КАК СДЕЛАТЬ БЮРОКРАТИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ

На модерации Отложенный

Бюрократия вещь хорошая, когда она хорошо работает. А вот если плохо… 

В связи с трагедией в Перми, президент Медведев и премьер В.В.Путин неоднократно давали нелицеприятные оценки работе своих подчинённых.

Думаю, не только я согласен с оценкой президента Медведева тех бизнесменов и чиновников, которые допустили пожар. «То, что хозяева и устроители этого шоу – безответственные мерзавцы, это понятно. Но нужно посмотреть и на роль государственных структур, в том числе и федеральных структур. Если они дают предписания, на эти предписания плюют, то тогда нужно поставить вопрос о том, что их предписания неэффективны. И в этом случае они просто не справляются со своими обязанностями».

Я хочу верить в искренность стенаний премьера и президента, когда они говорят о плохой работе бюрократов на местах. Но что они одни могут сделать? 

Чиновники не хотят эффективно работать. А зачем? Зарплата и так идёт. Свою должность многие рассматривают как «доходное место».

В ГИБДД Московской области разразился грандиозный скандал. Зам.начальника райотдела ГИБДД по Московской области был задержан с поличным во время получения 10 000 руб. и еще 600 долларов США от стажера. За эти деньги начальник обещал сделать стажера полноценным инспектором.

Проверки в Перми выявили продажность чиновничьего аппарата. Жажда НАЖИВЫ вытесняет совесть как ненужный рудимент. Совесть сегодня не в цене. Деньги многим оказываются дороже. 

Надо судить бизнесменов вместе с «купленными» ими чиновниками!

Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда всё имеет свою цену, ключевая проблема – в СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ! 

Если бы чиновники и бизнесмены знали, какие огромные компенсации им придётся выплачивать в случае причинения ущерба гражданам, они бы поступали осмотрительнее и не экономили на соблюдении правил пожарной безопасности. Они бы подсчитали, что сумма денежных потерь для них гораздо больше, чем переоборудование помещения в соответствии с правилами безопасности.

Как известно, в России строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Да и качество наших законов оставляет желать лучшего. Потому и плюют на них. Каждый день в окно наблюдаю, как люди ходят не по асфальтированным дорожкам, а напрямик по газонам – так быстрее!

Когда-то мы сокрушались, что в СССР на 200 млн. населения было 18 миллионов бюрократов. Сегодня процент чиновников гораздо больше, а эффективность их работы вряд ли выше. 

За 2008 год число чиновников в России выросло на треть. Затраты в целом по стране на содержание госаппарата в последние годы значительно увеличились, в частности расходы на госуправление - почти на 30 процентов, - заявил вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин. - В 2008 году число госслужащих в регионах в целом по стране составило 17 человек на 10 тысяч населения, что на 11 процентов выше, чем в 2007 году. Правительство проанализировало работу около 19 тысяч госучреждений и 6,5 тысячи госпредприятий. И пришло к выводу, что значительную часть из них нужно либо реорганизовать, либо вовсе ликвидировать. 

Количество чиновников никак не связано с качеством управления!

Потому и рухнула советская власть за три дня, поскольку переполнилась чаша народного терпения, и никто не хотел поддерживать эту «народную» власть, которая давно уже стала властью для самой себя.

Сейчас я занимаюсь показательным в данном отношении делом. Гражданин в 1973 году законно получил квартиру на основании выданного ордера и решения местного органа власти (исполкома). Но когда он решил приватизировать свою квартиру, то оказалось, что её не существует! То есть фактически она есть, а юридически её как бы и нет. Всё дело в одной лишь букве – «А». Когда создавались ПИБы и составлялся Единый государственный реестр прав, бюрократы забыли или поленились внести в списки квартиру с литерой «А». В результате юридически она не существует, хотя гражданин все эти годы жил в этой квартире и платил квартплату. Администрации местных органов власти менялись как перчатки, но никто не удосужился выполнить свои непосредственные обязанности. И теперь гражданин вынужден обивать пороги различных инстанций и просить чиновников сделать то, что они обязаны (!) были сделать давным-давно. 

Когда приходишь на приём к бюрократу, он старается подчеркнуть твоё положение как просителя. Ну а если ты чего-то просишь, то … 

При этом смотрит на тебя «рыбьим взором», в упор не замечая, говорит заученные фразы, и видно, ждёт не дождётся, когда наконец уйдёшь или принесёшь...

Конечно, встречаются и среди чиновников приличные люди. Но не так часто, как хотелось бы. 

Когда ходишь по бюрократическим инстанциям, возникает ощущение, будто движешься в каком-то «вазелине» – настолько всё медленно; будто во сне – словно бежишь, но стоишь на месте. Это натуральное хождение по мукам, самые настоящие круги ада! Невольно позавидуешь Сизифу! 

Чтобы ходить по чиновничьим инстанциям, нужно изрядно накачаться успокоительным, да ещё обязательно взять с собой диктофон, а лучше скрытую видеокамеру. Потому что чиновники забывают данные обещания и отказываются от своих слов. Никакой ответственности ни за слова, ни за дела! Зато как чиновники действуют в интересах личного выживания, хорошо показано в фильме «2012». 

В общем, спасение граждан дело самих граждан!

Когда начинаешь что-то требовать у бюрократов, ссылаясь на закон, слышишь сакраментальную фразу – «НЕ МЕШАЙТЕ РАБОТАТЬ»!

То есть граждане, требуя от чиновников выполнения ими своих функций, мешают работать! А всё потому, что чиновники граждан не боятся и не несут перед ними никакой ответственности. Чиновники могут бояться только вышестоящих чиновников. Раньше бюрократов называли «слуги народа». А теперь как? – «… народа»?

Лучше всех ситуацию в органах государственной власти знают гардеробщицы, работающие там не один год. Я часто беседую с ними. Ведь они становятся невольными свидетелями страданий народных «у парадного подъезда». 

Ничего не изменилось со времён Некрасова и Сухово-Кобылина. Если чиновник вынес «заинтересованное решение», он будет всячески препятствовать восстановлению гражданином своих законных прав. 

Может быть, «электронное правительство» нам поможет?

Когда я хожу по бюрократическим инстанциям, то чувствую себя гоголевским «капитаном Копейкиным» из поэмы «Мёртвые души».

Понятно, почему царская цензура запретила эту повесть. Сколько у нас сейчас таких «капитанов копейкиных»! 

Ну а кто слишком громко требует соблюдения своих прав и грозит подать в суд, от того чиновники избавляются, как пытались избавиться от меня, сфабриковав уголовное дело. Я описал это в романе-быль «Странник»(мистерия). 

Проблема ещё и в том, что подать в суд на чиновника очень трудно. Поскольку основанием подачи иска является нарушение прав, чиновники стараются не давать таких ответов на заявления граждан, которые могут быть истолкованы судьёй как нарушение закона, и потому дают отписки, которые судья не принимает, поскольку не усматривает правового конфликта в соответствии со статьями 131 и 132 ГПК РФ. То есть, право обратиться в суд с иском у граждан есть, но в принятии и рассмотрении иска судья может отказать. 

Когда судья дважды (!) не принимает к рассмотрению мой иск к местной администрации у меня (практикующего юриста с двадцатилетним стажем, не проигравшим ни одного дела), ссылаясь на то, что я неправильно составил исковое заявление, то что это может значить? 

А перед дверью очередь обсуждает, сколько берёт судья, и как давать.

Попасть на приём к судье становится всё труднее, поскольку в часы приёма граждан судьи назначают судебные слушания. 

Да и пройти в суд непросто. Теперь на входе в суд установлены металлодетекторы, а судебные приставы проверяют багаж и записывают паспортные данные. Для судов уголовного производства это понять можно. Но когда стали досматривать при входе в суд общегражданского производства, я заинтересовался. Мне ответили, что это делается в целях безопасности.

Понятное дело, судьи боятся. И, наверное, есть чего.

30 августа 1996 года, в здании Останкинского межмуниципального народного суда Москвы в совещательной комнате зала № 219 была убита народный судья Ольга Лаврентьева. История нашумевшая. Не очередной киллер, а инвалид Валерий Иванков убил судью. За день до события она приняла решение о конфискации вещей, которыми он, не имея на то разрешения, торговал в подземном переходе возле станции метро «Алексеевская», и назначила штраф – 37 тысяч 950 рублей. Примерно такую сумму – 36 тысяч рублей – он в тот же день выложил за нож. Наутро этим ножом нанес ей 13 ранений. В деле Иванкова есть слова, сказанные им после убийства: «Она первой приговорила меня к смерти. К смерти от голода. А я её приговорил к смерти от ножа. Я убивал не женщину, а судью. Я убивал правосудие».

У меня был случай, когда судья вынесла решение о выселении за неуплату квартирной платы, даже не затребовав квитанций об оплате. Хотя гражданин платил квартплату. А когда гражданин добивается с большими усилиями отмены незаконного решения, то почему он не может предъявить иск к этому судье, вынудившего гражданина тратить время и силы на отмену незаконного решения? На обычном производстве работника штрафуют за брак. А почему в судейских «как с гуся вода»?

Почему бюрократ не несёт никакой моральной и материальной ответственности за свои незаконные решения, причинившие имущественный вред гражданину?

Два года назад я написал в блоге, как в Европе водители уступают дорогу пешеходам. Наконец и у нас приняли соответствующий закон, заставляющий водителей автотранспорта пропускать пешеходов.

Но я продолжаю уступать дорогу водителям. Почему? Потому что наши водители продолжают сбивать людей, и при этом отделываются минимальным возмещением ущерба жизни и здоровью гражданина. А вот если бы они выплачивали всю жизнь огромные алименты, тогда бы они ездили осторожнее.

Сегодня в России сумма денежных компенсаций за причинённый вред выросла до 1 млн. рублей (33 тысячи долларов). При тех же условиях западные страховые компании выплатят 150 тысяч долларов! Это означает, что цена человеческой жизни в России ниже, чем в Европе в 5 раз! 

В западных странах существуют чёткие рекомендации для судей по возмещению сумм причинённого морального вреда, и суммы компенсаций несравнимо выше, чем в России. 

В Германии истец предъявил иск к ответчику — дантисту — в связи с тем, что тот, вопреки его волеизъявлению, произвел удаление его зубного корня. Суд расценил эти неправомерные действия дантиста как нарушение права на свободу волеизъявления, а также как незаконное посягательство на физическую неприкосновенность истца и взыскал с ответчика в качестве компенсации нематериального вреда 4 тыс. евро.

Директор супермаркета высказал истице в присутствии собравшихся клиентов подозрение в воровстве и потребовал пройти с ним в соседнее помещение. В заключение ее обыскали в полицейском участке. Подозрение в воровстве, для которого с самого начала не было конкретных оснований, оказалось необоснованным. При оценке компенсации за причиненный нематериальный вред суд учел, что истица после этого происшествия нуждалась в медицинском и психотерапевтическом лечении. Было принято во внимание также наличие небрежности в действиях директора супермаркета. Размер присужденной компенсации составил 1 тыс. евро.

У нас размеры морального вреда судьи определяют по собственному усмотрению, и потому суммы, если и выплачивают, то, как правило, мизерные.

Если бы чиновники и бизнесмены, да и все прочие, знали, какие огромные компенсации будут выплачивать гражданину в случае нарушения его прав, они были бы осмотрительнее.

Надо чтобы чиновник отвечал за свои решения СВОИМ рублём! А сейчас за действия чиновника компенсации выплачивает государство, ведь чиновник – государственный служащий. То есть, граждане – налогоплатильщики – платят чиновникам, которые нас же и обманывают. 

Бюрократы морочат нас за наши же деньги!

Компенсации выплачиваются из казны, то есть опять же из кармана налогоплатильщиков.

Возникает резонный вопрос: за что мы платим бюрократам?

ЧТО Я КОНКРЕТНО ПРЕДЛАГАЮ.

1 Принять закон, по которому можно будет подавать в суд на конкретного чиновника и требовать непосредственно им возмещения причинённого его действием или бездействием морального или имущественного вреда гражданину.

2 Принять закон, в котором чётко определить и увеличить суммы возмещения морального вреда, как это есть во всех цивилизованных странах.

3 Существенно увеличить суммы возмещения гражданину причинённого ему материального вреда!

ВСЁ ЭТО РЕАЛЬНО ПОВЫСИТ ЦЕНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ!

P.S. Буду признателен всем, кто процитирует эту мою статью для наших законодателей.