Оставившие без санэпидконтроля пищевую промышленность в Украине совершили преступление

На модерации Отложенный

 Вал массовых пищевых отравлений украинцев, в том числе вспышки ботулизма, вскрыли, как нарыв,  проблему отсутствиягосконтроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов в нашей стране. Эксперты называют причинами отравлений людей нарушения технологии приготовления еды, сроков и условий хранения продуктов, правил личной гигиены и массовый «отказ» от медосмотров сотрудников общепита. О том, почему резко возросло количество пищевых отравлений в Украине, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам ветеринарной медицины Игорь Басюк.

 -Игорь,  какие меры необходимо предпринять, чтобы украинцы не становились жертвами отравлений в заведениях общественного питания?

- К сожалению, реформирование этих всех  контролирующих служб  привело к тому, что вместе с водой выплеснули ребенка.  Происшедшие отравления украинцев – это как раз результат, и это не единичный случай. Пищевые отравления были достаточно массовые и в  разных городах  Украины. То есть, это говорит не о  случайности, а о системности проблемы. Я считаю, что ликвидация санэпидслужбы  без передачи полноценных функций, в  том числе права проверок, ни к чему хорошему не приведет. И первые результаты  этого мы уже видим.  Мне представляется, что надо иметь контролирующий орган, и контроль не должен мелочным, контроль не должен вымогательством заниматься, как это делали в свое время разные контролирующие службы. Но оставить без санэпидконтроля  пищевую промышленность, в  том  числе общепит, - это преступление. Это грозит намного более тяжелыми последствиями, чем мы сейчас имеем. Это моя точка зрения.

-Самое ужасное, что  вяленую рыбу, от которой украинцы заражаются ботулизмом, производят на госпредприятиях…   

-Совершенно верно.  Поскольку, чтобы зайти проконтролировать  предприятие, надо заранее  предупредить, за 10 дней, что  к ним придут с проверкой. Конечно, за эти 10  дней можно идеальный порядок навести или просто закрыть цех и сказать, что  он сейчас не работает. Через полчаса после ухода проверяющих этот цех заработает.

-Еще одна проблема, что персонал общепита, который контактирует с едой, покупает липовые санитарные книжки…

- Это опять-таки проблема того, что  один контроль убрали, а второй контроль  - адекватную замену ему, чтобы  она решала те  задачи, которые  есть, – не обеспечили. Представьте себе, что санитарные книжки можно купить на рынке. Так же, как и  трудовые книжки, и любые другие документы.

-Что можно посоветовать покупателям, чтобы как-то обезопасить при покупке различных продуктов?

- К сожалению, наш покупатель выступает в роли игрока в  рулетку: повезет -  не повезет. Весьма показательный пример в этом отношении хочу привести касательно проверок и мониторинга точек продажи продуктов. Дело в том, что недавно был сюжет  по телевидению об одном из столичных рынков. Там речь шла о том, что представители Метронадзора пришли на рынок даже не проверить, а промониторить, как работает  у них в весовое оборудование.  Причем пришли официальные представители вместе с корреспондентом. Они просто ставили гирьку на весы и смотрели, что эти весы показывают. Как поднялся на этом рынке крик, руководство базара собрало продавцов, сказав им:  «Вот они хотят, чтобы у вас было меньше покупателей». Начался скандал, представителей Метронадзора начали насильно выталкивать оттуда, стали применять силу и к представителям прессы. Надо отметить, что они даже не проверять пришли, поскольку у них есть функция проверки и функция мониторинга. Они пришли мониторить, и это не влечет за собой никаких правовых последствий. Представители Метронадзора просто пришли изучить, какова ситуация с весовыми приборами на рынке. И  это вызвало небывалый протест продавцов. Те кричали, что они не имеют права снимать это все на камеру, они не имеют права мониторить, и вообще, кто они такие.  Встали  в  штыки, полезли драться, не разрешая проводить мониторинг. В общем, «возбудили» продавцов, которых было человек 200 или 300,  и вся эта ситуация переросла в бунт. Иными словами,  делай, что  хочу, никаких проверок и мониторинга позволять себе нельзя.