 Сегодня Турция всячески пытается уйти от ответственности за содеянное, не допустить ликвидации последствий этого преступления, помешать подведению логической черты под прошлым и строительству новых цивилизованных отношений.

Мы не раз обращалась к теме геноцида армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923гг., и сегодня  мы, совместно с редакцией газеты «Нахичевань-на-Дону» - издание Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины, начинаем публикацию малоизвестных документов, которые, на наш взгляд, не только подтверждают ответственность турок и Турции за содеянное и способствуют торжеству права и справедливости, но и  устраняют возможность рецидива, расчищая путь к нормализации отношений на основе норм международного права.

Архивные материалы любезно предоставлены нам редакцией газеты «Нахичевань-на-Дону» (сайт газеты - http://nnao.ru/gazeta.html )

 ------------------

Часть 1.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ

о квалификации действий Турецкого правительства в отношении армян как «преступления против человечества» и уголовной ответственности его организаторов и исполнителей

(опубликованная одновременно 24 мая 1915 г.)

В течение всего последнего месяца в Армении происходит резня ярмян курдами и турками при явном попустительстве, а иногда и при прямом содействии оттоманских властей. В половине апреля н. ст. резня армян имела место в Эрзеруме, Дергане, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен деревень в окрестностях Вана; в самом Ване армянский квартал осаждался курдами. В то же время константинопольское Турецкое правительство подвергает арестам и небывалым притеснениям мирное армянское население.

Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечества и цивилизации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов Турецкого правительства, а также на тех его местных представителей, которые окажутся причастными к подобной резне.

ТЕЛЕГРАММА РОССИЙСКОГО ПОСЛА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ М. ГИРСА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ С. САЗОНОВУ

(11 октября 1914 г.)

Вице-консул в Баязеде телеграфирует: «Власти продолжают вооружать банды разбойников. Армяне в панике бегут в Россию, опасаясь резни, которую ждут со дня на день. Акимович».

МНЕНИЕ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II О БУДУЩЕМ АРМЕНИИ, ВЫСКАЗАННОЕ В БЕСЕДЕ С ПОСЛОМ ФРАНЦИИ ПАЛЕОЛОГОМ

(21 ноября 1914 г.)

В Анатолии я, конечно, займусь положением армян. Я не могу снова оставить их под турецким ярмом. Должен ли я аннексировать Армению? Я могу сделать это только по их просьбе. Иначе я собираюсь предложить им автономное правление.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Г. ВАНГЕНГЕЙМА РЕЙХСКАНЦЛЕРУ БЕТМАН-ГОЛЬВЕГУ

(17 июня 1915 г.)

Высылка армянского населения из своих домов в провинциях Восточной Анатолии и их расселение в других районах осуществляется безжалостно.

Высылаемых принуждают силой покинуть свои дома, либо немедленно, либо в течение пяти дней, поэтому они вынуждены бросить свои дома и значительную часть своего движимого имущества. Они даже не могут взять с собой на дорогу необходимые пожитки и продукты. По прибытии на место назначения они, беспомощные и беззащитные, оказываются среди людей, которые враждебно относятся к ним. В ряде мест во время пешего перехода происходили эксцессы; сообщают, что армяне, высланные из Диарбекира в Мосул, все были убиты в пути. Невозможно ожидать, чтобы правительство выдавало высылаемым деньги, продукты питания и другие вещи; в Эрзеруме Императорский Консул и американские миссионеры оказали помощь, в других местах — представитель Армянского патриархата.

Стало ясно, что высылка армян вызывается не только военными соображениями. Министр внутренних дел Талаат-бей недавно откровенно заявил об этом доктору Мордтману, который служит сейчас в Императорском Посольстве. Талаат сказал, что «Порта намерена воспользоваться мировой войной, чтобы полностью очиститься от внутренних врагов — местных христиан — и чтобы при этом другие страны своим дипломатическим вмешательством не мешали ей сделать это. Такая мера будет служить интересам немцев, всех союзников Турции, которая таким путем сможет укрепиться».

ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Г. МОРГЕНТАУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ Р. ЛАНСИНГУ

(10 июля 1915 г.)

Преследование армян приобретает беспрецедентные масштабы. Сообщения из самых разных округов свидетельствуют о систематической попытке искоренить мирное армянское население и посредством произвольных арестов, страшных пыток, массовых выселений и депортаций из одного конца Империи в другой, сопровождаемых часто изнасилованиями, грабежами, убийствами, перерастаемыми в резню, довести этот народ до разорения и разрушения. Эти действия не являются ответом на требование общественности, либо фанатиков, они чисто произвольны и направляются из Константинополя во имя военной необходимости, часто в округах, где никакие военные действия, вероятно, и не будут иметь место. Мусульманское и армянское население жили в согласии, но поскольку армянские добровольцы, многие из них российские подданные, вступили в русскую армию на Кавказе и поскольку некоторых подозревают в участии в вооруженных революционных движениях, а другие оказывали помощь русским, когда те вторглись в Ванский округ, то осуществляется страшная месть. Большинство пострадавших — это невинные люди, которые лояльно относятся к Оттоманскому правительству. Почти все — старики и женщины. Все мужчины в возрасте от 20 до 45 лет служат в турецкой армии. Жертв лишают жилья и отправляют пешком, чтобы они рассеялись в неизвестных им округах, при этом не создаются никакие условия, чтобы разместить их или обеспечить питанием.

В ряде мест нам не разрешили облегчить их страдания или увидеться с ними. В немногих случаях, когда армяне оказывали сопротивление этим мерам и искали спасение в горах и были обнаружены кое-какое оружие или бомбы, это провоцировало власти на еще большие жестокости, которые они пытаются оправдать этим противодействием. Немыслимые страдания, болезни, голод и гибель будут продолжаться беспрепятственно. Консул Дэвис сообщает из Харпута:

«Преподаватели Американского колледжа подверглись пыткам. Некоторые умерли от пыток или же сошли с ума. Несколько сот молодых армян — бывших солдат, некоторые из них были студентами Американского колледжа, выслали без еды, одежды и денег.

Ночью 2З июня несколько сот других недавно арестованных армян, в том числе профессоров Американского колледжа, были высланы опять без еды, одежды и денег. Как сообщают, по дороге гибнет много арестованных. По-видимому, ведется подготовка к высылке еще многих. Сегодня мне сообщили конфиденциально, что от местных армян требуют огромную сумму денег. Похоже, существует систематический план уничтожения армянской расы...

Это относится только к одному месту. Многие армяне становятся мусульманами, чтобы избежать преследования.

Единственное здесь посольство, которое могло бы помочь смягчить эти зверства, — это германское, но я думаю, что оно просто ограничится советом и формальным протестом, вероятно, для констатации факта и для того, чтобы оградить себя от будущей ответственности. Германский посол собирается уехать в шестинедельный отпуск. В беседе с ним подчеркнул, что он и его правительство будут нести значительную долю вины в этом позоре<...> Австрийский посол обещал мне попытаться повлиять на Министра внутренних дел.

Я неоднократно говорил с Великим Визирем и серьезно просил Министра внутренних дел и Военного министра прекратить это преследование. Мои доводы тщетны. Находящиеся во власти люди являются революционерами и свергли правительство Гамида в сотрудничестве с некоторыми армянскими революционерами<...> Они признают, что прибегнут к любым средствам, чтобы сохранить контроль над правительством. Они утверждают, что отказались видоизменить националистическую политику комитета «Единение и прогресс», даже когда Россия, Франция и Великобритания пригрозили оттоманскому кабинету министров, что будут нести личную ответственность. Турецкие власти желают воспользоваться нынешней ситуацией, когда три великие державы находятся в состоянии войны с ними, а с Италией отношения напряженные и две другие являются их союзниками и поэтому не вмешаются, когда они так успешно отбивают внушительное наступление на Дарданеллы.

Я беседовал с находившимися сейчас здесь разными американскими миссионерами из Таджмарсована [Марсована?], Бейрута, Бардизага и Константинополя, и все они согласны в том, что нынешний кризис хуже, чем резня в 1895 и 1896 гг., но никто из них не смог предложить какие-то новые дополнительные шаги, кроме тех, которые я уже предпринял. Они опасаются, что события будут развиваться своим чередом. Турецкие власти четко заявили мне, что я не имею права вмешиваться в их внутренние дела. Тем не менее, я хочу спросить, если ли у Вас какие-либо предложения».

СООБЩЕНИЕ КАНАДСКОЙ «ГЛОБ» О ЗАЯВЛЕНИИ ГРАФА КРЮ, ЛОРДА-ПРЕЗИДЕНТА СОВЕТА, В ПАЛАТЕ ЛОРДОВ БРИТАНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

(28 июля 1915 годя.)

Граф Крю, Лорд-президент Совета, отвечая в Палате лордов на вопрос ви- конта Брайса относительно резни турками христиан в Армении, заявил, что информация, поступившая в Министерство иностранных дел, говорит о том, чтс в последнее время такие преступления увеличились как по количеству, так и по степени жестокости. Они выражаются, сказал граф, как в массовой резне, так и в массовых депортациях, которые осуществляются под предлогом принудительной эвакуации. Подобные преступления, добавил он, совершались турками против христиан и на персидской границе.

Лорд-президент Совета выразил сожаление, что невозможно предпринять срочные шаги, чтобы приостановить такие зверства, но заявил, что ответственные за это понесут в конечном итоге справедливое наказание.

НОТА ПРОТЕСТА ПОСОЛЬСТВА ГЕРМАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ПРОТИВ РЕЗНИ АРМЯН

(4 августа 1915 г.)

В своей ноте Турции Германское правительство выразило свое недовольство по поводу «массового и огульного выселения (армянского населения), особенно ввиду того, что это выселение сопровождается актами насилия, такими, как резня и грабежи».

ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Г. МОРГЕНТАУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ Р. ЛАНСИНГУ

(11 августа 1915 г.)

Антиармянская деятельность турок продолжается без послаблений. От наших консулов и от других поступают сообщения — копии их Вы получите — об ужасах, которым подвергается значительное число невинных и беспомощных людей этой расы. Армянское население быстро исчезает из ада Базара и Измида. В последнее время угроза нависла над Бардизагом, находящимся в каких-то 50 милях от Константинополя, но Государственный министр предоставил им двухнедельную отсрочку, и если что-либо не будет сделано, чтобы прекратить эту зверскую кампанию, этих людей также принудят покинуть свои дома и как скот отправят в безводные и непригодные для жизни места внутри страны, где огромное число, вероятно за исключением тех, кто в отчаянии принял магометанство, несомненно, погибнут в результате резни или голода. Министр труда и торговли и Министр внутренних дел обещали мне позволить армянам, живущим в Константинополе, покинуть страну при условии, что они никогда больше не вернутся. Министр внутренних дел заявляет, что, насколько он понимает, ни один армянин не может сохранить дружеское расположение к турецкому правительству после теперешнего обращения с ними и намекают на решительные меры против всех в Константинополе, если против правительства будет предпринято мало-мальски враждебное действие. Ввиду той легкости, с какой в этой стране создаются предлоги, эти заявления вызывают у меня тревогу. Германский и австрийский послы обещали мне со своей стороны оказать влияние, но я сомневаюсь в эффективности их представления, если они не получат конкретно от своих правительств инструкции настоять на прекращении совершаемых сейчас актов и на принятии решительных мер защиты в отношении тысяч, уже находящихся на пути к своей гибели.

Я серьезно прошу Департамент срочно и всесторонне рассмотреть этот вопрос с целью принятия решения, которое возможно поможет сдержать это правительство и определенно даст возможность оказать действенную помощь, которая сейчас запрещена. Мне трудно оставаться безучастным и не делать ничего, чтобы остановить попытку уничтожить нацию, но я понимаю, что нахожусь здесь в качестве посла и должен руководствоваться принципами невмешательства во внутренние дела другой страны. Если, конечно, Вы не сочтете все это таким исключительным положением, что Департамент поручит мне выразить безоговорочный протест от имени нашего правительства. Я предлагаю для серьезного рассмотрения следующие соображения в надежде, что они могут оказать помощь в принятии решения по весьма срочному и деликатному вопросу, который еще более осложняет наши усилия по представлении здесь интересов столь многих иностранных государств:

(1) правительство США во имя человечности обращается к турецкому правительству со срочной просьбой немедленно прекратить нынешнюю кампанию и позволить выжившим вернуться к своим домам, если это не в законах военных действий, либо обращаться с ними надлежащим образом;

(2) если наши нынешние отношения позволяют, сделать императору Германии официальное представление с призывом потребовать от Турции, его союзницы, прекратить уничтожение христианского народа;

(З) безотлагательно и решительно официально потребовать предоставить американцам и другим все возможности для посещения и оказания денежной и иной помощи, которую они могут пожелать оказать армянам, уже депортированным правительством.

Я считаю, что третье предложение могло бы оказаться самым приемлемым при нынешних обстоятельствах и решительная и неуступчивая в этом вопросе позиция в отношении нашего права оказывать срочную помощь этим беспомощным людям сама по себе будет подразумевать нашу протестную позицию. Оказание такой помощи могло бы оказаться средством спасения тысяч в этот период военного напряжения, после которого положение может обрести более обнадеживающие пропорции.

(Продолжение следует)