Партизанская война. Народные мстители или месть народу?

На модерации Отложенный

«От Путивля до Карпат» - кто не слышал этого названия (книга)? Но так ли однозначно сейчас выглядит партизанское движение? Успехи партизанского движения в 1812 году было «успешным», когда «громили» отступающие деморализованные части наполеоновские части. Кроме того, тогда войны велись «благородно». Особых карательных ответных действий против гражданского населения не наблюдалось. Местное население было обеспечено продовольствием. Оружие могло быть примитивным - вилы, топоры и косы были вполне эффективными.

А что получилось в 1941-1943? Немецкие (и их союзники) войска наступали. Население не имело значительных запасов продовольствия (колхозная система сосредотачивала продовольствие на складах, которые были либо эвакуированы, либо уничтожены, скот угнан). В начале лета еще не был собран урожай, который в значительной мере пострадал от военных действий, а остатки попали под контроль немцев. Война потеряла «благородство». Человеческая жизнь потеряла ценность, а об отношении Гитлера к населению СССР говорить не приходится… Кроме того, военные действия подразумевали наличие оружия (отличного от топоров и вил). Надо отметить, что и «классовая борьба», захлебнувшаяся от «красного террора», вновь разгорелась. Ощутимая часть населения поддерживала немцев (вернее, выступила против Сталина). Борьба вновь началась и на уровне «гражданской войны». Количество коллаборационистов в русских, прибалтийских, украинских и прочих вспомогательных частях и полиции превышало численность партизанских отрядов…

С одной стороны, читая сводки партизан, то одних эшелонов они под откос пускали тысячами, мосты взрывали сотнями… Но в немецких мемуарах очень редко указывается ощутимость потерь от партизан, которые контролировали труднодоступные, «ненужные» территории. Как известно, немцы никогда не придавали значения контролю или захвату территорий. Главной задачей у них всегда были прорывы, охваты, «котлы» и выход на оперативный простор. Мы много говорим о Брестской крепости, но немцы её просто не заметили. Точно так же, как множество частей в окружениях никак не влияли на действия вермахта. Это было обычной практикой ведения боевых действий немцев. Ликвидацией «котлов» занимались второсортные части, которые не использовались в наступательных операциях.

Конечно, партизаны «беспокоили» немцев. Но с ними больше боролись полицейские охранные дивизии, включая основную массу коллаборационистов. Например, ту же белорусскую Хатынь сжег украинский полицейский батальон… Немцы достаточно грамотно бросили против партизан «бывших советских». Массово использовались «псевдопартизанские» отряды, которые уничтожали советских партизан. Зачастую им помогало и местное население, которое часто «до нитки» обирали партизаны.

Но все «успешные операции» партизан сопровождались карательными акциями оккупантов. Конечно, если считать, сколько было уничтожено немцев, то это одно. А если рядом привести цифры уничтоженных заложников, то как-то начинаешь сомневаться в эффективности партизанского движения. Хотя, если считать, что в среднем на одного немецкого солдата РККА «ложило» до 10 солдат, то жертва пяти-десяти селян за одного убитого партизанами немца уже не смотрится так кощунственно…

Войну надо было выигрывать любой ценой. Но как-то обидно, что для самой «человечной» власти «цена» человеческой жизни равнялась нулю. «Русские бабы еще нарожают»… Да, тогда не надо было думать. На войне нет места эмоциям. Но сегодня мы должны оценивать прошлые события не только по их результатам на тот момент, а и применительно к последующим временам.

Да, мы победили. Да, нашу армию боялись. Да, мы полетели в космос и строили АЭС. Но потом оказалось, что мы «радостным шагом с песней веселой» шли в исторический тупик, массово теряя людей и время… «Цель оправдывает средства», но оказалось, что «средством» оказались миллионы человеческих жизней, а «цель» оказалась призрачной…

Склоняя голову перед памятью тех, кто погиб в той борьбе, трудно оправдывать в душе тех, кто пехотой разминировал минные поля и посылал людей без оружия на пулеметы, кто бросал «освобожденных узников немецких концлагерей» на 10 лет в лагеря советские, кто ввел статью в анкету: «пребывал на оккупированной территории»…

Действительно, никто не должен быть забыт, но и ничто не должно быть забыто…