Так как пахан скоро будет уходить на покой, противоречия обострятся неизбежно

На модерации Отложенный

Лидер организации «Левый фронт» Сергей Удальцов сегодня провел в Екатеринбурге встречу со сторонниками «левых сил», чтобы обсудить, как разным малозаметным на политической арене организациям объединиться и приблизить неминуемый «левый поворот», возможность для которого он видит в ближайшие три года. За два с половиной часа, которые он провел стоя перед аудиторией в сто человек, Удальцов предложил перенести столицу России на Урал или в Сибирь, своими силами кадрово «обновить» дружественную ему КПРФ и создать свой межрегиональный YouTube-проект социалистического толка. Впрочем, в серии вопросов Удальцову пришлось отвечать оппозиционерам не только за «Левый фронт» и социалистическую идею, но и за главу администрации Екатеринбурга Александра Якоба, лидера коммунистов Зюганова и даже Владимира Путина. Подробности — в репортаже Znak.com.

 «Привет от зажравшейся Москвы»

За полчаса до встречи с Удальцовым небольшой зал отеля «Парус» почти заполнен. В аудитории в основном мужчины — от 20 до 70 лет. И им определенно есть что обсудить: зал негромко и стабильно «гудит», обсуждая отмену выборов мэра в Екатеринбурге, споря о легитимности Владимира Путина и актуальности коммунистов.

— А кто читал в газете статью, как Рябчевский судился с протоиереем? Никто не читал! А мы там семь человек стояли с флагами. Плохо у нас информация распространяется!

— Скажите, а у нас есть народное предприятие в области, как у Грудинина?

 — В Сухом Логу вот есть, там директора избрали, машину ему голосованием купили. А никто этого не знает.

— Потому что тогда станет понятно, что можно жить без власти. А они тогда зачем? Поэтому не пускают это на центральное телевидение.

— 200 народных предприятий по всей стране. Но никто кроме «Советской России» о них не пишет! КПРФ сегодня себя изжила…

— Разыграли спектакль со Скрипалями! Я работал с нейропаралитическими газами, там даже если дыхнешь раз — нет антидота, а тут! А на Украине что разыграли только что (имея в виду то ли историю с Аркадием Бабченко, то ли обвинения по поводу сбитого малайзийского Боинга) — чистый мировой розыгрыш! Вот это надо напоминать всем.

— Я предлагаю провести акцию против повышения цен на бензин! Это в наших силах!

Наконец, с «пламенным приветом» заходит Сергей Удальцов. «Какая красота», — говорит он, оглядывая заполненный зал. «Так нас мало», — возражают из зала. «Как мало? Смотрите, какая армада могучая!» — не соглашается Удальцов.

Часовое выступление Удальцова начинается с традиционного реверанса региону. «Для начала разрешите вам передать привет от зажравшейся Москвы, вам, жителям Урала. Я это с юмором сказал, но на самом деле дисбаланс чудовищный. В Москве скоро асфальт и плитку будут менять как зимнюю-летнюю резину — денег завались. А на остальных территориях запустение, разруха и кошмар полный творится. Это говорит о том, что власть работает на разрушение страны. Я вообще сторонник переноса столицы из Москвы — почему бы не перенести ее на Урал, в Сибирь? Это надо выносить на референдум», — сразу предложил Удальцов. Впрочем, лидер левых сразу оговорился, что не станет высказывать эту идею как «кандидат от левых сил», но прекрасно понимает, откуда берется ненависть к Москве.

«Я не из зажравшейся Москвы — я из обычной Москвы, там тоже много проблем, есть обычные работяги, я все это знаю. Я в Свердловске был в последний раз в 2012 году, на автопробеге. Он известно чем закончился — мы плавно заехали в следственные изоляторы, отсидели свои сроки. Многое за это время повидали, осмыслили, обдумали. Но моя позиция нисколько не изменилась — действующая власть может завести Россию только в полнейший тупик и привести ее к развалу», — выдвинул он основной тезис. В пример Удальцов привел Тамбовскую область, где сидел за организацию массовых беспорядков на Болотной площади в день инаугурации Владимира Путина на третий срок. По его словам, там чудовищная наркомания и безработица, из-за чего люди идут на воровство и другие преступления. «Я их не оправдываю — чудовищные жизненные условия это не оправдание. Но я понимаю, почему они идут. Их просто довели до такого состояния, что им некуда деваться. И ты понимаешь, что вектор нынешней социально-экономической политики абсолютно губителен», — пояснил Удальцов.

«Если не Путин — прилетят инопланетяне и оккупируют»

Следующие полчаса оппозиционер потратил на то, чтобы объяснить, что виноваты в текущей ситуации не только Путин, правительство и «Единая Россия», но и все люди, и он сам, потому что они не в состоянии организоваться и продолжают терпеть власть, зная, что она из себя представляет.  

«Из 77% голосовавших за Путина многие голосовали реально, не будем кривить душой. Но это было голосованием через «не могу». Люди шли, запуганные пропагандой, что если не Путин — то майдан, кровь, инопланетяне прилетят и нас оккупируют. А теперь у тех людей, которые голосовали за Путина, чудовищное раздвоение сознания, на грани шизофрении. С одной стороны — пафосные обещания, новые майские указы, у всех будут расти зарплаты, все будем жить по 90 лет. А с другой стороны — Медведев в правительстве, та же самая банда, а Кудрин, этот «светоч разума», в Счетной палате будет их темные дела контролировать», — возмутился он.  

И тут же подарил аудитории надежду, что это — «темный час перед рассветом» и «путинская эпоха» подходит к концу. Удальцов считает, что через два-три года «путинская ОПГ» начнет искать преемника действующему президенту. «Так как пахан скоро будет уходить на покой, противоречия обострятся неизбежно. Эта ОПГ — это же не однородная масса, они друг друга ненавидят, каждый готов каждого загрызть, задушить, чтобы самому дорваться к лакомому кусочку. Там будут такие разборки, что мало не покажется никому. Это влечет за собой шансы для оппозиции», — предположил он, одновременно предостерегая единомышленников от допуска к этому шансу «неолиберальных» оппозиционеров, ориентированных на Запад.  

Вместо этого Удальцов призвал сторонников проводить курс социалистических реформ. «Это не архаика! Тренд социально-демократический актуален во всем мире: во Франции, в Англии, в Германии. Мир в поиске альтернатив, в поиске альтернативного центра. Россия могла бы стать таким центром, мощным в идейном смысле.  

Сейчас же душно жить в этой стране, потому что эти ценности убивают в человеке все живое и порождают самые низменные качества.  

Сегодня все вокруг денег, и как долго это будет продолжаться, я не знаю. Надо положить этому конец. Нужно обновляться, укреплять сотрудничество с КПРФ. И я ставлю задачу на федеральном уровне, чтобы была коалиция. Нам нужна компания новых лидеров — Прилепин, Шаргунов, еще кто-то. Если у нас нет лидеров, то наши оппоненты нас переиграют», — предупредил глава «Левого фронта».

Не исключил он и работы с либеральной и националистической оппозицией, но призвал понимать, кто есть кто, и не допускать к работе людей с «симпатичными лицами, но гнилой сущностью». Впрочем, досталось от него и левым оппозиционерам. «Вот, 6 мая была акция (против инаугурации Владимира Путина — прим. Znak.com), приглашали КПРФ — не пошли. НПСР по стране в целом не пошли. Почему после выборов 19 марта не выходили? Кто-то вышел, но не в том объеме. На этом фоне мы проигрываем, поэтому либеральная часть бьет себя в грудь и говорит — мы главные враги Путина, а вы никто. И некоторые действия дают основания так утверждать, — печально заметил он. — Но главная оппозиция — это мы. Момент грядет переломный, и если левые патриотические силы его не используют, победят другие силы, будет или как на Украине, нас обвинят в фашизме, красный флаг вообще уже нигде не вывесишь. Если мы не объединимся, нас перехитрят и обыграют. Это вкратце. Левые идеи вечны, но они будут идти слишком долго. Поэтому давайте ускорять развитие истории».

Пришедшие на встречу сторонники «Левого фронта», однако, большую часть встречи предпочли потратить не на координацию, а на вопросы политического толка и выяснение отношения к ним лично Удальцова. «Как относитесь к субъектам политического цирка, таким как Навальный и Ройзман? Ройзман обманул горожан, он влился в администрацию и стал таким же веселым товарищем, для города не сделал ничего. «Левый фронт не станет Ройзманом, когда придет к власти?» — поинтересовался у него молодой человек Денис. Удальцову пришлось действовать максимально тактично. «До власти еще добраться надо, но Ройзманом мы точно не станем, — заверил он. — Я бы так уничижительно о них не высказывался — это не цирк, это люди, за которыми есть сторонники. Другое дело, что с идейной точки зрения для нас это оппоненты. Но эти люди не на народ работают — у них своя корысть, и мне это не близко. Если они придут к реальной большой власти — для страны это будет плохо, потому что они говорят сугубо популистские вещи. Я не исключаю теоретически взаимодействия, но мы должны обо всем этом помнить и стараться, чтобы патриотические силы выходили на первый план», — аккуратно ответил он.

Более того, Удальцов предположил, что часть «элиты» рассматривает оппозиционеров как своих ставленников и «запасной аэродром», на случай если народное возмущение достигнет больших масштабов. «Реализуется сценарий «новых Ельциных» и возврата в 90-е, чего крайне бы нам не хотелось. Главный оппонент наш сейчас — действующая власть, но эти люди в оппозиции потенциально не менее опасны. О левопатриотических силах они точно так же рассуждают, уверяю вас», — предупредил Удальцов.

«Вот зек сидит в «Ютьюбе», вот вертухай сидит в «Ютьюбе»».  

После этого активисты немного поговорили о том, что опираться левым силам нужно по-прежнему на условный «пролетариат», потому что ближайшие 50 лет роботы этой силы не заменят. При этом опираться можно не только на классических заводчан. «Вот недавно в Москве вышли уличные музыканты, которых притесняют из-за чемпионата. Не самая большая группа, но их дискриминируют, почему нет? Профсоюз «Бременских музыкантов» будет. Профсоюз других представителей рабочих классов. Работа с профсоюзными организациями крайне важна, мы будем заниматься этим день и ночь», — предложил Удальцов.

В то же время сторонники социализма высказали опасения, что социализм просто так «народным массам» не объяснить, из-за чего большой массовости на мероприятиях не видно. У Удальцова неожиданно оказался рецепт на этот случай. «Мы эти вещи с Максимом Шевченко обсуждали — нам нужен яркий информационный портал, канал на «Ютьюбе», с сетью корреспондентских пунктов на местах. Вы все острейшие проблемы здесь фиксируете, мы аккумулируем это на своем портале. Сегодня у нас распыленное пространство. Сейчас такая задача стоит, может быть, — даже выйти на кабельные форматы, типа «Дождя». Такой «Красный ‚Дождь‘», — сказал он и тут же рассмеялся, видимо, прочувствовав ассоциативный ряд. — Звучит не очень, но мы над этим подумаем, над названием».

Но не все пришедшие были настроены так же оптимистично. «Сергей, у нас все фальсифицировано. Зюганов — хамелеон, на каком основании он имел право заявить, что Путин победил на всех участках? Я считаю, что нужно эту икону (видимо, имеется в виду Путин — прим. Znak.com) убрать — и все это посыпется. Не нужно ли уделить внимание формированию партизанского движения! Они не стесняются нас уничтожать, почему мы должны стесняться?» — предложила одна из женщин. Удальцов, покинувший место заключения только летом прошлого года после четырех лет в тюрьме, призвал быть осторожнее в своих идеях.

«Сегодня вы полностью под контролем. У вас телефон — вы под контролем, интернет — вы под контролем. Я далеко от паранойи. Но если мы нацелены на серьезную какую-то деятельность, надо внедрить себе в сознание одну простую мысль: считайте, что вас прослушивают, учитесь так выражаться, чтобы быть понятным и не подвергать своих близких и себя опасности, — предупредил Удальцов. — А партизанство, в леса уходить — вы до леса не дойдете, возьмут под руки и поведут на допрос». Вместо этого лидер «Левого фронта» предложил тактику максимальной легальности и доступности для людей. «Я отбывал срок — там все сидят в «Ютьюбе». Вот зек сидит в «Ютьюбе», вот вертухай сидит в «Ютьюбе». Везде это повсеместно. Вот туда нужно идти. Интернет-партизанские дела — это я одобряю», — предложил он.

«Владимир Владимирович пугает Запад ракетами, а на Западе только руки потирают. Кто на кого работает?»

Спустя час вопросов идеологические дискуссии медленно перешли к практическим и Удальцову пришлось выступать уже в жанре «общественной приемной». Например, приехавшая из поселка Горный Щит женщина пожаловалась и на то, что борется с городской администрацией за кладбище в поселке, на землях вокруг которого ведется активная застройка, и на бывшего кандидата в губернаторы Свердловской области от КПРФ Алексея Парфенова, который «не передал три ее письма Зюганову», и на то, что на ее многочисленные жалобы перестали реагировать даже журналисты. «Обговорим с вами. Ситуация конкретная, надо ее конкретно решать», — сказал Удальцов и дал ей свою электронную почту. Беспокоящихся о судьбе памятника Ленину в Екатеринбурге он успокоил тем, что решение о его демонтаже для реставрации в 2019 году администрацией города еще не принято. «Сейчас такие технологии, может, и не придется его снимать с постамента», — предположил он, подменяя уже Александра Якоба.

Попытались на встрече разобраться и с идейно-политическим спектром: некоторые «левые» не очень хорошо понимали, на каком полюсе находятся их оппоненты из «Единой России». «По всем политологическим раскладам это правый режим. В экономике — либеральный, в межнациональных — формально за дружбу народов, но реально они своей политикой людей стравливают. И это, не побоюсь этого слова, фашистский режим», — провел ликбез Удальцов и тут же наткнулся на непонимание одного из сторонников:

— А как же «Крым наш»?

— Крым наш, но не надо смешивать понятия. Это не 100% фашистский режим, но все к этому идет. А присоединение Крыма — это заслуга местных жителей, без их воли ничего бы не было. Именно бездарная политика к нашим соотечественникам и странам СНГ привела к тому, что мы упустили Украину. Все делали впопыхах, вдогонку, и надо сказать спасибо крымчанам, что все получилось. А потом дали заднюю. Надо приветствовать присоединение Крыма — но именно как волеизъявление крымчан, а не как заслугу Путина.

«Я, как профессиональный военный, с вами не согласен! — воскликнул пенсионер в первых рядах. — Не надо так унижать то, что сделано по-человечески! Был проявлен величайший талант, такая операция — ни одного выстрела не было, и за это ему большое спасибо! Памятник нужно ставить!». Это вызвало бурное недовольство в зале, но Удальцов всех быстро успокоил. «Товарищ высказал свое мнения, я свое. Ничего страшного. В базовом мы сходимся, и если даже кто-то хочет ему за какие-то дела поставить памятник, то за другие надо будет этот памятник убрать тут же. Так что, технически, памятника он не заслуживает», — добавил Удальцов.

Помимо прочего, лидеру «Левого фронта» пришлось объяснить, почему желание иметь «сильную армию» — еще не повод кормить ее за счет всех остальных граждан. «Вот Северная Корея, там Ким [Чен Ын] не самый глупый товарищ. Там есть ядерный арсенал, достаточно маленький, — но он ведет независимую политику и никто на него не нападает. Нужна сильная армия? Нужна, но не за счет социальных нужд. Это была ошибка, когда СССР был втянут в гонку вооружений, штамповали эти танки, самолеты — а нужно ли было столько?» — задался вопросом Удальцов. И хотя несогласные с этой мыслью в зале оставались, громко спорить с ним они не стали. 

Вместо этого у него поинтересовались, как быть с информацией из интернета о том, что «Путин хочет создать Дальневосточную республику под управлением госкорпораций», и с «враньем Путина про ядерные установки». Поэтому Удальцову пришлось невольно немного поработать за Кремль. «Ну, про республику это нигде не анонсировалось, это все на уровне слухов, — сказал он. — Но все эти Дальневосточные особые экономические зоны…». В части заявления Путина о ядерных ракетах, которые в последнем послании президента на видео пролетали над Флоридой, Удальцов отметил, что неясно, есть ли они на самом деле. «Владимир Владимирович пугает Запад ракетами, а на Западе только руки потирают — Россия это враг, под это можно выделить деньги и так далее. Кто на кого работает, это еще вопрос», — неожиданно заключил он.

По прошествии двух с половиной часов Сергей Удальцов предложил сделать перерыв, после чего собраться активистам «Левого фронта» и решить, что делать дальше. «Я для себя понял один момент — что я в оппозиции нахожусь не по каким-то мотивам, что мне хочется какого-то движения, перемены ради перемен. Я в ней нахожусь, потому что в свое время у меня украли Родину, во-вторых, — та система ценностей, которую нам навязывают, она достаточно низменная и она легко усваивается. Все скатилось к самым примитивным инстинктам — потребление, насыщение, обогащение, похоть, разврат. В такой системе ценностей мне лично жить тяжело. И я понимаю, что буду идти до конца, но двигаться на победу. И всем могу только пожелать, и вам, и нам, — с такой мыслью жить и действовать. Терпения, уверенности в конечном успехе нашего дела. Ценности наши правильные, идеи наши разумные, за ними будущее. Просто надо помогать этому процессу быстрее осуществиться», — подытожил Удальцов. 

Завтра ему предстоит повторить свои идеи в следующем пункте тура по регионам — Челябинске. Всего Удальцов рассчитывает до осени объехать порядка 20 городов, к концу года сформировав полноценную региональную сетку «Левого фронта».