Турция пытается сыграть сразу на нескольких шахматных досках

На модерации Отложенный

С 2014 года киевская власть умудрилась растерять всю международную поддержку, хотя с одним государством Украина умудряется поддерживать более-менее живые дипломатические отношения – это Турция, входящая в первую пятерку импортеров украинской продукции.

В ходе последнего визита в Киев турецкий президент Реджеп Эрдоган заявил о намерениях довести товарооборот между странами до отметки 10 млрд долларов и увеличить количество паромных и авиационных маршрутов. До этого стороны подписали соглашение о безвизовом пребывании граждан на территории обеих стран по формуле 90/180 на основе ID-карт.

По сути, последние годы Эрдоган выступает посредником между Киевом и Москвой. Турецкий президент усиливает свой политический вес на украинском направлении через крымскотатарский фактор. Хотя ясно, что отношения с Киевом для Анкары являются производными от отношений с Москвой. В феврале 2016 года тогдашний премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу посетил Киев, где сделал ряд антироссийских заявлений, в частности, что «сейчас есть три страны, территориальную целостность которых нарушила Россия: Грузия, Украина и Сирия».

А в марте 2016 года Порошенко совершил ответный двухдневный визит в Турцию. На фоне визита Порошенко в Мраморном море проходили совместные учения ВМС Украины и Турции. На тот же период приходится идея, озвученная главой Минобороны Украины Полтораком, о присоединении ВМС Украины к Черноморской флотилии под эгидой НАТО (изначально румынский проект).

Не забывала Анкара в тот период оказывать военно-техническую поддержку ВСУ и крымскотатарскому «Батальону имени Номана Челебиджихана» — бойцы этого батальона наряду с представителями турецкой ультраправой организации «Серые волки» принимали участие в блокаде Крымского полуострова, а Эрдоган не раз встречался с Чубаровым и Джемилевым во время «меджлисовских» конгрессов крымских татар.

проходящих в последние годы в Турции, и заявлял о «непризнании аннексии Крыма».

Но крымскотатарский вопрос для Эрдогана в значительной степени является инструментом в торгах с Москвой. В зависимости от развития отношений с Москвой Анкара дозирует степень публичной поддержки «меджлисовцев» и уровень военно-политического сотрудничества с Киевом. После того, как Турция помирилась с Россией, контакты с Киевом были ограничены. В ноябре 2016 визит турецкой делегации в Крым; полуостров посетили глава турецкой Ассоциации евразийских правительств Хасан Дженгиз, представитель президента Турции Ибрагим Ерилли и вице-мэр Анкары Ахмет Тунч. Также турецкий парламент ратифицировал договор о строительстве газопровода «Турецкий поток». Сейчас Москва ведет переговоры о возвращении своей делегации в ПАСЕ, а также заинтересована в сохранении динамики российско-турецких отношений.

История свидетельствует, что отношения России и Турции никогда не были особо теплыми, потому имея дела с импульсивным турецким президентом, ухо следует держать востро. К тому же никто не отменял того факта, что Турция остается членом НАТО и склонилась в сторону России на фоне охлаждения отношений с Западом.