Почему Джон Келли не сможет навести порядок в Белом доме

На модерации Отложенный

Вскоре после прихода Энтони Скарамуччи на должность директора по коммуникации президент Трамп принял отставку Шона Спайсера и Рейнса Прибуса. Затем он назначил Джона Келли начальником штаба, чтобы прекратить хаос в Белом доме. Келли сразу же взялся за работу, результатом чего стало увольнение Скарамуччи уже через 10 дней после назначения. «Нет хаоса», - прокомментировал Трамп в Twitter кадровые перестановки.

Но его действия говорят громче, чем его слова. Дисфункциональный Белый дом был всего лишь симптомом. Сам Трамп управлял Белом Домом, публично подрывая авторитет своих высокопоставленных чиновников и отказываясь согласовывать с ним свои политические решения, пишет газета The Washington Post. Для управления Белым домом нужен сильный начальник штаба.

Хотя Трамп и назначил Рейнса Прибуса начальником штаба, он никогда не желал делегировать ему достаточно полномочий. В своей книге «Искусство заключать сделки» Трамп писал: «Я оставляю свою дверь открытой. Вы не можете быть изобретательным или предприимчивым, если у вас слишком много бюрократии. Я предпочитаю работать каждый день и видеть как все развивается». Этот подход приводит к хаосу в Белом доме. Опыт последних пятидесяти лет показал, что, несмотря на то, что несколько ближайших советников должны иметь регулярный доступ к президенту, кто-то должен приводить всю конструкцию в движение, охранять доступ к президенту и управлять политикой. Этот человек традиционно является начальником штаба президента.

Трамп не сумел сформулировать определенную идеологическую или политическую перспективу, а многие из его предвыборных обещаний конфликтовали друг с другом. Это привело к конфликтам внутри администрации. Прибус был не в состоянии поддерживать порядок или создать регулярный политический процесс, потому что стороны не могли прийти к соглашению по основным направлениям администрации. Популистское и националистическое движение возглавил Стивен Бэннон, который заявил, что целью администрации является «деконструкция административного государства».

Прибус был отождествлен с консервативными республиканцами Конгресса, которые выступали за свободу торговли и льготы и с опаской относились к России. Бэннон видит их как часть «болота», которое Трамп обещал истощить. Команда национальной безопасности Трампа (советник по национальной безопасности Герберт Макмастер, министр обороны Джеймс Мэттис и госсекретарь Рекс Тиллерсон) являются реалистами-интернационалистами, которые утверждают, что Соединенные Штаты должны стать частью мировой экономики, а не бороться с ней, а также поддержать лидерство США в НАТО.

Вне этих идеологических и партизанских фракций зять Трампа Джаред Кушнер и его дочь Иванка, которые являются главными игроками Белого дома. Широта политических полномочий Кушнера и его доступ к президенту подорвали авторитет Прибуса. Все администрации в Белом доме проходят через конфликты в политике, конфликты личности и недопонимание. Эти проблемы во время первых шести месяцев правления Трампа были гораздо более публичными и интенсивными, чем те, которые встречались с любым другим президентом. 

Хаос увеличивается, когда президент противоречит или игнорирует своих высокопоставленных чиновников.Сам Трамп стоял у истоков беспорядков в Белом доме, публично критикуя своих высокопоставленных чиновников и не консультируясь с ними по важным областям государственной политики. Ярким примером является ситуация в феврале, когда Трамп издал распоряжение, запрещающее иммигрантам-мусульманам из семи стран въезжать на территорию США. Позже секретарь по вопросам национальной безопасности Келли, Мэттис, а затем и Тиллерсон, каждый жаловался, что с их отделами не проводились консультации. Но Трамп не согласился с ним. «Люди, адвокаты и суды могут называть это как они захотят, но я называю это тем, что нам нужно, и что это такое, запрет посещений!»

Трамп позже критиковал генерального прокурора Джеффа Сешнса и подчиняющийся ему Департамент, заявив, что они «должны были поддержать оригинальный запрет на въезд, а не его политически корректную версию».

Конечно, президент сам издал приказ и мог написать его так, как хотел. Можно также вспомнить об увольнении Трампом директора ФБР Джеймса Коми. Президент показал, что его раздражает продолжающиеся заявления о влиянии России, когда он написал в Twitter, что расследование ФБР бессмысленная трата средств налогоплательщиков. 

Девятого мая Трамп уволил Коми. Его пресс-секретарь Сара Хакаби Сандерс сказала, что президент сделал это по рекомендации Сешнса и заместителя генерального прокурора Рода Розенштейна. Однако на следующий день во время встречи в Овальном кабинете Трамп сказал российскому послу и министру иностранных дел «я просто выстрелил в голову ФБР. Он был сумасшедшим. Из-за России я столкнулся с большим давлением. С этим покончено». 11 мая Трамп рассказал NBC News, что задолго до получения совета от Розенштейна собирался принять это решение, независимо от его рекомендаций.

Все это свидетельствует о том, что президент не в полной мере информирует своих сотрудников о важных политических решениях и не поддерживает их, когда они представляют публичные заявления в СМИ.

Достаточно много таких ситуаций, которые показывают общую дисфункцию Белого дома. Его скептическое отношение к НАТО противоречило позиции его вице-президента и команде национальной безопасности вместе с Макмастером, Мэттисом и Тиллерсоном. На встрече в Овальном кабинете с российскими дипломатами Трамп передал секретные данные разведки, полученные от Израиля. Трамп хотел разорвать ядерную сделку с Ираном, но Мэттис, Тиллерсон и Макмастер не согласились. А твиты Трампа, объявляющие о запрете трансгендерам нести воинскую службу застали Пентагона врасплох. Трамп не обсуждал свою угрозу 8 августа, в которой объявил, что Северная Корея будет встречена «огнем и яростью» ни с Мэттисом, ни с Тиллерсоном, Макмастером или Келли. После того, как Тиллерсон сказал американцам, что они не должны «беспокоиться о риторике последних нескольких дней», Трамп написал в Twitter, что американские войска были "заперты и загружены".

Эти различия между Трампом, его штатом Белого дома и членами кабинета, похоже, подтверждают слова сенатора Линдси Грэм изданию The Washington Post. «Я не верю, что Трамп вступил в сговор с русскими, потому что я не верю, что он вступает в сговор со своим собственным персоналом».

Может ли новый начальник штаба навести порядок?

Когда Келли занял пост начальника штаба, он немедленно внес изменения, чтобы противостоять слабой дисциплине Белого дома периода Прибуса. Он настаивал на том, чтобы все телефонные звонки президенту направлялись через коммутатор Белого дома для его одобрения. Он предпринял шаги, чтобы контролировать неофициальный доступ к президенту, даже настаивая на том, чтобы с ним общались Джаред Кушнер и Иванка Трамп, прежде чем советовать что-то президенту. Он контролирует связь между секретариатами кабинета и президентом.

Но для успеха Келли ему придется ограничить твиты Трампа, не дать ему сократить людей, которые пришли вместе с ним и заключить мир между враждующими группировками. Бывший глава Белого дома Леон Панетта прокомментировал назначение Келли, сказав, что для успеха. «Он должен контролировать всех сотрудников, знать, за что каждый несет ответственность и быть полностью осведомленными во всех политических дискуссиях, происходящих с президентом». Поведение этого президента будет непростой задачей, даже для бывшего генерала и ветерана боевых действий.