Россию пугают новыми санкциями

На модерации Отложенный

В преддверии второй годовщины вхождения Крыма в состав России Госдепартамент США опубликовал заявление, в котором пообещал не снимать санкций с России, пока полуостров «не вернут Украине».

«Мы не примем перекраивание границ силой в XXI веке. Санкции, связанные с Крымом, останутся в силе, пока продолжается оккупация. Мы вновь призываем Россию прекратить оккупацию и вернуть Крым Украине», — заявил официальный представитель Госдепа Джон Кирби. В таком же тоне об этом заявила вчера на слушаниях в конгрессе помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Она заявила, что США никогда не признают полуостров за Россией, поэтому санкции останутся. «Мы понимаем их параллельно, отдельно от Минских соглашений... Мы ясно дали понять, что никогда не признаем оккупацию Крыма и вхождение его в состав России и санкции останутся». Помощник госсекретаря также отметила, что Госдеп будет изучать, какие еще санкции можно ввести против России из-за ситуации с Крымом, которая «не меняется последние два года».

Нуланд добавила, что США «обеспокоены правами человека в Крыму, особенно меньшинств», а также «милитаризацией Крыма». Американский чиновник отметила, что уход России из Сирии также не повлияет на санкционный режим США.

 

Между тем опрошенные «Известиями» эксперты отмечают, что угрозы относительно новых санкций скорее являются политической риторикой, так как Россия уже приспособилась к санкционному режиму. Например, Дмитрий Полевой, главный экономист ING, считает, что основные негативные экономические эффекты от санкций Россия прошла в 2014 — начале 2015 года и сейчас финансовые санкции большого значения для экономики России не имеют. По его мнению, если летом Евросоюз продлит санкции, особого дополнительного давления на российскую экономику это не окажет. А Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка, считает, что, хотя санкции и обусловлены политическими причинами, однако скорее отражают глобальные тренды последних лет, когда страны пытаются защищать свои экономические интересы с помощью разного рода заградительных мер.

— Сейчас в мире вообще наблюдается такая тенденция — растет число разных торговых ограничений, — рассказывает Наталья Орлова. — Ситуация с санкциями — для нас отдельная история, но всё это происходит в рамках глобального тренда. В последние годы в мире возрастало число мер, которыми правительства пытаются защитить свои экономики, в основном через разного рода субсидии, потому что есть ВТО и вводить прямые ограничения сложно. Но всё равно можно говорить о том, что идет дезинтеграция глобальной экономики. Каждая страна пытается решить свои экономические проблемы за счет своих соседей.

По словам эксперта, в условиях, когда мир становится менее склонным к экономической интеграции, «ситуация, что надо торопиться со снятием каких-то санкций, исчезает сама по себе».

— То есть когда санкции являются аномальностью, есть желание вернуться к режиму business as usual. А если сейчас введение ограничений для торговых партнеров является делом обычным, то зачем снимать те ограничения, которые установлены? — поясняет Орлова. Главный экономист Альфа-банка также считает, что Россия выиграла от антисанкций.

— Не нужно считать нас жертвой. Без антисанкций ситуация в экономике была бы хуже, — утверждает она.

Другими словами, разрешение кризиса в отношениях между Россией и Западом будет зависеть в первую очередь от политиков. И здесь крайне важный фактор — общественное мнение. По данным опроса, проведенного исследовательской компанией Populus и французской компанией Ifop, примерно треть жителей США, Голландии, Великобритании, Франции, Германии и Италии считают, что Крым является частью России, сообщает агентство Sputnik. На вопрос «считаете ли Вы, что Крым является частью России, или нет», 39% жителей Италии и 37% жителей Германии выразили мнение, что Крым является частью России. В Великобритании и Нидерландах этот процент составил 33% и 32% соответственно. В США и Франции доля тех, кто считает Крым российским, составляет 26%, при этом в США самый большой процент ответов «не знаю» — 42%.